Голуби

Леонид Трапезников
               
                1.               

            Сенька этим летом оканчивал школу, и перед ним стояла проблема, куда пойти учиться, но это был не самый главный вопрос. Сложнее было решить, как оставить маму одну на период его учёбы. В деревне, где они жили, на тот момент, осталось три  двора. Один, это две древние старушки как сама деревня. Насколько Сенька помнил себя, настолько они были старенькими милыми старушками сёстрами ставшими бездетными не в виду того что они не могли иметь детей, а в том что на следующий день после свадьбы, их мужей родных братьев забрали на войну с немцами в конце июня 1941 года где они и пропали. И они остались верны им до конца своих дней. Второй двор это лесник с женой и младшей дочерью. Старший сын жил в районном центре и Сенька со своей матерью. Его старшие братья жили самостоятельно. Один недалеко от их деревни в селе, другой за сто восемьдесят километров от их родного дома. Сенька написал им письма и пригласил их на домашний совет в определённый день.
             Когда они приехали, радости матери не было конца. Сидя за столом старший брат начал разговор из далека, на правах старшего мужчины в доме.
-Мама Сеньки надо учиться и мы должны что-то решить.
-Ты никак, что-то хочешь сказать?
-Да мама Сенька поедет учиться…
-Я это слышала, ты скажи лучше, что нам делать?
-Я вот и хочу сказать, переезжай жить ко мне.
-А ты что молчишь? Обратилась она к среднему сыну.
-Я вот и говорю, что переезжай жить ко мне
-Что вы заладили, переезжай да переезжай! А усадьба, а скотина и прочая живность её что под нож?! Ни куда я отсюда не уеду, буду жить, здесь пока не помру.
-Мама не кипятись, а внимательно послушай, Сеньки уедет, а кто тебе будет помогать управляться с хозяйством?
-Я сама ещё пока шевелюсь вот когда слягу, приедете и заберёте меня, куда вам вдумается, мне уже будет всё равно. Вы, сами меня послушайте, у тебя, она обратилась к старшему сыну, двое детей, а сам ты ютишься в какой-то хибарки.
-Мне обещали…
-Не перебивай, когда мать говорит. Я вас этому учила?!
-Нет.
-Вот и помолчите, пока я говорю. И ты сынок, она повернулась в ту сторону, где сидел средний сын. У тебя дочь маленькая и жена на сносях. Вот, вот родит. Конечно, у тебя с жильём получше, да и при желании, наш дом можно раскатать и перевести к тебе в деревню. Места там хорошие мне нравятся, да и за новорождённым нужен будет уход. Я поеду к тебе жить пока, младший сын будет учиться. Затем решим, что делать дальше. Усадьбу рушить не дам я поговорю с лесником он ведь не посторонний человек, как ни как доводится мне троюродным братом. Последит за домом, чтобы охотники его ненароком не спалили. Наступила пауза, было слышно, как на окне шумит залетевшая с улицы пчела.
-Чего насупились как сычи? Или я что-то не то сказала?
-Нет, всё правильно ответили почти одновременно старшие братья.
-А ты чего молчишь или считаешь, что тебе ещё рано принимать такие решения?!
-Я думаю что так.
-Тогда кто тебе дал право вызывать их?! и она мотнула головой, в сторону старших сыновей.   
-Я считал…
Считать будешь тогда когда станешь самостоятельным. Ну, коли так получилось быть по сему. Володька готовь транспорт для переезда и всю живность я возьму с собой. Я не хочу быть нахлебницей у тебя в доме. Я же знаю, ты ещё не завёл хозяйство.
-Нет, не завел, ответил он.
-Значить переезжаем. Ты, Сенька, куда собрался поступать? Я думаю можно любую профессию братьев выбрать и далеко ехать не нужно.
-Не знаю, я бы хотел поступить в техникум.
-И куда, на какую специальность? Спросил старший брат.
-Как куда он со своей невестой хочет ехать к чёрту на кулички в такую даль, на какой-то Кавказ. Как будто здесь нет техникумов. Сенька молчал, он знал, что сейчас лучше не спорить с матерью. Лучше будет об этом поговорить после того как уедут братья.
-Почему туда? Спросил Володька.
-Её отец достал два направления от Райпотребсоюза.
-Это что без экзаменов.
-Нет, экзамены сдавать нужно будет в Челябинске с малым проходным балом. Если даже будет одна тройка, а другая четвёрка.
-Ма… Пусть едет это же здорово.
-Он что будет тебе мешать, одёрнула среднего сына мать.
-Да нет, причём тут мешать.
-Тогда помолчи. Всё совет окончен, идите топить банку, а я пока приготовлю на стол.

                2
       
               На следующий год во время летних каникул Сенька,  вместе с матерью, приехал в деревню проверить как там дом. Они вышли из автобуса и не спеша направились к своей усадьбе. Подходя к дому лесника, они увидели, что на завалинке сидит его жена и что-то вяжет.
-Ну, здравствуй Маруся, как дела, как здоровье спросила мать.
-Какое здоровье тётка Нура болит все, а пока до врачей доберешься то и не понятно, что болело.
Это же хорошо от одной поездки в больницу ты сразу становишься совершено здоровой.
-А ты тётка Нура всё так же по-прежнему шутишь.
-А что прикажешь хныкать. Ты же знаешь, что снохам нужна здоровая и при деньгах свекровь. У тебя же самой сын женат и, небось, уже и внуков тебе подбросили?
-Внук, то есть да что толку, сноха и ногу сюда не кажет. Заявила, «что я не видала в этой берлоге», вот так-то.
-И чего переживаешь, приспичит, прибежит в эту берлогу. Вот как ты перестанешь мешками им возить мясо сметану и всё что выращивается в этой берлога, обязательно прибежит. А покуда ты будешь им всё преподносить на блюдечке глядишь она тебя и пошлет, куда ни-будь подальше. Видно ей важно, что ты ей привозишь, а не то кто это всё своим горбом выращивает.
-Ну ладно, а вы что приехали? Никак усадьбу навестить? Тут с соседней деревни зачастил мужик да ты его знаешь. Барсуком его кличут.
-Как не знать и они разговорились на тему о продаже усадьбы на слом. Вышла во двор Младшая дочь хозяйки и подошла к Сеньки.
-Пошли, прогуляемся, я тебе что-то расскажу. И они отошли в сторону.
-Мама я с Таней пройдусь к усадьбе, ты нас там найдёшь
-Хорошо идите, скоро и я подойду. 
-Сенька, а ты знаешь, что твои голуби прилетели сюда ещё в прошлом году и живут у вас на усадьбе. Я  приоткрыла дверь в одной из стаек,  и теперь голуби там живут постоянно. Зимой я несколько раз приносила по ведру пшенице. Отец однажды увидел меня с ведром и отругал, сказал, что я зря перевожу зерно.
Я когда уехал учиться, мне мама написала письмо, что голуби улетели, а куда она не знает. Выходит, они нашли дорогу домой. Он немного помолчал и добавил вот молодцы. Это, наверное, почтари привели всю стаю домой. И Сенька ускорил шаг.
-Ты чего торопишься, ни куда они не улетят. Подходя ближе к усадьбе, Сенька увидел, как несколько голубей кружились в небе над усадьбой, он присмотрелся и понял, что это были  павлины, черно белой окраски и цвета шоколад, учат молодняк, выполнят некие приёмы. Сенька остановился и стал с интересом смотреть, как они в воздухе переворачиваются через спину и вновь набирают высоту, а затем как бы замерев на месте и распушив хвост, вновь переворачиваясь через спину, падают в низ.
-До чего красиво. Ладно, пошли, и они пошли дальше по направлению к  усадьбе. Не доходя до дома, Сенька увидел, как голуби всей стаей взлетели вверх, как будто их кто-то вспугнул. Сенька побежал к сараю где, по словам Надежды, жили голуби, не добегая метров десять, он увидел, как из приоткрытой двери выбежала огненно рыжая лисица, держа в зубах, молодого голубя, и скрылась в зарослях бурьяна пышно разросшего на удобренной навозом почве.
-Ах ты, воровка и Сенька, подобрал с земли комок и  бросил его в ту сторону, куда скрылась лиса. Голуби кружились над усадьбой кругами, подымаясь ввысь всё выше и выше.
-Смотри, как они набирают высоту? Обратился он к своей спутнице.
Ни чего интересного ну летят и летят себе в небо.
-Нет. Смотри внимательно вон сизари они выше остальных, скоро они совсем скроются за облаками. Это летуны они прекрасно летают, по крайней мере, лучше из всех голубей которые сейчас в небе. Сенька ещё немного посмотрел, как в небе кружат голуби, а затем со всей силой свистнул, так как обычно он звал голубей. Стаю голу как будто что-то качнуло в сторону, а затем она словно по команде резко стала спускаться к земле. Сенька вытянул руки в разные стороны. Не прошло и пяти минут, а голуби облепили его всего. Голуби уселись на вытянутые руки, голову, а тем, кому не хватило места, пытались уцепиться острыми коготками за одежду и разместиться, кто на груди, а кто на спине. Но у них ни чего не получалось и они вновь и вновь пытались каким то образом зацепиться за одежду. Те, что сидели на плечах, пытались своим клювом ущипнуть Сеньку за  ухо, как бы говоря, ты, где пропадал столько времени? Мы уже давно здесь, а тебя всё нет и нет. И как бы пообщаюсь с хозяином, слетали с плеча, уступая место другим.   Несколько голубей уселись на плечи Надежды. Это был молодняк,  который не знал хозяина. Для них хозяйкой была эта девушка, которая хоть редко, но приходила и кормила их.  Вдруг они разом все вспорхнули и поднялись в небо,  там каждая птица решила показать Сеньки всё то, что они знали и умели. Это был настоящий концерт, и радости Сеньки не было предела.
-А ты расстраивался, что твои голуби пропали, смотри какой концерт, они устроили тебе, услышал он слова матери.
-Мама смотри, смотри, что они вытворяют!
-Это они радуются, что увидели тебя.
-Мама их надо будет забрать обратно к Вовке.
-Нет, сынок, ты же знаешь, коли они улетели однажды оттуда к себе домой, а их дом здесь они опять улетят назад. Не стоит ни себя мучить, ни их.  Ты усадьбу то посмотрел или только на голубей любуешься?
-Мама…
-Понятно, ладно смотки, а я пойду, проверю, что творится и мать не спеша пошла к калитки. Подойдя к ней, она остановилась, поправила платок на голове и троекратно перекрестилась и только потом открыла калитку. Та со скрипом подалась.
-Чего плачешь, никак петли твои заржавели, а смазать некому? Вот так и человек, брошенный всеми, не живет, а скрипит как ты, и она скрылась внутри двора.
Сенька постоял ещё немного,  глядя на голубей и тоже пошёл следом за матерью.
Он зашёл в дом и увидел сидящёю мать на лавке в кухне, и концом платка, смахивающую слезу.
-Мама ты чего плачешь?
-Сынок, а чему радоваться? Я вот этими руками всё здесь создавала, а вот теперь приехала для того чтобы порушить.
-Но ты, же не собираешься всё это ломать?!
-Ты уже взрослый, а всё рассуждаешь словно маленький. Я выразилась образно.  И помолчав, добавила, а продать  дом на слом это не одно и то же, а, как думаешь?
-Ты права.
-Ну, вот видишь, садись лучше рядом со мной, посидим  да помолчим, каждый о своём. И Сенька присел на лавку рядом с матерью немного погодя он спросил у матери
-Мама, а кому ты хочешь продать дом?
-В Ваганово, Ивану.
-Это, какому Ивану она назвала фамилию.
-Нет, не знаю, ответил Сенька.
-Как не знаешь да он приезжал в прошлом году как раз тогда когда мы грузили машины во время переезда?!
-А, Иван - барсук.
-Как ты сказал?
Иван – барсук его так все мальчишки в деревне звали.
-А, оно ведь и верно он действительно достоин этого прозвища. Наверно всех барсуков в округе повывел, когда лечил свой кашель
-Мама, а можно не продавать сарай, в котором сейчас живут голуби?
-Я думаю, что не только можно, а и нужно. Ведь голубям где-то надо жить.
-Мама спасибо.
-За что, они ведь тоже божья тварь и хотят жить.
-Тогда я пойду переоборудовать сарай под голубятню.
-Чего её переоборудовать они и в таком сарае прожили почитай год. Смотри, тебе виднее.
Полезай на чердак, я там спрятала пилку, топор, молоток, гвозди, в общем, в ящике там лежит все, что нужно для плотницких дел. Я как понимаю, ты останешься здесь и займешься своими делами, а я тогда съезжу в Ваганово, лесник обещал меня свозить туда, на мотоцикле и она встала с лавки и нее спеша вышла из дому. Сенька вышел следом и полез на чердак, лестница стояла рядом со слуховым окном. Допоздна он занимался голубятней голуби, не смотря на шум, то залетали в сарай, то вновь улетали, занимались обычным своим делом. Уже солнце зависло над кромкой леса, когда Сенька стал собирать инструмент, он уложил всё в ящик и хотел отнести его обратно на чердак.
-Не надо на чердак мы его отнесём леснику. Хочу тебя обрадовать, сарай я не стала продавать, так что у твоих голубей теперь есть своё жильё. Да я смотрю, ты тут и шест установил. Ну, пойдем, показывай, что ты тут понастроил, и она первой вошла в сарай. Там пахло свежескошенной травой она находилась как на полу так и на стеллажах. А сюда-то, зачем травы наложил?
-Для гнёзд если надо будет, то они уже готовы.
-Ну, ну. А это что за сооружение на четырёх столбах?
Я нашёл старую флягу, выбил дно и сделал из неё кормушка, а чтобы зерно вываливалось я, флягу поставил на чурочки и укрепил, это всё вот к этому столбу и он показал матери, как он это всё сделал.
-Придется купить ведра два зерна, а то зачем нужна кормушка без корма.
-Я вытащил раму вот отсюда для того чтобы голуби могли залетать а то когда я подходил к усадьбе видел как из сарая выбежала лиса, держа в зубах птенца.   
-Если ты считаешь, что так будет лучше, я не возражаю.
                На следующий день приехал Иван – барсук со своими сыновьями и приступили к разборки усадьбы. Они пронумеровали брёвна венец за венцом, а затем  раскатали дом. Сенька сидел в стороне и молча, наблюдал за происходящим. К вечеру приехали машины и увезли всё. На месте бывшей усадьбы осталась торчать русская печь без трубы и вьюшки, горы строительного мусора и осиротевший сарай. Он казался Сеньки, каким-то нахохлившим и низеньким. Единственно, что согревало душу это присутствие голубей. Когда над усадьбой всё стихло они прилетели и в недоумении сделав круг как бы собрались улететь но Сенька свистнул своим призывным свистом и расставил руки в разные стороны  голуби стали кружиться над Сенькой и некоторые сели ему на руки. Он с ними вошел в сарай и закрыл за собой дверь, взял их в руки и выпустил через окно, в котором не было рамы, давая понять голубям, что отныне они должны залетать в сарай только таким путём. Через минут пять - десять почти все голуби залетели в сарай через окно. Сенька вышел на улицу, закрыв за собой дверь, и не оглядываясь, пошёл к дому лесника.
 
                Прошёл год, Сенька приехал на летние каникулы и первым делом решил навестить своих друзей -  голубей. Он сошёл с автобуса не на остановки, а со стороны Кордона, а ехавшая с ним девушка продолжила свой путь дальше одна.
 Подходя к усадьбе, он не увидел ни сарая, ни шеста. От него ни чего  осталась. Валялась только верхушка шеста с набитыми на ней перекладинами. Сенька не мог понять,  что произошло, и почему нет сарая, а  вернее сказать, кто это сделал, кто это всё разрушил? Он простоял очень долго, не замечая ни чего вокруг. Вывел его из этого состояния конский топот . Сенька повернул голову на звук и увидел как на лошади верхом к нему подъезжает лесник. –Здорово Сенька а ты как здесь оказался последний автобус вреде бы, как час тому назад прошёл.
-Я на предпоследнем приехал.
 -Значить давно тут стоишь.
-Наверно, не заметил, даже сколь нахожусь здесь.
-Ну ладно побудь здесь, а надумаешь переночевать заходи в любое время и уже отъезжая сказал. Твою голубятню, Иван, ну тот, что купил усадьбу, осенью и разобрал. Он сказал, как будто мать разрешила. Я думаю, что он соврал и самовольно это всё сотвори. Не говоря больше ни слова, он трусцой ускакал на лошади, к себе домой. Сенька раза два, свистнул обычным свистом и стал смотреть на небо. Но оно было чистым. Примерно через полчаса Он ещё несколько раз стал звать голубей и вскоре, высоко в небе, заметил несколько пар голубей. Они, покружились над Сенькой и затем, словно камни стали падать с высоты на землю, не распуская крыльев. Сенька сначала ни чего не мог понять, что произошло, но когда  осознал что задумали голуби, было уже поздно, они со сложенными крыльями падали на землю. Сенька подбежал к тому месту, где они упали, и подхватил на руки голубя, который был ближе всего к нему, из клюва текла струйкой кровь. Они все разбились. Он собрал всех голубей, руками выкопал ямку и зарыл их всех, чтобы тушки не растащили зверьё. Сенька, ещё долго сидел около холмика, пока солнце не скрылось за горизонтом. Затем встал и не спеша пошёл в сторону дома лесника. Тот сидел на завалинке.
-Садись, посиди, можешь не рассказывать.. Я, пошёл  позвать тебя на ужен, когда увидел, как голуби комом упали на землю. Сенька молчал.
-Чем это ты виски замарал. Глина там вроде бы желтая, а волосы на Весках белые и он хотел стряхнуть то, чем Сенька замарал волосы, как показалось леснику.
-Да ты никак посидел. На что Сенька ни чего не ответил.
               
                ***

        Этой же осенью лесник нашёл Ивана – барсука мёртвым на усадьбе, где жил когда-то Сенька. Конь пасса, привязанный к берёзе на вожжах,  недалеко стояла телега, на ней ровными рядами были уложены кирпичи, а Иван лежал около разваленной печи с широко раскрытыми глазами и пеной у рта. Все в округи поговаривали, что это тётка Нюра (мать Сеньки) наказала его за жадность. Наслав на него мор.

                г. Нефтекамск.
                14,04,2012г.