Разные

Алекс Оно
Действующие лица:


 Лунев, около 30 лет.
 Сивкова, молодая девушка.
 Васька, 11 лет.
 Дети.
 Прохожие.



 Обстановка


 Парк отдыха. Вдоль асфальтовой дорожки тянутся фонарные столбы. Неподалёку располагается небольшая детская площадка. Далее, ближе к центру, буйно разрослись деревья. В левой части парка фонтан. Среди деревьев одиноко стоит скамейка. Перед ней тропинка.


 Действие первое

 Раннее утро. Парк пуст. Лишь где-то в глубине можно заметить дворника, подметающего дорожки. Или сторожа, дремлющего в будке. Безлюдье создаёт атмосферу идеального покоя и гармонии. Птичьи голоса раздаются в гуще ухоженного сада. Где-то кукушка со своей кажущейся бесконечной песней. Ритмично выстукивает по стволу дятел. Чириканье воробьёв, не поделивших крохи, брошенные дворником. Прохладный ветерок, первые лучи солнца освещают кроны деревьев.
 На скамейке сидит мужчина. Совсем неподвижный, облокотившись на спинку, он держит в руке что-то похожее на записную книжку, будто спит. Но, приглядевшись можно заметить его полуоткрытые глаза, устремлённые куда-то вглубь парка. Вдруг прибегает Васька. Погоняв на тропе воробьёв, он подходит к скамейке.


 Васька. Здрасьте, дядь Толь!
 Лунев (убирает книжку в карман). А, Васька. Ты что тут, проказник, в такую рань делаешь?
 Васька. Да, просто так бегаю!
 Лунев. Мама-то, наверное, волноваться будет, что тебя нет.
 Васька. Ха! Её самой-то уже нет. Вон, только бутылки за ней убирай. Глядишь, может, что и выручишь.
 Лунев. Шустрый ты… А папа?
 Васька. Батька?! Он-то вообще уже от водки бушует. Вон, что вчера устроил! Говорит, на вот тебе бутылки, сынок, иди, сдай. А мне неохота тащиться с этим пакетом. Я его не понёс. А он меня как стукнул по голове! Вот видите шишка какая (показывает на голову)? Я и решил с утра с дому сигануть…


 Небольшая пауза.


 Лунев. Одет ты неважно… Ещё и голоден, наверное.
 Васька. К холоду привык. И пряник успел прихватить (достаёт из кармана сухой пряник. Улыбается).


 Маленькая пауза.


 Лунев (вынимает пятьдесят рублей). На… Купи себе чего-нибудь. Скоро киоски откроют.
 Васька. Ого! Дядь Толь, вы что!
 Лунев. Бери, бери.
 Васька. Спасибо! Фига-се!..


 Берёт деньги и убегает, разгоняя по пути воробьев.
 Слышен голос дворника.


 Ах ты, гадёныш! Чего делаешь! Пошёл вон!


 Лунев, покачав головой, достаёт книжку и что-то
 медленно записывает. На глазах его видны слёзы.


 Занавес.


 Действие второе

 Ближе к обеду. Лунев по-прежнему сидит на скамейке в своей задумчивой позе. Мимо него изредка проходят люди. Кто-то просто гуляет, кто-то идёт через парк, чтобы сократить путь. Возле фонтана стоит молодая пара – смотря на воду, они о чём-то говорят. На площадке несколько родителей, наблюдающих за играющими детьми.
 Небольшая пауза. К скамейке подходит Сивкова. Сметает ладонью несколько соринок и садится. Лунев безмятежно смотрит на небо. Делает записи в книжке. Звонит сотовый. Сивкова в спешке достаёт из сумочки телефон и отвечает.


 Сивкова (по телефону). Да. Да это я… Привет!.. Получила… Спасибо, было очень приятно! Что? (хихикает) Да… Я в парке. Сижу на лавочке… А ты сейчас где?.. И, что, это очень серьёзно?.. Я могу сейчас зайти… Почему?.. Понятно… Сегодня? Замечательно!.. Хорошо, только недолго. Ладно, давай, пока… Целую (улыбаясь, кладёт телефон в сумку).


 Пауза. Сивкова сидит, осматривается вокруг.
 Лунев, как и прежде, смотрит в небо,
 периодически делая записи. Вдруг
 Сивкова обращает внимание на Лунева.


 Мужчина, а что вы туда всё смотрите (улыбается)?


 Маленькая пауза.


 Лунев (тихо, не отводя глаз от неба). Наблюдаю…
 Сивкова. Вы синоптик? Вижу, вы делаете там какие-то записи…


 Без ответа.


 (посмотрела на небо). По-моему, сегодня будет прекрасная погода. А вы как думаете?
 Лунев. Надеюсь…


 Пауза. Через несколько минут.


 (делает запись). Вы кого-то ждёте здесь?
 Сивкова. Да, моего знакомого. Он должен за мной заехать.


 Маленькая пауза.


 Нет, а вы, наверное, и вправду синоптик!
 Лунев (лёгкий смех). С чего вы взяли?
 Сивкова. Смотрите на небо, что-то записываете…
 Лунев. Поверьте, для данной профессии этого мало.
 Сивкова. Значит, я ошиблась?
 Лунев (улыбается). Да…
 Сивкова. Как жаль… А я уже хотела спросить вас, какая будет сегодня вечером погода…


 Оба улыбаются.


 Лунев. Не думаю, что до вечера она успеет испортиться. Не волнуйтесь.
 Сивкова. А как вас зовут?


 Маленькая пауза.


 Лунев. Зачем вам?
 Сивкова. Просто я не могу говорить с человеком, не зная его имени. Конечно, такая привычка меня часто подводит, ведь зачастую приходится общаться с совершенно незнакомыми людьми, вроде вас…
 Лунев. А что, у вас мало знакомых людей?
 Сивкова. Нет, дело не в этом. Я очень общительна. И могу говорить с любым человеком… Так как вас зовут?
 Лунев. Анатолий. Но можете звать просто Толя.
 Сивкова (посмеивается). Я Людмила. Очень приятно познакомиться с вами, Анатолий.
 Лунев. И мне тоже приятно.


 Пауза.


 Сивкова. Анатолий,  вы здесь часто бываете?
 Лунев. В последнее время, да.
 Сивкова. Тоже кого-то ждёте?
 Лунев. Почему вы так решили?
 Сивкова. Ну, не знаю… Смотрите в небо, грустите… И я так и не поняла, что вы там записываете?.. А, наверное, вы художник. Я угадала?
 Лунев. Можно и так сказать. Только я не изображаю…
 Сивкова. Анатолий, ей-Богу, вы меня так в тупик поставите. Дайте-ка мне вашу книжку (выхватывает и смотрит).
 Лунев. Аккуратнее, пожалуйста!


 Маленькая пауза.


 Сивкова. Анатолий, вы меня удивляете! Так, значит, стихи пишите? Слушайте, как здорово! Настоящий поэт!
 Лунев. Вам нравится поэзия?
 Сивкова. В детстве я любила писать стихи. Мне казалось, у меня неплохо получается. Но потом я поняла, что это всего лишь детский лепет.
 Лунев. Не могли бы прочитать ваше стихотворение? Самое любимое…
 Сивкова. Ой, это было так давно (кладёт книжку рядом с собой). Даже не знаю… А нет, помню один! Вот послушайте:


 Листик золотой с веточки упал,
 На землю спустился 
 И в ветре растворился.

 Ветер стих.
 Вот ещё один упал,
 Кто-то растоптал…

 Так, а дальше не помню… 


 Пауза. Лунев смотрит вдаль, будто застыл.


 Эй, Толя! Что с вами (смеётся)? Вы заснули?
 Лунев (тихо). Красиво…
 Сивкова. Вы о небе?
 Лунев (лёгкая улыбка). Нет. Ваш стих… Когда вы его написали?
 Сивкова (растерянно улыбается). Ой, это было… В десять, одиннадцать лет где-то так. А что, вам понравилось? Это ведь даже не стихотворение…
 Лунев. И на мгновение был пленён я вашими тёплыми речами (улыбаясь, смотрит на Сивкову).
 Сивкова. Анатолий, ну, хватит смущать (хихикает)! Вы меня всё больше и больше удивляете…


 У обоих смех.


 Лунев. Вы меня тоже…
 Сивкова. Не преувеличивайте (берёт книжку).


 Маленькая пауза.


 Лунев. В стихах я ещё могу себе это позволить, но сейчас не смею. Говорю так, как чувствую.
 Сивкова (читает стихи). Спасибо… Я вот тут прочла у вас несколько стихотворений, и мне не совсем понятно…
 Лунев. Это не удивительно, ведь работа ещё не закончена.
 Сивкова. А я и вижу, чего-то не хватает… Вот этот просто великолепен. Но о чём он (читает вслух)?


 Вспомнил я тебя, и будто лучик озарил моё сознание,
 Развеялись пустые грёзы и долгое страдание.

 Но поздно понял я, что душа моя черна,
 И нет в ней места более для света, для тебя…


 Пауза.


 Лунев (глаза налились грустью). Переломный момент… Он и мне был непонятен…
 Сивкова. Ах, Толя, не пугайте (смеётся).
 Лунев (задумчиво). Жизнь – вечная загадка… Иногда эта неизвестность меня тоже пугает.
 Сивкова. Эх, я же совсем забыла (достаёт телефон, звонит)!


 Маленькая пауза.


 (по телефону). Алло, мам! Привет!.. Слушай, я сегодня задержусь… Нет, я не зайду… Кто?.. Если ещё позвонит, скажи мой номер. Да… Всё, пока (убирает телефон). (чуть нервно) Этот ремонт. Надоели!


 Пауза.


 Анатолий, вы что-то говорили?
 Лунев. У вас красивый голос… Особенно, когда разговариваете по телефону.
 Сивкова. Это комплимент?
 Лунев. Нет, скорее факт.
 Сивкова (посмеивается). А вы, Анатолий, интересный человек… Смотрите в небо. Говорите стихами…
 Лунев. Порой небо может о многом сказать…
 

 Маленькая пауза. Сивкова,
 улыбаясь, смотрит на Лунева.


 Сивкова. И чудной.


 Сложив руки, посматривает на часы.
 Лунев продолжает глядеть в небо,
 иногда посматривая на Сивкову.


 Занавес.


 Действие третье

 Около четырёх дня. Парк оживлён. Детская площадка полна малышнёй. Около фонтана скопились люди. Скрип качель, ребячий смех, беседы гуляющих. Всё слилось воедино. Парк наполнен жизнью.
 Всё также на скамейке сидит грезящий Лунев и Сивкова. Она пытается дозвониться.


 Сивкова (держит телефон. Еще более раздражённо). Недоступен, недоступен! Я что, должна его здесь вечно ждать!? Сказал же скоро!..


 Маленькая пауза.


 Лунев (что-то написав). Людмила, как вам это (быстро читает)?


 Ты предстала передо мной
 Во всей своей красе:
 Прекрасное лицо. Ладони гладки как стекло,
 Волосы цвета неба дождевого…


 Сивкова (перебивает). Ох, Анатолий! Поверьте, сейчас мне не до этого.
 Лунев. Наверное, с рифмой что-то.


 Маленькая пауза.


 Сивкова (звонит). Куда же он пропал? Позвонил бы хоть! А, наконец-то (по телефону)! Алло. Говори громче, не слышу!.. Что?.. Ты едешь или нет?.. Давай я сама приду?..  Хорошо жду. Пока (убирает телефон)… Я такая нетерпеливая (встаёт).


 Лунев. Вы уходите?
 Сивкова. Лимонаду куплю.  Духота невыносимая.


 Уходит. Небольшая пауза. Смотря на место
 где сидела Сивкова, он медленно пишет в
 книжке. На глазах наворачиваются слёзы.
 Вскоре возвращается Сивкова с
 бутылкой лимонада. Садится на скамью.


 Лунев (грустно). Я думал, вы уже не вернётесь…
 Сивкова (пьёт). Ещё рано уходить.
 Лунев. Я рад…
 Сивкова. Чему же (смотрит на Лунева)?
 Лунев. Вашему возращению…
 Сивкова. Анатолий, что с вашими глазами? Вы плакали?
 Лунев. Немного.
 Сивкова. Почему?
 Лунев (запинаясь). Я почувствовал… Составил рифму  И вот…
 Сивкова (хихикает). Ой, ладно вам…


 Маленькая пауза.


 Лунев (улыбается). Ваш смех… Он потрясает!..
 Сивкова (допивает и ставит бутылку возле скамьи). Ах, Толя! Здесь так красиво (осматривается вокруг)! Жаль только, людей много… Столько шума. Я ещё удивляюсь, как возле ларька не было очереди.
 Лунев. Я думал, вам нравится быть в окружении людей.
 Сивкова. Значит, не всегда. А как вы к этому относитесь?
 Лунев. К чему?
 Сивкова. Такая шумная обстановка, в таком прекрасном месте…


 Маленькая пауза.


 Лунев (смотрит на проходящих мимо людей). Это мир… Я принимаю его таким, какой он есть. Шумным, тихим…
 Сивкова. Надо же… Я вам завидую! У меня не всегда получается.
 Лунев. В этом нет ничего плохого. Иногда сопротивляться полезно.
 Сивкова. Не понимаю…
 Лунев. Сопротивляться нашей сложной окружающей действительности. Я так и не научился.
 Сивкова (не слушая, смотрит на часы). Когда же приедет?
 Лунев. … Так что не стоит завидовать. Каждый по-своему видит и…
 Сивкова (перебивает). Анатолий,  вы где-нибудь работаете?


 Маленькая пауза.


 Лунев (медленно). Я работал раньше…
 Сивкова (торопит). Где?
 Лунев. В автомастерской. Но потом…


 Слышен гудок машины.


 Сивкова. Наконец-то!


 Резко встаёт, так что лежащая рядом
 книжка падает со скамьи. Быстро идёт
 и скрывается в потоке отдыхающих.


 Лунев (вслед Сивковой). Подождите! Вы уходите? Я хотел. Хотел (тише)... Показать вам… Спросить…


 Остаётся один. Посидев немного в оцепенении,
 он медленно поднимает книжку. Дрожащей
 рукой пишет. Потом отбрасывает её в
 сторону и закрывает лицо руками.


 Занавес.


 Немая сцена

 Поздний вечер. Стемнело. На некоторых столбах загорелись тусклые огни. Ветерок тревожит листья на деревьях, заставляя издавать шелестящий звук. Иногда он заглушается собачим лаем или голосами ещё не ушедших людей.
 Лунев, нашёптывая что-то, медленно ходит возле скамейки. В руках книжка.


 (дрожащим голосом читает свои записи, иногда останавливаясь, чтобы исправить некоторые строки).


 Ты предстала передо мной
 Во всей своей красе:
 Прекрасное лицо. Ладони гладки как стекло,
 Волосы цвета неба дождевого,
 Глаза горят падающей звездой…
 Пытаешься пленить тёплыми словами,
 Пронзаешь взглядом измученное сердце.
 Дыхание – свирепым ветром,
 Уносит вихрем чувства, колющие во мне,
 И мысли добрые пробуждает в глубине.

 От этого блаженства готов забыть я всё на свете,
 И сказать тебе одной: “Люблю, бескорыстное светило”.
 Хочу раскрыться перед тобой
 И поделиться красотой –
 Той, что успел от жизни взять…


 То записывая, то перечёркивая вновь и вновь, Лунев не заметил, как все странички исписались и уже нет ни одной чистой. Сжав в руке, Лунев бросает книжку в сторону. Стерев слезу, нечаянно роняет бутылку у своих ног, а затем, как пьяный, спотыкаясь, уходит. Остановившись один раз и посмотрев на тёмное, беззвёздное небо, он плюет в сторону и скрывается во мраке. Слышен отдаляющийся холодный голос, читающий концовку стихотворения:


 Хочу…
 Но не дано мне испытать истинного чувства –
 Ведь это всё – злою шуткой оказалось,
 И от этого сейчас мне невыносимо грустно.


 Тишина. Занавес.


 Конец.