Из Этюдов об оркестре. Оркестрант и солист

Марк Лоткин
   Отличие оркестровой игры от сольной

     В сущности, в оркестре играют такие же музыканты, как и те, которые выступают в качестве солистов. Иногда - но не очень часто- это совпадает.

     Не следует думать, что в оркестры попадают инструменталисты второго сорта. Во всяком случае, не более, чем в сольные исполнители.

     Здесь много причин, о которых стоит говорить отдельно.Ограничимся основными:

спрос на данный инструмент в данный момент , возможности "раскрутки" как солиста (финансово и благодаря связям), свойства характера, состояние здоровья, случай, возможность приобретения высококлассного инструмента и самое главное - наличие выдающихся способностей к сольной игре. Между прочим, последнее из упомянутых качеств встречается очень не часто,  поэтому обилие солистов-гастролеров не должно вводить в заблуждение :

не всё золото, что блестит....

     Безусловно  и в оркестровой игре, как  в любом деле, есть свои выдающиеся таланты.

Встречаются, впрочем, и противоположные явления. Автору этих строк приходилось неоднократно сталкиваться с людьми,  работавшими десятки лет в оркестрах , однако, не имевшими ни малейшего понятия о том, что они делают .

     Разумеется , мы не погрешим против истины, если скажем, что в сольной и оркестровой игре  много общего.Конечно, прежде всего это владение инструментом во всех существующих технических и художественных возможностях.Предполагается , что солист отменный виртуозом , что не помешает и оркестранту, однако не всегда является обязательным условием.

Солист , как и оркестрант,  должен быть отличным ансамблистом. Ведь он выступает  не только в одиночку, а даже чаще - с партнёрами - с оркестром или в составе различных ансамблей. В свою очередь , оркестранту (особенно, если он - концертмейстер группы)  зачастую приходится исполнять в оркестре соло - отдельные эпизоды, написанные для одного исполнителя, а не для всей группы.

      Конечно, нельзя сказать, что для солиста важнее его виртуозные качества, а для оркестранта - ансамблевые. Думать так, было бы грубым упрощением вопроса. Однако,очень условно, с большой долей осторожности, всё же следует видеть здесь некоторое различие.

      Несомненно, что солист воспринимается  в процессе исполнения произведения как некий лидер. Это не просто логично, это даже видно во время исполнения, что называется , невооруженным глазом . А вот лидерство концертмейстеров оркестра не так просто "разглядеть". Здесь вы скорее заметите отсутствие лидера в тех случаях, когда та или иная группа звучит недостаточно хорошо. Впрочем, здесь уже проходит граница,где одна из функций  концертмейстера пересекается с  функциями дирижера.

     Если при исполнении концерта для солирующего инструмента с оркестром, солист " ведёт" за собой (а лучше сказать - с собой) оркестр (разумеется через дирижера), то каждый оркестрант будучи "ведомым" и дирижером , и концертмейстером своей группы, и концертмейстером оркестра(концертмейстером 1-х скрипок) , и,наконец, солистом оказывается постоянно в центре некоего ансамблевого континуума, требующего особого непрерывного активного внимания. Причём,  нужно понимать , что это  лишь одно из целого ряда направлений в которых постоянно, тщательно и одновременно работает оркестровый музыкант в процессе исполнения произведения.

     Понятно, что у солиста свои , во многом иные задачи, которые , как мне представляется хорошо известны  слушателям. Понимание же задач и специфики работы оркестрового исполнителя не так очевидны с первого взгляда.

     Нужно очень хорошо знать всё произведение в целом, партию своего оркестрового инструмента, слышать и видеть всё , что происходит как "внутри" , так и "вокруг" оркестра и солиста (если это аккомпанемент) ,быстро и чётко реагировать на жесты и взгляды дирижёра и реакцию концертмейстеров .... - вот только небольшая часть задач профессионального оркестранта, с решением  которых он  постоянно  сталкивается в своей повседневной работе.