Быть мужчиной, или Женское счастье

Лариса Баграмова
        – Я потерял себя. Я не знаю, как и в чём себя  реализовать, я не знаю, куда идти, – отчаянно и раздражённо заявляет мужчина лет тридцати. Судя по его опущенным глазам и неловкой позе, ему стыдно произносить эти слова.
        – Иди сюда, встань перед всеми, – приглашает его тренер.
        Мужчина нехотя поднимается и, пряча руки в карманах, поворачивается лицом к участникам.
        – Расскажи о своём отце.
        – Нечего рассказывать, – мрачнеет тот, и видно, что такое признание даётся ему с трудом.
        – О деде?
        – То же самое...
        Внимательным наблюдателям видно, как руки в его карманах сжимаются в кулаки.
        – И что? У них обоих за всю их жизнь не было никаких достижений?
        Мужчина поднимает на тренера глаза, полные боли.
        – Нет, – отвечает он.
        – А у тебя? – чуть понижает голос тренер.
        Мужчина снова отворачивается.
        – Были. Но это всё не то!
        Тренер просит встать остальных мужчин и выстраивает их в цепочку, друг за другом. В середину получившейся колонны он устанавливает главного героя событий.
        – Ты стоишь в череде поколений. Спереди и сзади от тебя – твои потомки и предки. Весь твой мужской род, от Адама, до последнего человека. Скажи мне, где находятся твой отец и деды, а где – сыновья и внуки?
        Мужчина тычет пальцем в спину впереди стоящего:
        – Тут предки.
        Затем небрежно кивает назад:
        – Там потомки. Только у меня дочери, – криво усмехается он.
        – Сыновья, – повышая голос, поправляет его тренер. – Сыновья! И они вовсе не там. Всё, что находится у тебя за спиной, – это твоё прошлое. Будущее – впереди.
        Тренер молчит, молчат и все остальные участники. Проходит несколько минут, и в колонне начинают происходить изменения. Мужчина постепенно меняется в лице, оно становится сосредоточенным и внимательным, потом его плечи понемногу распрямляются. Последний из стоящих в колонне упирает руки в бёдра и широко расставляет ноги, его спина гордо выпрямлена, а голова высоко поднята. Стоящий первым совершает непроизвольные подёргивающиеся движения, словно сдерживает  желание оглянуться...
        – Повернись назад! – командует тренер, и мужчина оборачивается на своих предков. Они смотрят ему прямо в глаза, и тот невольно вынимает руки из карманов.
        – Это твои корни. Это та поддержка, которая даёт тебе силу, – заявляет тренер. – Папаша, ну-ка, дай ему пенделя!
        Стоящий за спиной главного героя мужчина радостно даёт тому пинок под зад. Следующий за ним неожиданно отвешивает пинок ему самому:
        – Не трожь ребёнка, молокосос! На себя посмотри!
        Стоящий позади всех участник разражается громким хохотом:
        – Гыыыыы!! А вот я сейчас всем как вмажу!!
        Тренер движением руки просит мужчин остановиться.
        – Теперь посмотри вперёд, – предлагает он.
        Мужчина снова поворачивается лицом к впереди стоящим и видит их спины.
        – Ну а теперь ты окажи им поддержку.
        – У меня дочери! – возмущается участник. – Не буду же я тыкать в спину девочкам!
        – Всё, твой род закончен, – безучастно ронят слова тренер...
        – Убью Серёгу! – неожиданно восклицает главный герой и даёт пинка впереди стоящему. – Запорол деталь, гад! Я его три месяца учил!
        "Серёга" возмущенно охает и толкает того, кто стоит перед ним:
        – Спину распрями, сопляк!
        Стоящий во главе колонны вздрагивает и вытягивается в струнку. Судя по выражению его лица, он явно жалеет о том, что у него нет наследника.
        – Так. Основную мысль вы поняли, – кивает головой тренер. – Быть мужчиной – это чувствовать за своей спиной колоссальную мощь поддержки всех своих предков и видеть впереди спину сына, ушедшего дальше тебя самого. – Ну а теперь – пошли! – командует он, и колонна начинает двигаться...

        ********

        – Но это же возмутительно! – молодая женщина вскакивает со своего места. – Разве это методы? А если они направят не туда? Я вот точно знаю, куда мне нужно идти! Но мне не дают! Меня постоянно все вот так же тычут! Мне что, всю жизнь от мамы оплеухи получать? И от бабушки? И от остальных? Да я без конца их получаю! С самого рождения. И детей своих я никогда тыкать не буду! Пусть растут, как сами считают нужным!
        – Иди сюда, – приглашает её тренер.
        Женщина встаёт перед участниками и, уперев руки в бока, обводит всех вызывающим взглядом.
        – Мама часто говорит тебе, как следует поступать? – интересуется тренер.
        – Да постоянно!
        – И бабушка? Или кто-то ещё?
        – Да они все! – восклицает женщина. – Можно подумать, что у меня нет своего мнения! Я уже не маленькая!
        – А может быть они всё же хотя бы иногда бывают правы?
        – Иногда бывают, – соглашается она. – Но разве дело в этом? Почему не предоставить мне возможность решать самой?
        – И что ты при этом чувствуешь? – задаёт вопрос тренер.
        – Я чувствую себя ужасно! Как будто меня зажали со всех сторон и лишают права дышать!
        – А как ты хочешь себя чувствовать? – интересуется он.
        Женщина перечисляет целый список эмоций и в конце добавляет:
        – Я хочу чувствовать себя счастливой... И нужной.
        – Хорошо, – соглашается тренер. – Выбери из участников тех, кто будет означать всех значимых людей твоей жизни. В прошлом, настоящем и будущем. Мужчин, женщин, родных и знакомых – всех. Я не знаю, кто их них кто, выбирай сама. Кто будет мамой?
        – Вот эта, – показывает женщина на одну из участниц. Та соглашается исполнить предложенную ей роль.
        – А бабушкой?
        – Эта, – выбирает женщина и снова получает согласие.
        – Дочерью?
        – Дочерей у меня две будет, – довольным голосом заявляет главная героиня и назначает ещё двух участниц на эти роли.
        – Остальными? – предлагает ей тренер.
        Женщина выбирает участников на роли мужа, подруги, близких и дальних родственников, погибшего брата, начальницы.
        – Хорошо, – соглашается ведущий и просит участников образовать вокруг неё кольцо. – Теперь вокруг тебя стоят самые значимые для тебя люди. Тебе сейчас удобно? Ты чувствуешь себя счастливой? Нужной?
        – Нет, – отвечает та. – Они так смотрят на меня, что мне хочется куда-нибудь уйти.
        – Может быть, их стоит поставить в другом порядке? Сейчас они стоят так, как надо? 
        – Не совсем так, – задумывается женщина и переставляет нескольких человек, меняя их местами. Потом делает это ещё несколько раз:
        – Вот так... Наверное...
        – Пусть так, – кивает тренер. – Посмотри на этих людей. Каждый из них учит тебя, что тебе следует и что не следует делать.
        Женщина молча переводит взгляд с одного на другого и снова меняет местами несколько человек.
        – И каждый учит тебя, что тебе следует и что не следует делать, – повторяет тренер.
        Главная героиня ещё раз переставляет участников.
        – И каждый учит тебя, что тебе следует и что не следует делать, – твердит своё ведущий.
        – Пусть учат! – неожиданно заявляет женщина. – Меня это не беспокоит.
        – Почему? – задаёт он ей вопрос.
        – Потому что те, чьё мнение для меня не значимо, находятся сейчас позади меня. И даже если они будут говорить что-либо мне в спину, я имею возможность не слушать и делать то, что считаю нужным. А все те, кто мне действительно дорог, находятся сейчас прямо передо мной, и я могу упасть в их объятия, – заявляет та. – К тому же я всегда могу всё поменять! – восклицает она и крутится на каблуке вокруг своей оси.
        – Ты недавно хотела уйти из круга. У тебя по-прежнему есть это желание?
        – Нет, мне никуда не надо идти, – с улыбкой отвечает женщина. – У меня всё есть.
        – В чём секрет? – спрашивает её тренер.
        – В том, чтобы иметь возможность самой выбирать значимых для меня людей и всегда быть рядом с теми, кого я люблю.