Заметки об идеологии. Часть 1 Искусство 20-21-го в

Нина Мелодина
   Идеология здесь понимается как система идей, пронизывающих все сферы общественной жизни: науку и образование, искусство, политику, экономику.
   Можно выделить три способа человеческого познания мира: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах); и иррациональный (основанный на интуиции). В блоке социально значимого знания (науке, искусстве, религии)присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука - рациональную, искусство - чувственную, религия - интуитивную.

                Об искусстве.

   Искусство - это специфический вид духовного освоения действительности. Особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное отображение жизни. В основе этого отображения не копирование натуры, а воспроизведение единичного явления таким образом, чтобы в нем содержалось обобщение, типизация, т.е. выражение общих черт многих подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно-художественное значение. Его можно рассматривать и как элемент идеологии, и как феномен общественного сознания.

Но основные направления в искусстве 20-го века - модернизм и постмодернизм - характеризуются разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества.
Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины 20-го века. В этот период в индустриальном обществе "личностная культура" постепенно была вытеснена "культурой массовой", развивающейся по законам рынка. Рынок трактует искусство как предмет потребления. "Яркую характеристику массовой культуре дает известный английский критик Кеннет Тайнен. В книге "На сцене и в кино" он пишет, что существует род картин, пьес, романов, с которыми понятия "хороший" или "плохой вообще не соотносятся, кто бы ни выступал здесь в качестве судьи. Это товар, вещи, создатели которых не думают об их самоценности, но только о спросе на них. В этом пункте массовая культура расходится с серьезной элитарной культурой".

В массовой культуре цели для художника заранее выбраны предпринимателями или руководителями СМИ.
"Высокая", "чистая", "интеллектуальная" элитарная культура, по мнению западных теоретиков, возможна лишь в том случае, если культура не будет иметь ничего общего с доступными всем и каждому "человеческими реальностями". Для обретения чисто эстетического предмета изображения испанский философ и социолог Х.Ортега-и-Гассет призывал искусство "отталкиваться" от внешнего мира, более того - разрушать, "дегуманизировать" его. Это стало программой "нового искусства": принципиальное отрицание искусства как отражения жизни и резкое противопоставление искусства и "человека массы". Но тем не менее существуют связи между элитарной и массовой культурой. Это идея разрушения, "дегуманизации" мира и создание мифов. Только мифов для массового сознания.

   Специфическое значение в образовании всех современных концепций, связанных с массовым обществом, массовым сознанием и культурными формами, имели учения З.Фрейда и Ф.Ницше. В работе "Психология масс и анализ человеческого "Я" Фрейд писал, что массой почти исключительно руководит бессознательное, она импульсивна, изменчива, легко поддается влиянию. Массы никогда не жаждут истины, а требуют иллюзий. Религию он рассматривал только как инструмент, содействующий укрощению асоциальных "первичных порывов". А в условиях отхода от религии, неизбежного в индустриальном обществе, необходимо либо скорейшее обуздание этих опасных масс, "тщательнейшая их изоляция от всех возможностей духовного пробуждения", либо пересмотр отношений между культурой и религией. (я пересказываю Фрейда вслед за авторами сборника статей "Запад и Восток": традиции и современность", М.,1993г.)

В работе "Неудовлетворенность культурой" Фрейд писал, что так как жизнь слишком тяжела для человека и приносит много боли, разочарований, неразрешимых проблем, нельзя обойтись без средств, приносящих облегчение. Имеется три рода таких средств: сильное отвлечение, позволяющее придавать меньшее значение несчастьям (например, научная деятельность), заменители удовлетворения, уменьшающие бремя этих несчастий (те, что предоставляются искусством); наркотики, делающие людей нечувствительными к ним. (Вероятно, надо бы вспомнить, что в это время в СССР главным было воспитание, а не манипуляция человеческим сознанием,  моральный кодекс строителя коммунизма, труд - лекарство от всех душевных переживаний, а жизнь меняли к лучшему). Фрейд и сам некоторое время употреблял кокаин, даже прописывал его своим пациентам. Позднее он признал это вещество опасным наркотиком и отказался от него в своей практике. Но ведь его рекомендации остались в его работах.
Теории психоанализа Фрейд создал на основе наблюдений за своими пациентами - он был неврологом, психиатром, разрабатывал способы лечения невротических, истерических психических заболеваний - а потом распространил свои наблюдения на все общество.
Многие авторитетные западные ученые считают теории психоанализа псевдонаучными. Согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков, факультеты психологии относятся к нему лишь как к историческому артефакту. Но во многих гуманитарных науках и искусстве психоанализ широко распространен, преподносится как нечто научное. Не потому ли, что в гуманитарных науках обходятся без доказательств?

Искусство абсурда - одно из проявлений авангардизма. Впервые абсурд (нелепое, глупое, противоречащее здравому смыслу) стал целью. По мнению абсурдистов, максимально продуктивной для театра является позиция: "выражать нечего, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания выражать, равно как и обязательства выражать". Отрицается красота и утверждается торжество безобразного.

   На смену модернизму пришел постмодернизм. В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры. В основе его лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса. Типологические признаки: использование готовых форм, ирония. Ситуация художественного заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений - вот содержание искусства постмодернизма. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже признанному и состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.

   В заключение можно сказать следующее. Всегда искусство утверждало красоту и разумность, вносило свой вклад в поиск истины, на протяжении многих десятилетий имело целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. А теперь утверждается безобразное и глупость, дается простор и свобода бездарности. И если бы нечто подобное появилось в нашей стране, оно бы тут же было названо проявлением духовного кризиса, интеллектуальной несостоятельностью, осмеяно и забыто. Но так как эти направления появились в "цивилизованных странах", то названы "новым словом в искусстве", передовым, прогрессивным явлением. И все-таки некоторые художники высказывают мысль о том, что современное искусство становится инструментом власти бизнеса "постдемократического" общества.
Вероятно, и в нашей стране есть художники, которые могли бы сказать новое слово в искусстве. Только кто б их стал слушать!

Литература: Культурология. Под ред. Н.Г.Багдасарьян.-М.,1999.
            Сборник статей. "Запад и Восток: традиции и современность", М., 1993.
            "Википедия".