Оставленные на себя

Ретровизор
Оставленные на себя

Оставленный на самого себя детёныш альбатроса, неокрепший и голодный, сидит среди ледяной пустыни и единственное средство, если враг подошёл слишком близко, не слабые щипки, а «ворвань» - сильно пахнущая жидкость, исторгаемая из расщепленного клюва.
Басня с античных времён и напоминает эту самую «ворвань». «Орёл и жук», «Лисица и козёл» Эзопа; «Пчёлы и трутни перед судом осы» Федра; «Курица, несущая  золотые яйца» Бабрия:
«Сплошь золотые курица несла яйца.
Её хозяин думал, что в её  чреве
Скрываются, быть может, целый клад злата,
И он вспорол ей брюхо, но внутри птица
Такой же оказалась, как и все куры…»
(пер. М.Л. Гаспаров)
- На любые, особенно последние перестроечные времена.
И с античных времен басня самый демократический жанр. Иносказательность басенной формы позволяла пользоваться ею там, где прямой социальный протест был невозможен. С началом перестройки уже нашего времени ядовитой пафос басни утратил актуальность, иносказательность, эзопов язык оказался ненужным.
Вседозволенность, как гром среди ясного неба, оглушила душу и ослепила разум. Началась какая-то странная «кувырколлегия». Смещение и замещение одного народа другим. Замещение происходило на всех уровнях и планах бытия. Земля и общегосударственная собственность буквально выдиралась из-под ног. И даже басня - этот последний оплот сопротивления сместился хохмачами. (Эдакое словечко двойного значения и затемненной этимологии.)
Два десятилетия хохмачи раскатывали русского человека, точно скалками сырое «тесто» . Не оставили на нем ни одного не «проплёванного»  места. И потом из раскатанного вырезали, как по лекалу, нужный формат: без уважения к себе и своей стране, без национальности, т.е. без всего того, что отличает человека от живого  мяса. И ярлык для ясности классификации припечатали - совок .
Так произошла насильственная трахтен… в общем, полный трах. И на экраны, на обложки книг и журналов, эстраду вылезло нечто коротконогое и рыжешерстное, с наглой ухмылкой, с шелухой похабных слов на брезгливо оттопыренной нижней губе – «и лайя» . Это был «новый русский». Насильственная деградация закончилась культурным доминированием. «Вечный» опять стал новым. И этот «новый русский» сделался как-то особенно «равнодушен к суду над собой своей собственной совести»  и безупречно лжив. Но попробуй усомниться столько непререкаемых авторитетов будут подняты в ружье, непрекращающихся истерик. Басня может быть единственное средство, чтобы человек, увидев своё иглобрюхое отражение, усомнился в собственной лжи. Но всякое публичное уличение во лжи становилось нарушением прав человека. Террор прав. Правда оказалась не силой, а в силе. Права одного человека  перевесили страну, народ, будущие поколения.
Но русские люди, те, бывшие, смещенные, но еще оставшиеся в качестве обезнационаленной раб. силы вдруг в самих себе, в родовой памяти, творчестве нашли  опору и оплот. Повсеместно возникают творческие коллективы, литературные объединения, проводятся фестивали, конкурсы. Люди вкладывают деньги в издательство как своих книг, так и по результатам проведенных мероприятий. Всё это потом раздается с одной, может быть, даже неосознаваемой целью, братски сплотиться добрым людям.
И вновь, как в любые времена, когда чинопочитание возводится в ранг государственной религии, а регламент, ранжир в мистерию - возрождается самый демократический жанр. Конкурс басни, проводимый в Тейкове не первый год, тому подтверждение. Н. Орлова, автор книги «Золотые шары» становится лауреатом 2009 года. И следом за удивительно короткий срок пишется книга басен «Рыжая улыбка». Точно вспыхнуло в ней вдохновение, заполыхало ярким пламенем и не ослабевает. Куда не взглянешь, сюжеты для басен: Куршавель над вечным покоем, гуманитарная помойка… И надо иметь поистине золотое сердце и сладкие уста, чтобы не изойти желчью, не раздуться, раскачиваясь коброй и не плюнуть ядом не в бровь, а в глаз какой-нибудь реально чумовой чинуше или местному Климу.
Автор знает, что она ничего не изменит, но надежда, что хотя бы кто-то из доверчивых не в меру и наивных, стал осмотрительнее, не поддался соблазну вместе победить.

http://www.stihi.ru/2012/04/14/7647