Весна 2010.
Семья копает грядки. Мои малыши тут как тут,, просят "копалку", подаю по маленькой пластмассовой лопатке, ковыряют. Где хотят копать, там нельзя, где можно - не хотят. Быстро надоело. Зато посадка оказалась для них очень увлекательным занятием: сажали и пересаживали все подряд, куда заблагорассудится , и в четыре руки.
Расскажу, как я с внуками сажала горох, фасоль и бобы. Пока я длинной палкой расчерчиваю грядку на три части, они успевают разлиновать всю поверхность, как тетрадь в косую линейку. Пришлось брать грабли и разглаживать грядку. Пока ставила грабли на место и брала мисочку с наклюнувшимся горохом, грядка снова оказалась расчерчена на мелкие квадратики. Решаю больше не разравнивать землю, а палочкой делаю ямки для горошин. Одна минута и горох рассажен моими помощниками по периметру, а на середину сажать уже нечего.
Но еще есть бобы и фасоль. Опять делаю лунки для семян, на так как опыт посадки уже получен, делаю умней: подаю по одному бобу в протянутую ладошку. Ваня с одной стороны грядки, Милана с другой. А я брать, подавать и тыкать семена в землю не успеваю, поэтому сажают только они, по центру - лежа на животе, по краю - на четвереньках или сидя в борозде.
Правой ручкой опускают семечко в лунку, разравнивают, торопятся, а левая ладошка уже тянется за другим бобом или фасолькой: "Дай мне, и мне, и мне..."
Наконец посадка закончена, хвалю их. Они чумазые, но довольные и гордые от проделанной работы, идут обедать. Мне же становится как-то не по себе. Грядка представляет собой печальное зрелище, как будто ездил и разворачивался на ней небольшой, но трактор. Семян-то больше нет.
Сама себе говорю: "Спокойно. Только спокойствие. Весна еще впереди." Ладно, разровняю то, что есть и будь, что будет, пусть растет.
Забегая вперед, скажу, что всё посаженное таким своеобразным образом, слава богу выросло. Мои малыши с удовольствием ели и горошек, и бобы, и фасоль.