Таганка, девочка, шлюха

Виктор Притула
Юрий Любимов, создавший на месте серого столичного театра драмы и комедии знаменитую "Таганку", может сколь угодно пророчить смерть своему театру. Но думается мне, что Кассандра из него не очень. И вот почему.

Любимов прекрасно обыгрывал приписываемую Станиславскому знаменитую дефиницию: "Театр начинается с вешалки". В "Ревизской сказке" он заменял в гардеробной зеркала. И те показывали заглянувшим в них зрителям искаженно уродливое отражение. Т. е. прямая режиссерская ссылка на гоголевский эпиграф к "Ревизору": «"На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

А чего стоила школьная парта возле вешалки в "Преступлении и наказании"! О ней забывали, входя в зрительный зал через единственную открытую дверь ближе к сцене. Потому что натыкались на старенький комод с двумя зарубленными Раскольниковым старушками. Надо отдать должное, муляжи были сработаны отменно.

Потом в самом финале, когда Свидригайлов (Высоцкий) неожиданно произносил: "А прав был Раскольников, убив старуху-процентщицу. Жаль только, что дурак признался". И зал замирал от ужаса подобной отсебятины, даже в любимовской интерпретации Достоевского. Но минутная пауза, и Свидригайлов (Высоцкий), глядя на публику холодными глазами, добавлял: "Из школьного сочинения"… И тогда все вспоминали о школьной парте в театральном фойе.

Конечно же Любимов – талантище. Но и Эфрос был не менее талантлив. А вот "Таганка" его убила. Потому что эти "сукины дети", так ярко представленные в фильме Леонида Филатова, вся эта труппа "Таганки" не простила Эфросу его приход в театр на место лишенного советского гражданства Любимова. Любимовские "холопы" неожиданно восстали в то затхлое время брежневского застоя, хотя еще год или два назад с "гибельным восторгом" приняли на своей сцене эфросовскую постановку "Вишневого сада". Блистали Высоцкий с Демидовой, да и прочие актеры были в ударе.

Признаюсь, было больно и обидно сознавать, что любимые мною актеры Губенко, Филатов, Смехов, Золотухин, Шаповалов, Трофимов, Бортник, Антипов, Славина, Демидова, Санько подняли бунт на корабле. Потому что для меня "Таганка" в то время была глотком свежего воздуха.

"Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть…" Шекспировский сонет, словно реквием Эфросу. Талантливому режиссеру убитому талантливыми актерами. О чем это я? Любимов – талантище. Это аксиома, но без талантливых "сукиных детей", каждый из которых был немного поэтом, немного бардом, немного писателем… был бы он Любимовым?

Чего стоит только филатовское литературное наследие! О феномене Высоцкого говорить не стану, потому что не только столичная элита, но и вся наша большая страна "прорывалась" в "Таганку" не на Любимова, а на Высоцкого. Знаменитые антрепризные вечера "В поисках жанра" с Высоцким, Филатовым, Шаповаловым, Межевичем, завершавшиеся за полночь… Именно на этом первом литературно-артистическом вечере Леонид Филатов прочитал свои знаменитые пародии, среди которых с четкими интонациями Андрея Вознесенского прозвучало: "Таганка", девочка, шлюха…"
Любимов тут не причем. Нисколько не умаляя его заслуг перед "Таганкой", я твердо придерживаюсь мнения, что "театр начинается с труппы". А вот когда труппа становится трупом – театр кончается.

Сегодня у "Таганки" не лучшие времена. Губенко с его "Содружеством актеров на Таганке" выглядит предпочтительней золотухинской труппы. Им бы "выкурить трубку мира", объединиться, возродить единый театр с двумя сценами. Самое время! Но амбиции мешают. Хотя оба худрука отчетливо сознают, что - пусть оба они и помоложе мэтра лет так на двадцать - но, как было написано в афише к "Мастеру и Маргарите": "автор старый, режиссер старый, актеры старые и т.д." ...

"Таганка" умирает не сегодня, не умрет она и завтра. Просто сегодня театр в коме. Потому что его труппа потеряла свой кураж. Потому что она больше труп, чем труппа.

"Иных уж нет, а те далече…". Ушли из жизни Высоцкий, Филатов, Хмельницкий, Фарада, Ронинсон. "Ушли" злою волею Любимова (Воланда) из театра Шаповалов и другие. Не вернулись в таганские стены Вениамин Смехов, Алла Демидова. Кто знает новых актеров легендарной Таганки? Они разве немного поэты, немного барды, немного писатели, словом, артисты?..

Увы, нет! Посредственные лицедеи, которыми кишат сегодняшние столичные театры, за немногим исключением. А в театр ходят посмотреть на Суханова, Домогарова, Миронова (Евгения), Ефремова-младшего, Хабенского, Пореченкова, Табакова, Чулпан Хаматову…

Потеря Леонова, Абдулова, Янковского нанесла жестокий удар по Ленкому. В кризисе театр Маяковского и знаменитая вахтанговская сцена. Мне искренне жаль актеров, которым приходится разменивать свой талант на сериалы. Это размывает труппы. Но такова жизнь. ТВ делает актеров популярными у зрителей. Хотя слава эта сомнительного свойства. "Мыло" вымывает талант.

Сегодня на ТВ нет мэтров, какими были Эфрос и те же таганцы – Смехов, Филатов и другие. Есть продюсеры и режиссеры-штамповщики, за очень малым исключением.

Любимов предрекает смерть своему театру. Но ее не будет. "Таганка" выживет, как и десятки других столичных сцен. Вот только в каком качестве?

Старой славы хватит для провинциалов года на два. А потом эта легендарная сцена со знаменитым кирпичным задником, который всякий раз обыгрывал волшебник Боровский, снова станет заурядным столичным театром драмы и комедии. Пока не появится новый "человек фронды". Злой и голодный, со злыми и голодными актерами, каждый из которых будет немного поэт, немного бард, немного писатель…

Одним словом, пока на сцену "Таганки" не выйдут новые "сукины дети" с новым лидером. И это непременно случится! Потому что "Таганка" даже не артефакт. Этот театр - легенда. А легенды бессмертны!

 

Версия для печати | Отправить ссылку | Код для вставки в блог