Глаголю же вам, яко Церкве боле есть зде

Пророчества Святого Духа
В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями, ученики же Его взалкали и начали срывать
колосья и есть.
Фарисеи, увидевши это, сказали ему: вот ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он
вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним,
а только одним священникам?
Или не читали вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
Но говорю вам, что здесь Тот, кто больше храма (в переводе на старославянский -
здесь Тот, кто больше Церкви..)
Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных.
Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
Евангелие от Матфея
Глава 12


Толкования на Мф. 12:5
Блаж. Феофилакт Болгарский

Или не читали вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
Но говорю вам, что здесь Тот, кто больше храма. Закон возбранял работать в субботу, а священники в
субботу и дрова кололи, и огонь разжигали, так что оскверняли субботу, то есть безумствовали, как вы
думаете. Но вы говорите Мне, что то были священники, а ученики нет. На это отвечу вам, что здесь
Тот, Кто больше храма, то есть, так как Я, Владыка, больше храма и нахожусь с учениками Своими,
то они имеют большую власть нарушать субботу, чем священники.

Был закон, повелевающий не совершать никакого дела в субботу; с другой стороны, был закон,
поручающий священникам приносить жертву в субботу и, по причине жертвоприношения, рубить дрова,
возжигать огонь, разрезать мясо и другое подобное же делать. Так как они вообще делали, то,
следовательно, сквернили, т.е. нарушали субботу; но так как дела их были священны, то поэтому они
были не виновны. Итак, Христос привел историю Давида, считая учеников достойными прощения, как
выше мы сказали; а настоящий пример выставил, с избытком показывая, что они вовсе невиновны.

И смотри, сколь многими доказательствами подтверждает это; прежде всего – лицом: священницы,
говорит; далее – местом: в церкви; потом самим делом: сквернят; не сказал нарушают, но что сильнее –
сквернят. Наконец, привел то, что составляет главное в этой речи, именно, что они невиновны.

Итак, вначале поставил не столь сильную защиту, а потом привел более сильную. Давид однажды
нарушил закон о хлебах предложения по требованию обстоятельств, и ему, по снисхождению, было
прощено такое преступление; но священники всякий раз нарушали закон о субботе без всякого внешнего
принуждения и, однако, по закону освобождались от своего беззакония.

Спаситель, разъясняя ошибочное мнение фарисеев, указывает им на противоречие в самом законе,
который, с одной стороны, запрещал работы в субботы; а с другой, их устанавливал. Ссылка здесь на
Чис. 28:9-10. Противоречие это не было, в сущности, таковым, потому что два рода деятельности — для
Бога и для людей — требовали неодинакового к себе отношения. Но законное противоречие было
непонятно и неразрешимо для тогдашних фарисеев и книжников, и потому аргументация Иисуса Христа
имела для них полный вес, была неопровержима, хотя и возбуждала в них тайное чувство вражды, как и
все неопровержимые доказательства, когда они не согласуются с чьими-либо интересами. Противоречие
разрешается тем, что Богу посвящена была суббота, и она требовала не бездействия, а деятельности.
Обнаруживая логическую ошибку фарисеев, Спаситель придерживается собственного фарисейского
термина (Деян. 24:6), употребляя слово
;;;;;;;;;; — оскверняют, профанируют субботу,
— закалывая жертвенных животных, вынимая внутренности, сдирая кожу, рассекая на части и омывая
их, подкладывая дрова, зажигая огонь. У иудеев была пословица: “в храме нет субботы.”
Ответ Спасителя здесь подробен: Он указывает на место (храм), лиц (священники), время (суббота)
и самое дело (осквернение субботы).

Так говорит и Иоанн Златоуст. Цель этой речи заключалась в разъяснении, что фарисеи должны быть
осторожнее в своих обвинениях в нарушении и осквернении субботы. На возможное со стороны
фарисеев возражение, что то — священники, а то — ученики, ответом служит следующий стих.

Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма
Глаголю же вам, яко Церкве боле есть зде

Толкования на Чис. 28:9

А в субботу приносите двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части
ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, и возлияние при нем: это - субботнее всесожжение в каждую
субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем.

Двойная субботняя жертва совершалась сверх обыкновенного ежедневного жертвоприношения.

http://bible.optina.ru/new:mf:12:05