Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь

Алина Сваровски
1

–        Где твой Бог?

Голос звучал сурово. В нем отражалось пение вентиляционных шахт; он был ритмикой старых дорог, которые начинались где-то там, на стыке двух культур, трансформирующихся в цивилизацию; он закалялся в Сибири, под грохот падающих  деревьев, под жужжание пил и маты рабочих, иссушенных махоркой и крепким чаем; его создавала женщина, умеющая быть мужчиной; он принадлежал мужчине, победившему в себе женщину.

 – Где твой Бог?

 – Бог во мне,  – ответила девочка, и спрыгнула с вершины тополя. Спрыгнула вверх, к самому основанию небосвода.

 

2

           Есть легенда, согласно которой, ты обретешь счастье, сломав радугу.

           Помнишь?

           Первая, по-настоящему страшная, гроза. Тебе лет пять.  Ты бежишь по лужам, суеверно зажимая в ладошке крестик. Мама не раз говорила – Бог помогает только тогда, когда у тебя есть его частица – плоть – пригвозденная к дереву, иссушенная, обескровленная, намертво застывшая в сплаве драгоценного металла – лишенная каких-либо предикатов – но внушающая веру.

           Огради нас святыми Твоими ангелами и молитвами Всепречистыя Владычицы нашия Богородицы и приснодевы Марии, силою Честного и Животворящего Креста.

           Дождь усиливается.

           Мама рассказывала – это пророк Илья оседлал колесницу и теперь метает молнии в нечестивых, чтобы показать им силу и славу Божию.

           Тебе лет пять.

           Ты смутно понимаешь слова взрослых, но где-то внутри себя, четко осознаешь – они учат тебя боятся, страх помогает им держать тебя в беспрекословном подчинении.

           Бог пугает тебя.

           Девочка… Да из тебя воспитывают рабыню, которая всю свою жизнь должна суеверно сжимать в руке крест и бормотать заученные, писанные-переписанные, молитвы, и бояться встречи со Всевышним, вместо того, чтобы любить Его, вместо того, чтобы видеть Его во всем: в каждом движении Других, в каждом камне.

           Пожизненное и внежизненное рабство.

           Иконы вместо Живого Бога.

           Кресты вместо Веры.

           А молнии совсем близко, ты видишь – они рассекают небо будто острый нож рассекает праздничный торт – отражаясь в лобовом стекле случайно встреченного тобой автомобиля – и ты понимаешь: это Бог хочет отомстить тебе за то, что вчера ты ущипнула за щеку грудного брата – ведь мама любит его больше.

           Мама в любом случае любит кого-то больше, но переживает за всех.

           И за тебя, и за него, в равных долях.

           Автомобиль равнодушно проезжает мимо.

           За рулем красивая девушка, она успевает лавировать в потоке дождя, красить губы и даже отвечать на чей-то звонок.

            Ты идешь, сжимая в руке свой крестик, и небо будто бы прозревает, тяжелые капли становятся все реже и реже, еще немного – и из-за туч выглянет солнце, разобьет атмосферу своей святостью и покажет тебе радугу – как мультик по воскресеньям – в награду за пережитый холод и страх.

           А мама просила – не иди в парк, вдруг начнется дождь, и ты не успеешь добежать домой.

           Мир Бога и мир человеческий соединяются именно в тот момент, когда свет преломляется и в капельках дождя, парящего в атмосфере, и по воздуху –  разливается свежесть, смешанная с запахами лета.

           Кем ощущается жуткий звон гонга, сопротивляясь фатальности?

           Ты будто бы зачарованная смотришь на то, как цвета играют против солнца, как Бог обещает тебе: не будет ни печали, ни скорби – только верь мне.

           Только сломай мой завет.

           Разбей радугу – получи счастье, получи жизнь в Вечности.

           И слышится визг тормозов, и ты летишь прямо на радугу, и волосы твои развеваются против ветра…

 

3

            – Куда ты прячешь своего Бога?

           Она не слышит. Ей не до этого. Дела. Презентации. Автограф-сессии. Бесконечные интервью и съемки. Сегодня она Екатерина Медичи, избравшая своей личной эмблемой изображение радуги. Завтра – голос Дороти, попавшей в страну Оз, пройдя под радугой. А послезавтра – актриса, написавшая скандальный роман о закулисье.

           И каждый раз радуга покровительствует ей.

           Вдохновляет ее.

            – Ты забыла о Нем?

           О, это было так давно – не вспомнить. Машина слегка задела ее, но этого столкновения было достаточно, чтобы упасть головой на обочину, отлететь в небо на несколько минут, разбить радугу и возвратиться в сознание с четкой мыслью о том, что…

            – Мама, я буду артисткой, у них платья красивые и туфли с блестящими камушками, как у тебя, только камушек много-много.

           Болтушка.

           На голове повязка. Мама бледнее больничной стены. Доктор кивает головой – ерунда – но ему не понять, что мама будет волноваться даже из-за незначительной царапины.

           Бог дал тебе шанс сломать радугу и возвратиться.

           Бог взывает к твоей совести.

          

4

           Бог мой – в искусстве, в жизни, в любви – Он присутствует везде – каждый волос посчитан на моей голове, каждое слово, каждый поступок не проходит бесследно.

           Однажды, в детстве, я не послушалась маму и убежала в парк. Мне нравилось бродить по узким аллеям, рассматривать птичек, порхающих в кронах деревьев, кормить белочек, подглядывать за целующимися парочками и обрывать цветы, воображая, будто бы я принцесса, сбежавшая из замка в свои охотничьи угодья. Каждый раз мои прогулки заканчивались весьма благополучно, я успевала возвратиться домой к обеду и придумать маме сотню историй о том, как я провела время.

           Тот день мне запомнился на всю жизнь. Я засиделась в парке, придумывая себе очередную историю, и даже не заметила, как начался дождь. Сначала капли были маленькими, теплыми, я радовалась и танцевала, воспринимая дождь как музыку для своего королевского бала. Но потом началась гроза и я испугалась.

           Я выбежала на дорогу и меня сбила машина.

           Мне кажется, в тот момент меня мог спасти только Бог, ведь Его часть была во мне. И когда меня спрашивают:

            – Где твой Бог? Где Он был?

           Я отвечаю –

           Он со мной. Всегда. Только я иногда забываю Его слышать.