Гл. 15. Жизнь в рассеянии в мусульманских странах

Михаил Самуилович Качан
Глава 15. Жизнь в рассеянии в мусульманских странах (до крестовых походов)

возникновение мусульманства

В начале своей пророческой деятельности Мохамед, по всей видимости, был в хороших отношениях с тремя кланами (племенами) иудеев, живших на Аравийском полуострове, и в период 610—623 последователи Мухамеда по его предписанию даже молились, повернувшись лицом к святому Иерусалиму.

В 622 году после переселения Мохамеда и его сторонников из Мекки, когда вместе с ним в Медину вернулось много его сторонников, это относительное равновесие было нарушено. Мохамед не оставлял надежды обратить иудеев в новую веру, однако они отказались признавать его Мессией, так как он был неевреем. А убедившись в плохом знании Мохамедом Библии, иудеи посмеялись над ним.

К 623 году, когда Мохамед окончательно приходит к выводу о невозможности обращения иудеев в ислам, отношения мусульманской общины («умма») с евреями совсем испортились. Все три иудейских клана, не желающих принимать новую веру, были мусульманами разгромлены.

Судьба трёх кланов заметно различалась; если один клан был просто изгнан из Медины, второй изгнан с конфискацией имущества, то в третьем были истреблены взрослые мужчины племени. Это были первые еврейские жертвы мусульман. В это же время «умма» вела ожесточённую войну с арабами-язычниками, также не желавшими принимать ислам, к которым в тот момент присоединился даже собственный клан Мохамеда.

Вскоре ислам стал в Медине главенствующей религией. В его основе, как и в основе христианства, лежал иудаизм. А священной книгой мусульман стал Коран, сборник заветов Мохаммеда.

Подстегиваемые желанием распространить ислам по всему миру, мусульмане начали покорять огнем и мечом народы Азии и Северной Африки, исламизируя их христианское население.

захват мусульманами Сирии Палестины

В 635 г. н.э., уже через три года после смерти Мохаммеда, армии Священного полумесяца вторглись в провинцию Византии христианскую Сирию Палестину.

Когда арабы появились в провинции Сирии Палестине, она уже около семисот лет принадлежала сначала римлянам, а потом Византии.

Арабские летописцы описывают войну с Византией, где в это время правил император Ираклий, в романтических красках. Арабы совершают подвиги, достойные героев Гомера. Византийские же историки молчат об этих, довольно унизительных для Византии событиях.
На самом деле, война была очень жестокой, и за несколько десятилетий Палестина была опустошена. После арабско-мусульманского завоевания под натиском кочевников-завоевателей, не оставлявших камня на камне, грабивших и разрушавших все на своем пути, еще сотни тысяч евреев покинули обжитые места. Практически евреи перестали возвращаться в Палестину, и, начиная с VII века, более 90% еврейского населения находится вне пределов Святой Земли.

Какими бы ни были детали завоевания, неоспоримым остается одно: после ряда сражений, которые велись с переменным успехом на протяжении семи лет, эта страна была полностью завоевана арабами.

Одним из первых городов пал Дамаск (634 г.). Вскоре, при правлении первых халифов династии Омейядов, он стал столицей новой арабской империи.
После битвы у реки в Йармук, длившейся три дня, в результате которой византийцы были полностью разгромлены, арабы захватили все города Сирии: Пальмиру, Баальбек, Антиохию, Тиберию, Наблус, Иерусалим, Тир, Триполи и др.

Захват Иерусалима

Иерусалим пришлось осаждать. Вдохновляемые патриархом Софронием христиане отстаивали гробницу Иисуса Христа. Но он был и пророком у мусульман, и мусульмане сражались за гробницу с неменьшим рвением. В конечном итоге они захватили ее (638 г.) и сменили крест на гробнице Иисуса на символ ислама.

После четырех месяцев осады Софроний капитулировал. Но он попросил, чтобы город быть передан лично халифу Омару ибн ал-Хоттабу, Это условие было принято, и, войдя в город, Омар проявил, как пишут арабские источники, терпимость по отношению к его жителям, оставив им их религию, обычаи и имущество, потребовав лишь выплаты небольшой дани.
Омар велел очистить Храмовую площадь и построить деревянную мечеть на месте разрушенной персами в 614 г. византийской церкви Марии (в районе построенной в 8 в. мечети ал-Акса).
В свите Омара состояли советники-евреи, и именно им поручили обеспечить расчистку векового мусора на Храмовой горе и поддержание на ней должного порядка. Омар разрешил, несмотря на сопротивление Софрония, поселиться в городе 70 еврейским семьям. Им был отведен район к юго-западу от Храмовой площади, где евреи и жили с тех пор. вплоть до завоевания Иерусалима крестоносцами (1099) евреи имели синагогу и мидраш (иешиву) «возле Храма». Евреям быяло разрешено молиться «во дворах дома Господня».

Салмон бен Иерохам (10 в.) сообщает, что евреям было разрешено молиться «во дворах дома Господня». Еврейско-испанский ученый Аврахам бар Хия (умер около 1136 г.) утверждает, что вплоть до завоевания Иерусалима крестоносцами (1099 г.) у евреев были синагога и мидраш (иешива) и располагались они «возле Храма». Подробные описания района Храмовой площади, Масличной горы и т. п.можно найти в описаниях мидрашей того периода, а также в Каирской генизе.

Большинство населения Иерусалима составляли христиане, но туда поселилось и много арабов. Халифы династии Омейядов придавали Иерусалиму большое значение. Они вели  широкое строительство. Омейядские халифы стремились воздвигнуть в Иерусалиме мусульманские культовые здания, которые своим великолепием превзошли бы христианские церкви города (в частности — Церковь гроба Господня), и тем самым привлечь в Иерусалим поток паломников, направляющихся в Мекку. В конце 7 в. была построена мечеть Купол над скалой, часто неточно именуемая мечетью Омара.

В 716 г. резиденция халифов была перенесена в Рамлу, и Иерусалим утратил значение административного центра. В период антиомейядских волнений последний из халифов этой династии Маруан II приказал сровнять стены Иерусалима с землей.

Начавшееся в 750 г. владычество династии Аббасидов, резиденция которых находилась в Багдаде, ознаменовало собой начало длительного упадка Иерусалима. Тем не менее, правители династии приезжали в Иерусалим, и по их приказанию были восстановлены городские стены. В 800 г. Харун ар-Рашид передал христианские святыни Иерусалима под покровительство Карла Великого, что стимулировало строительство христианских храмов и монастырей в городе. В 878 г. вся территория Иудеи была присоединена к египетскому султанату; с тех пор и вплоть до Османского завоевания в 1516 г. (за исключением периода крестовых походов) Иерусалим находился под властью египетских правителей. Город не играл важной роли в политических событиях на Ближнем Востоке и лишь изредка упоминается в летописях; однако арабские историки сообщают, что погребение правителей Египта происходило в Иерусалиме.

Согласно документам Каирской генизы (места хранения свитков священных текстов, пришедших в негодность), еврейское население Иерусалима в период Аббасидов было малосостоятельным и облагалось многочисленными податями.

Большинство евреев существовало на средства, присылаемые евреями диаспоры или даруемые богатыми еврейскими паломниками. Религиозная вражда между общинами мусульман, христиан и евреев Иерусалима не раз выливалась в кровавые стычки. Так, в 938 г. мусульмане, а в 966 г. мусульмане и евреи учинили антихристианские погромы, разграбили и сожгли Церковь гроба Господня и другие святыни. И наоборот, во время еврейского погрома 966 г. был убит Иерусалимский патриарх, а труп его сожжен.

В этот период из Тверии, оспаривавшей у Иерусалима роль духовного центра палестинского еврейства, была переведена в Иерусалим иешива, возглавлявшаяся гаонами. Ввиду того, что право евреев молиться внутри города, на Храмовой площади и у городских ворот постепенно ограничивалось, местом молитвы стал приобретенный общиной участок земли на Масличной горе. Собиравшиеся сюда в дни праздников многочисленные паломники жертвовали значительные суммы на содержание иешивы и уплату податей, наложенных на Иерусалимскую общину.

Вероятно, с середины IX в. в Иерусалиме стали селиться караимы. Обосновавшись в отдельном квартале, они развили значительную активность и в течение 30 лет даже возглавляли еврейскую общину города и выступали от ее имени перед властями. Лишь в 20-х гг. 10 в. главе Иерусалимской иешивы удалось лишить караимских лидеров их официального статуса представителей еврейской общины Иерусалима при дворе халифов в Багдаде. В 9 и 10 вв. в Иерусалиме селились группы членов аскетического движения Авелей Цион (Скорбящие по Сиону).

Завоевание Иерусалима Фатимидами (969) сначала несколько улучшило положение евреев в городе, однако вскоре последовало смутное время постоянных войн. Душевнобольной фатимидский халиф ал-Хаким в 1009–20 гг. разрушил церкви (в том числе Церковь гроба Господня) и синагоги Иерусалима. По видимости, в этот период город сильно изменился, и его население пришло в упадок.

Еврейская община Иерусалима в период Аббасидов и — в особенности — Фатимидов была тесно связана с еврейством Египта, оказывавшим Иерусалимским евреям материальную поддержку.
Описания арабских географов и другие источники констатируют, что первые четыре столетия мусульманского владычества были для Иерусалима гораздо более благоприятны, нежели последующие века: город окружала мощная стена со рвом и восемью воротами; внутри стен находились благоустроенные и чистые базары; улицы были вымощены камнем. Иерусалим продолжал оставаться по преимуществу христианским городом с множеством великолепных церквей. Евреи селились в двух кварталах: к юго-западу от Храмовой горы и к северу от нее, около нынешних Дамасских ворот.

политика первых мусульманских завоевателей

Арабы проявили такую же терпимость по отношению ко всем сирийским городам; тем самым жители этих городов также быстро приняли их господство. Большинство из них впоследствии отказалось от христианства, чтобы принять религию своих завоевателей, и выучило их язык.
Политическая ловкость, которую продемонстрировали первые последователи Мохамеда, была под стать их фанатизму и военным талантам. Начиная с первых своих сражений, они столкнулись с народами, которых в течение многих веков безжалостно тиранили их правители, и им ничего другого не оставалось, как только с радостью встречать завоевателей, которые, как они надеялись, сделают их жизнь менее сложной.

Первые халифы не навязывали покоренным народам свою религию силой силой, как это было ранее, они повсюду объявили о своем желании уважать их религию, традиции и обычаи. В обмен на мир, который они им гарантировали, они лишь обязали их выплачивать небольшую дань, которая всегда оказывалась меньшей, чем подати, которые налагали на них прежние правители.

захват мусульманами Персии и Мессопотамии

В 640 г. мусульмане захватили Персию, Армению и Месопотамию (нынешний Ирак).
Понадобилось два месяца, чтобы свергнуть с трона последнего из Сасанидов в Персии и завладеть империей.

Осману, преемнику Омара, было более восьмидесяти лет. Но он продолжил полтику распространения ислама и захвата новых территорий. Его армия закончила завоевание Персии, дошла до Кавказа и начала военные действия в Индии.

захват мусульманами Египта, Магриба и Сицилии

Затем мусульмане вторглись в христианский Египет и завоевали христианский Магриб, то есть современные Тунис, Алжир и Марокко.

На западе, войска, снаряженные Омаром, также быстро добились успеха. Вскоре были завоеваны Египет и Нубия.

Муавия (660 г.) был первым из династии халифов, именуемых Омейядами. Они перенесли сталицу халифата в Дамаск и начали перенимать обычаи азиатских правителей.
Новый халиф снарядил войска по всей северной части Африки, где он сформировал особое правительство и остановился лишь на краю Атлантического океана. Флот из тысячи двухсот барок бороздил Средиземное море, завоевывал острова и захватил Сицилию.

осада Константинополя

Мусульманские полководцы сумели даже подойти к Константинополю и осадить его. Осада продолжалась в течение семи лет (674-678), но безуспешно. Арабам не удалось разрушить сильные городские стены, поэтому они блокировали город с моря. Приближение зимы вынудило арабов отойти на 180 км в сторону малоазийского города Кизик.

Ещё до осады сириец Каллиник из Гелиополя изобрел для Византийской империи разрушительное новое оружие на море, которое позднее получило известность под названием «греческий огонь». При сражении в Мраморном море у Сулаемма в 677 году византийский флот использовал его, чтобы нанести решающее поражение Омейядскому флоту и снять осаду в 678 году. Победа остановила арабскую экспансию в Европу почти на тридцать лет, хотя арабы не были разгромлены полностью.

Окончательная победа византийцев была закреплена после второй арабской осады Константинополя в 717—718 гг.

Арабы окружили город рвом, валом и в течение 13 месяцев осаждали столицу империи, применив осадные орудия.

Затем к городу подплыл гигантский арабский флот. Большая часть его успешно миновала пролив, но не всё было для них успешно: 20 отставших тяжелогруженых судов император Византии, Лев III сжёг с помощью «греческого огня».

Арабский флот причалил к берегу европейской части Босфора. и остановились на зимовку. На помощь Византии пришли болгарские войска хана Тервела. В 717 году он неожиданно появился в тылу арабов, и значительная часть сухопутного войска арабов была уничтожена. Арабы, тем не менее, продолжали осаду. Они попытались весной 718 г. уничтожить болгарскую армию, но те отразили атаки арабов, которые потеряли около 22 -30 тыс. человек. Болгарский хан Тервел получил титул ромейского кесаря, а позже был канонизирован под именем Святого Тривелиуса западной церкви, где его назвали "спасителем Европы".
От голода и лишений у осаждавших умерло множество людей, коней и верблюдов. Весной 718 года из Египта прибыл второй крупный флот с оружием и хлебом, а немного позже — из Африки третий с многочисленными припасами.

Но арабский флот не решился входить в Босфор, так как арабы боялись «греческого огня». В свою очередь, Лев III, узнав, что арабские корабли опасаются «огненосного оружия римлян» приказал велел огнебросательные сифоны («греческий огонь») поставить на византийские корабли, и византийский флот вышел в залив. В ходе битвы большая часть арабского флота была потоплена, и византийцы завладели огромной добычей. После этого голод среди осаждавшей армии арабов достиг кульминации. Они порезали на мясо всех своих лошадей, ослов, верблюдов, ели всякую падаль. От этого среди них распространились заразные болезни, и начался сильный мор.

Арабы, понеся значительные потери в битвах с византийцами и их огненосными кораблями, должны были отступить. Вскоре их  флот попал в сильную бурю, и почти все корабли погибли. После этого был заключен мир на тридцать лет между Византией и Арабским халифатом.

Летом 718 года халиф вынужденно отвел свои войска от Константинополя. Победа Византии
остановила арабскую экспансию в Восточной Европе: Малой Азии и на Балканах.

Захват Самарканда

Поход на Самарканд, столицу Согды, арабы предприняли в 712 году. К городу подошло 20-тысячное войско. Осада длилась месяц, после чего арабские войска под предводительством Кутейбы ворвались в город через пробитые стенобитными ма шинами в стенах бреши и подвергли его грабежу.

Из многочисленных древних храмов, которыми славился Самарканд, Кутейба вывез неисчислимые сокровища, золото, серебро, драгоценные камни. А храмы, представлявшие собой лучшие образцы зодчества, были сожжены и разрушены.  Погибло огромное количество творений художников и скульпторов.

Уже через год, в начале 713 года в Самарканде вспыхнуло антимусульманское восстание. На помощь восставшим пришли степные тюрки, солидарные с согдийцами в борьбе против чужеземных захватчиков. Борьба в Согдиане не прекращалась в течение почти всего периода арабского владычества в Средней Азии. Наиболее крупным было восстание 720-721 годов, когда арабы бросили против самаркандцев целую армию карателей. Жители, покинувш городи бежавшие в Ходжент, но были по пути зверски перебиты.

В 70-х годах VIII века, восстание возглавил человек, вошедший в историю под арабским прозвищем Муканна, что означает "закрытый покрывалом". Восставшие пытались покончить с арабским господством, но и уничтожить неравенство.

Жители города вооружились и во главе с Рафи ибн-Лейсом обрушились на завоевателей. Арабский наместник Джунаи да ибн-Азади был убит.

мусульмане правят Испанией

В 711 г. мусульмане (их в Испании называли маврами) пересекли Гибралтарский пролив и высадились на католическом Иберийском полуострове, захватив вскоре Португалию и почти всю Испанию (кроме гор на крайнем севере). Лишь немногие вестготы, правившие в Испании, бежали в горы Астурии, сохранили свою независимость и объединились под властью храброго Пелайо, (или Пелагия), которого предание называет родственником вестготских королей и первым королем Астурии, а испанские летописи называют возобновителем свободы испанцев.
Именно оттуда началась Реконкиста.

Несмотря на отчаянное сопротивление вестготов, через десять лет незавоеванными остались лишь горные области Астурии. Завоеванные земли составили часть халифата Омайядов.
На северо-западе Испании франки, при Карле Великом, остановили продвижение мусульман в Европу, а на северо-востоке полуострова создали пограничную территорию между владениями франков и арабов (Испанская марка), которая распалась в IX—XI веках на графства Наварра, Арагон и Барселону.
Здесь мусульмане оставались следующие восемь веков.

Арабы (мавры) в первое время обращались с населением достаточно милостиво, не отнимали их имущество и не требовали смены реоигии. Положение бедных слоев населения и евреев стало легче, а переход к исламу делал рабов и подневольных свободными. Ислам принимали и многие из свободных людей и даже знатных. Вскоре к новой религии принадлежало большинство арабских подданных. В то же время арабы были весьма терпимы к христианам и иудеям. Их правители даже предоставляли автономию различным областям. В стране начался расцвет испанской культуры, возник неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве.

Христиане и иудеи, не желавшие менять веры, должны были оплачивать ежегодный налог. Но далеко не все христиане соглашались принять ислам. Наиболее твердыми оказались христиане Кордовы, из которых некоторые даже приняли мученическую смерть.

Так что, это было отнюдь не "мирное сосуществование" между завоевателями и завоеванными". Сохранилось много сведений "о сожженных аббатствах и монастырях, оскверненных церквях, об изнасилованных монашках, о христианских и еврейских женщинах, которых они умыкали, чтобы запереть в своих гаремах". Было много "распятых в Кордове, повешенных в Гранаде, обезглавленных в Толедо и Барселоне, Севилье и Заморе".

Обезглавливание в Севилье производилось по приказу халифа Мутамида: он использовал эти отрубленные головы евреев и христиан для украшения своего дворца. В Заморе головы рубили по приказу Альманцура, визиря, который известен как "покровитель философов и величайший лидер исламской Испании"!

Произнесение имени Иисуса означало мгновенную казнь: или распятие, или обезглавливание, или повешение, или сажание на кол. Такая же смерть полагалась тем, кто посмел звонить в колокол. Нельзя было носить одежду зеленого цвета, принадлежавшего исключительно исламу.
Были заведены такие порядки. Когда шел мусульманин, каждый еврей и христианин были обязаны отступить в сторону и поклониться. Если еврей или христианин посмеет отреагировать на оскорбление от мусульманина, их ждало суровое наказание. Сейчас утверждается и широко афишируется, что неверные собаки (евреи и мусульмане) не были обязаны переходить в мусульманство и их даже не принуждали к этому. Причиной этого был отнюдь не гуманизм мусульман, а то, что евреи и христиане платили налоги, а мусульмане были от них освобождены.

В 755 году единственный из Омайядов, избежавший истребления Аббасидами, — Абд ар-Рахман I ад-Дахил – бежал в Испанию и основал здесь особое государство со столицей в Кордове, – которое он, опираясь на 40 тысячное войско из рабов и берберов, оставил в наследие потомкам. Расцвет халифата пришёлся на правление Абд ар-Рахмана III. Он провозгласил себя в 923 году халифом нового Арабского Кордовского халифата, который противопоставлял себя Багдадскому халифату династии Аббасидов.

Господство мавров нельзя назвать просто завоеванием полуострова. Несмотря на частые возмущения наместников и смуты из-за споров о престолонаследии и чрезмерного гнета податей, преемники Абдуррахмана умели поощрять науки и искусства и способствовать спокойному развитию промышленности, торговли и земледелия. Достаток и образование росли; Кордова была одной из самых блестящих столиц.

При Абдуррахмане III (912—961 годы) арабская наука и искусство в Испании достигли высшей степени расцвета. Многолюдные города украсили страну. В Кордове было около полумиллиона жителей, 113 000 домов, 600 (по другим источникам — 3000) мечетей, прекрасные дворцы. С Кордовой соперничали другие города, как, например, Гренада, Севилья, Толедо.

При сыне Абдуррахмана III, поэте и ученом Гакаме II (961—976), собравшем в своей библиотеке до 400 000 свитков, кордовский университет был самым знаменитым в Европе.
Но при бесхарактерном сыне его Хишаме II (976—1013 годы) халифат стал падать, и в начале XI века после смерти фактического правителя, великого везира ал-Мансура Арабский Кордовский халифат распался на ряд мелких независимых государств — та’ифов.

Арабам не удалось совершенно слиться с населением и основать государственный строй на твердых законных основах. Деспотизм и анархия чередовались в стране: то всякая связь государственности распадалась, Народ предался наслаждениям, а к службе относился пассивно, наместники и высшие военачальники отказывались повиноваться, то вся страна лежала у ног правителя, которому удавалось подчинить возмутившихся, при помощи наемных войск.

И все же были в это время и выдающиеся люди. Знаменитейший из министров Хишама II, Ибн-али-Амир, более известный под именем Ал-Мансура, умно и храбро, хотя и деспотично управлявший государством, временно поддержал славу арабского оружия: он разрушил Сантьяго, святой город Галисии, и взял у христиан их столицы — Леон, Пампелуну и Барселону.

После смерти его сына, Аду-аль-Мелика Мозафара (1008 год) первые министры (хаджибы) сделали свою власть наследственной. Уже при втором преемнике Ал-Мансура начались междоусобицы. Представители правящих династий быстро сменялись на престоле халифов, и последний из Омайядов – Хишам III – перестал править в 1031 году.
Разные военачальники, а также арабские и берберские аристократы на развалинах Кордовского халифата создавали ряд самостоятельных государств, которые просуществовали недолго. Все это благоприятствовало вновь созданным христианским государствам Испании, и Реконкиста успешно развивалась.
Постепенно на Пиренейском полуострове появились четыре христианских государства, с законодательными собраниями и признанными за сословиями правами. В практически непрерывных войнах с мусульманами сложилось храброе феодальное дворянство, самоотверженно боровшееся за Испанию и веру.

попытки мусульман захватить Францию

Из Испании в 721 г. они проследовали в католическую Францию. Под предводительством губернатора Андалузии Абдаль-Рахмана они вырезали все мужское население Пиренеев и Нарбонны, угнав в рабство всех женщин и детей, после чего продолжили свой путь в Каркассон. Продвигаясь на север, они вырезали монашек и монахов во всех встречавшихся на пути аббатствах. В Лионе и Дижоне они ограбили все без исключения церкви. Их захват Франции длился одиннадцать лет, волнами. В 731 г. волна, состоявшая из 380 тысяч пехотинцев и 16 тысяч всадников, достигла Бордо и двинулась в Пуатье, а оттуда - в Тур.
Однако в 732 г. в битве у города Тура, недалеко от границы между Франкским королевством и тогда независимой Аквитанией франки, возглавляемые королем Карлом Мартеллом (по прозвищу «молот»), одержали победу над арабами. Абдур-Рахман ибн Абдаллах, генерал губернатор Андалусии, был убит.
В 735 году в Галлию вторгся новый правитель Андалусии Укба ибн аль-Хаджадж. За свою жизнь он захватил около 2000 христиан и обратил их в ислам. Его войска пересеклиа Рону, захватили и разграбили Арль. Оттуда он ушел в Прованс и, преодолев сопротивление его защитников, занял Авиньон. Войска Укбы ибн аль-Хаджаджа оставались на территории современной Франции ещё около четырёх лет, дойдя до Лиона, Бургундии и Пьемонта.
Однако Карлу Мартеллу удалось в кампаниях 736 и 739 года возвратить б;льшую часть захваченных мусульманами территорий, кроме Нарбонны, из которой мусульман выбили только в 759 году.
Некоторые историки утверждают, что вторая арабская военная экспансия представляла бо;льшую опасность, чем первая. Провал ее положил конец серьёзным попыткам мусульман проникнуть за Пиренеи, хотя отдельные набеги продолжались. Планы дальнейших крупномасштабных наступлений ислама на Европу были сорваны из-за внутренних раздоров на землях Омейядов.

захват мусульманами Сицилии и Италии

В 827 г. мусульмане высадились в Сицилии. Вырезая, обезглавливая, сажая на колы, распиная, как обычно, они завоевали Сиракузы и Таормину, затем Мессину и Палермо, и за три четверти века они сломили сопротивление сицилианцев и исламизировали остров. Мусульмане оставались здесь на протяжении двух веков, пока их не выбили норманны.
В 836 г. они высадились в Бриндизи. В 840 г. в Бари. В 841 г. в Анконе. Затем через Адриатическое море мусульманские войска двинулись обратно к Тирренскому морю и летом 846 г. высадись в Остии. Они разграбили и сожгли ее и, двигаясь вверх по Тибру, достигли Рима. Осадив город, однажды ночью мусульмане ворвались в Рим. Они разграбили базилики св. Петра и Павла, разрушили их, и, чтобы избавиться от их присутствия, Папа Сергий Второй вынужден был платить ежегодную дань в объеме 25 тысяч слитков серебра. Во избежание дальнейших нападений, его преемник Лео Четвертый возвел Леонинские стены.
Покинув Рим, войска мусульман обрушились на Кампанью. Там они оставались 70 лет, разрушив Монтекассино и Салерно. Одним из их развлечений в этом городе было еженощное принесение на алтаре католического собора в жертву девственности одной из монашек.

попытки мусульман захватить Швейцарию

В 898 г. мусульмане снова обрушились на Прованс, точнее, на сегодняшний Сан-Тропез. Обосновавшись там, в 911 г. они пересекли Альпы и вторглись в Пьемонт. Оккупировав Турин и Касаль, они сожгли все церкви и библиотеки, убили тысячи христиан, после чего отправились в Швейцарию. Здесь они добрались до Женевского озера, но были остановлены снегом, развернулись и пришли обратно в теплый Прованс, где и  обосновались в 940 г. в Тулоне.

дискриминационные законы мусульман

Приведу выдержки из Энциклопедии "Еврейский Мир" о положении евреев и христиан, проживавших в мусульманских государствах.

"Многие неверно полагают, что евреи в исламском мире были равноправными гражданами до тех пор, пока сионизм не спровоцировал среди арабов антисемитские настроения. Но фактически в течение своего более чем тысячелетнего пребывания в сфере ислама евреи (и христиане тоже) жили здесь на положении граждан второго сорта.

Конечно, их общественный статус был выше статуса язычников. На территориях, завоеванных мусульманами, язычникам предоставлялся выбор — принять ислам или умереть. Евреи и христиане (зимми, как их называет ислам) могли исповедовать свою веру. Их жизнь регулировалась Пактом Омара (около 720 г.). Согласно ему, евреи и христиане были обязаны «вставать с места, когда (мусульмане) хотят сесть». Евреям и христианам запрещалось обращать кого бы то ни было в свою религию и препятствовать своим приверженцам принимать ислам. Им нельзя было повышать голос даже во время похорон, запрещалось ездить на лошадях и мулах (это считалось несовместимым с их низким статусом). Можно было передвигаться на ослах, но только без седла".

Пакт Омара лишь положил начало дискриминационному законодательству. В последующие века в различных мусульманских государствах и евреи, и христиане периодически подвергались различным унижениям. Например, им предписывалось носить нелепую одежду, позволяющую сразу отличить их и придающую им глупый вид. В 807 г. халиф Гарун аль-Рашид обязал евреев носить высокий конический колпак и жёлтый пояс (едва ли не первый прообраз желтого знака, навешивавшегося на евреев в средневековой Европе).

Экономическое положение Палестины

Арабов-кочевников завоевание как таковое интересовало мало. Их целью было захватить добычу и обратить новых подданных в мусульманство. Аграрную культуру они не понимали и не ценили. В результате обработка земли практически прекратилась, вся сельскохозяйственная инфраструктура была разрушена, и даже остатки земледелия и его материальной базы были уничтожены.

Земли, всегда страдавшие от засухи, ранее имевшие мелиорационную систему, начали превращаться практически в пустыню. До VII века сельскохозяйственные поселения были даже в Северном Негеве, тепреь на эти земли начала наступать пустыня. В то же время в результате обильных дождей и разрушения ирригационной системы север этой земли до Яффо начал превращаться в болота. Петах-Тиква, Хадера, русло hаЯркона, а также Галилея были почти полностью заболочены и непригодны для обработки. Только в Шомроне продолжалась примитивная сельскохозяйственная обработка земли живущими там мусульманами, хотя, возможно, это были даже не арабы, а евреи, насильно обращенные в ислам.

Далее, за сравнительно короткое время образ жизни мусульман перестал быть кочевым, тем более, что большая часть мусульман в стране уже не арабы, а коренное местное оседлое население.

Появляется иерархическая лестница: арабские кланы становятся во главе регионов, повсеместно употребляется арабская письменность, которая служит общим признаком мусульманской культуры.

Отношение мусульман к евреям

С течением времени неарабская часть населения (среднеазиатская, персидская, египетская, курдская, берберская и т.п.) постепенно возрождается. Она частично восстанавливает свои уже почти разрушенные и забытые культурные традиции и корни. Начинается "золотой век исламской культуры". Хочу подчеркнуть: не арабской, а местной, сохранившеся, но теперь уже исламской. Он охватывает Персию, Северную Африку, Испанию. Жизнь в городах упорядочивается. Эти изменения ставят евреев в более благоприятные условия. Некоторые еврейские общины существую в почти нормальных условиях, другие даже богатеют.

Еврейские центры в Вавилоне сохраняются даже после 250 лет жизни при исламе. Но появляются и новые: в Северной Африке в Александрии, в Фаюме, в Фесе в Магрибе. Быстро растет духовный центр в Испании.

Тем не менее, спокойствия нет. Время от времени поднимаются то здесь, то там волны мусульманского фанатизма. Евреям приходится спасаться бегством и начинать жить в новых местах заново. Так приходится бежать от берберов из Испании.

Отношение мусульман к еврейской религии тоже претерпевает изменения. Мне импонирует точка зрения, изложенная некоторыми исследователями, на отношение мусульман к евреям, живущих в мусульманских странах.

Евреи для мусульманской власти, с одной стороны, очень удобны, т.к. они являются носителями более дpeвнeй культурной традиции. У них нет никаких политических претензий, и они не претендуют на власть. Поэтому изначально взаимоотношения между этими двумя религиями были построены, как отмечает один из исследователей ислама профессор Бернард Луис, не на ненависти к евреям, не на вражде, а на пренебрежении. Они были иноверцами, и ими пренебрегали. Как и всех других иноверцев, их ограничили в правах, им нельзя было носить оружие, иметь лошадей, строить дома выше мусульманских, занимать государственные посты. Приглашение еврея государственную должность халифом, султаном или эмиром не было исключением и бывало часто, но в этом случае еврей становился его личным слугой.
Пока в стране было спокойно, отношения с евреями были довольно мирными. Но когда начиналась война, или случался голод или чума, евреи страдали. Было несколько очень тяжелых волн насильственной исламизации евреев. Сопротивлявшихся казнили.

В мусульманской философской и теологической литературе о спорах, начиная со второй половины VIII века, почти не упоминается об евреях, а если и упоминается, то в негативном плане. Основными врагами ислама считались христиане как адепты второй всемирной религии, враждебной ему.

Когда ислам распространился в различных странах, положение евреев значительно ухудшилось.

Но все же основными врагами ислама повсеместно были христиане, как представители наиболее массовой религии.

Уникальное положение евреев в Испании при мусульманских правителях

Испанские евреи, во всяком случае, некоторая часть из представителей творческих профессий, освоили арабский язык и арабскую культуру в такой степени совершенства, что их труды оказались одними из самых великих достижений арабоязычной культуры тех времен. Это происходило и в поэзии, и в философии, и в зодчестве.

Некоторое время мусульманские правители относились к евреям довольно благосклонно. Всем жителям страны была предоставлена полная свобода вероисповедания, и насильно обращенные в христианство смогли вернуться к религии отцов. Евреям была предоставлена судебная автономия. Арабские правители нуждались в добросовестных и опытных служащих. А поскольку евреи отличались обширными знаниями и опытом и были преданы новой власти, им были отданы многие правительственные должности. Так евреи за удивительное короткое время превратились из преследуемых в привилегированную группу.

Можно было бы подумать, что, наконец-то, появилась новая форма взаимоотношений между евреями и мусульманами-арабами. Но эта форма была довольно-таки призрачной. Арабы попросту использовали евреев. Как только те становились ненужными, они превращались в козлов отпущения. В Испании евреи нужны были дольше, чем в других странах, потому что там была постоянная конфронтация с христианами. И мусульмане просто заручились поддержкой еврейской части населения, тем более, что среди евреев появилась плеяда блестящих ученых, врачей, поэтов, государственных служащих.