Сила корана

Юрий Овтин
Юрий Овтин

СИЛА КОРАНА

Рассказ

(Кавказский дневник)

Во второй половине восьмидесятых, стремительно уходящего в Лету бурного двадцатого столетия, я находился в служебной командировке в Москве. В те годы, как впрочем и сейчас, устроиться в приличную и недорогую гостиницу в Белокаменной было непросто, а потому я был рад удачному случаю разместиться в небольшой и довольно уютной гостинице с романтическим названием «Звездная», которая находилась, что немаловажно, на расстоянии двух автобусных остановок от станции метро. Соседом по двухместному номеру оказался на редкость симпатичный и коммуникабельный человек моего возраста. Мы быстро подружились.
Александр Иванович, так звали моего нового знакомого, работал главным врачом санатория в городе Пятигорске на Северном Кавказе. Узнав, что я из Одессы и никогда не бывал в горах, он увлекательно рассказывал мне о своем горном крае, о горе Машук, на которой находился его санаторий и горе Бештау с пятью вершинами, в честь которой и был назван Пятигорск, о живописнейшей Домбайской поляне, находящейся в центре трех ущелий, о двуглавом красавце Эльбрусе и суровом Казбеке, об обычаях и нравах горцев. Прощаясь, мы с ним обменялись телефонами и адресами и Александр Иванович заверил меня в том, что если я захочу увидать величие гор, о которых незабвенный Высоцкий пел, что «лучше гор могут быть только горы», он готов в любое время года предоставить мне путевку в его санаторий…
… А через несколько месяцев, оформив отпуск, я уже летел в самолете к своему новому знакомому в загадочный горный край…
Перед этим я недели три не брился, у меня отросла вполне приличная борода и всем своим видом я вполне мог сойти за кавказского аборигена…
Санаторный корпус, в котором разместил меня Александр Иванович, был расположен среди величественных сосен у подножия Машука, создавалось полнейшее впечатление, что здание находится в густом лесу. Километровой высоты Машук поражал своей кукольной красотой. Поднимаясь наверх по горным тропам, сосны перед тобой постепенно сменялись лиственницей, а на вершине горы перед изумленным взором во всей своей необыкновенной красе появлялась самая настоящая альпийская лужайка с великолепным ковром разноцветных цветов.
А в ясный солнечный день можно было полюбоваться двуглавой вершиной Эльбруса.
Потекли санаторные будни с ежедневным питьем лечебной воды из нарзановых источников,  принятием радоновых ванн и всевозможными медицинскими процедурами, снимавшими усталость с натруженного организма.
Но наступали суббота и воскресенье, дни отдыха, когда можно было всласть полюбоваться окружающей природой и отправиться в какой-либо диковинный уголок края по тому, или иному маршруту с экскурсией.
В первые же дни отдыха я решил махнуть на Эльбрус. Ну, конечно же, не на саму вершину горы, а до той точки, куда можно было добраться на маятниковой и кресельной канатной дороге, высота подъема которой составляла 3750м.
Дорога была не близкая, только до «канатки» надо было добираться около пяти часов, а потому я в компании еще трех десяткой единомышленников, одетых в удобные спортивные костюмы, в кроссовках, прихватив с собой сухие пайки отъехал от санатория на автобусе в шесть часов утра.
Каждые полтора часа водитель делал в каком-либо селении небольшую «техническую» остановку, чтобы немного передохнуть от дороги, а кому нужно – сходить в туалет.
Однако остановки эти иногда затягивались, так как местные жители предлагали экскурсантам купить у них свитера и носки, связанные из натуральной шерсти, начиналась оживленная торговля…
Где-то на третье остановке я заприметил небольшой симпатичный ресторанчик с колоритным названием «Сакля» и решил сходить туда «в разведку»…
У входа в «Саклю» стоял древний старик. Глубокие морщины, выступавшие как борозды на его загорелом лице, выдавали его почтенный возраст.
- Никак не менее ста лет, - подумал я и подошел к нему поближе.
В таких же, как и лицо, морщинистых руках старик держал на продажу книгу. На красивой сафьяновой обложке изумрудного цвета золотым тиснением было по-русски написано «Коран».
Я заинтересовался и взял Коран в руки.
Тут надо сделать небольшое отступление и пояснить мой интерес к духовной литературе и Корану в частности.
В моей домашней библиотеке, насчитывающей полторы тысячи книг была и Библия и я порой перелистывал ее, пытаясь постичь смысл священного писания. Как прекрасный стих не раз я перечитывал Нагорную проповедь Христа, однако без определенной подготовки понять и усвоить все написанное было не просто.
Как-то за шахматной доской я поделился своими раздумьями с моим соседом по дому Петром Ивановичем, доктором филологических наук, который к тому же увлекался теологией.
- Вся квинтэссенция Библии, - премудрствовал Петр Иванович, - заключена в Золотом правиле, которое гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
- Впрочем, Золотое правило закономерно и для Торы, и даже Мухаммед в одном из своих изречений в «Сунне» так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, что бы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
- А чем отличается Библия от Корана? – спросил я как-то Петра Ивановича.
- Вообще-то, Библия – это книга жизни, а Коран готовит к встрече с Богом, - слегка задумавшись, ответил мне мой ученый сосед…
… И вот я держал в своих руках переведенную на русский язык главную священную книгу мусульман.
Я бегло перелистал ее, особо не вникая в смысл написанного. Внимание мое лишь привлекли напечатанные жирным курсивом названия глав: - «суры».
- Сколько это стоит? - спросил я старца.
- Пятьдесят рублей, - ответил тот, пристально глядя мне в глаза.
Я ошалело посмотрел на него. Конечно же, этот Коран стоил таких денег. Но для того, что бы неискушенный читатель сумел сравнить эту сумму с нынешним номиналом, скажу лишь, что в то время на пятьдесят рублей можно было купить в ювелирном магазине золотое изделие весом в четыре грамма.
Желая приобрести понравившееся мне редчайшее по тем временам издание я решил поторговаться со стариком и назвал свою вполне реальную цену:
- Тридцать пять!
Старик молча укоризненно посмотрел мне в глаза и забрал Коран из моих рук.
- Ну, ничего, - подумал я про себя.
- Зайду в «Саклю», выпью сто грамм, а потом поторгуюсь еще, может дед станет по сговорчивей.
…В полупустом ресторанчике официантка в белом чепчике и переднике рассчитывала двоих, одетых во все черное бородатых мужиков.
Убрав с их стола грязные тарелки и пустую бутылку из под водки она уже было собралась уходить, как я остановил ее своим вопросом, коверкая на местный манер русские слова:
- Слышишь, дэвушка, красывый такой, налэй мне сто грамм коньяка и  дай кусочэк брынзачка, или помидорка.
Она надменно окинула меня взглядом с головы до ног и без малейшего акцента со словами: «Да где ж я тебе найду коньяка?» - повернулась и понесла поднос с посудой на кухню.
Из замешательства меня вывел злобный голос одного из мужиков, сидевших за столом:
- Так что, кацо, пролетаешь с коньяком?
Я пренебрежительно взглянул на него и молча пошел следом за официанткой.
Войдя в небольшой предбанник, отделявший кухню от буфета, я снова обратился к ней:
- Ну, если нет коньяка, то налей сто грамм водки и в клювик что-нибудь дай забросить…
- Так что, кацо, с коньяком пролетаешь? – рядом со мной тяжело дыша мне прямо в лицо водочным перегаром и отрыгивая сытным обедом стояли два чернобородых красавца. На вид им было не более тридцати лет, из коротких рукавов рубашек рельефно выступала хорошо развитая мускулатура. Настроены они были весьма и весьма агрессивно. То ли я им чем-то не понравился, то ли им досадили чем-то грузины, но они явно хотели сорвать на мне свою злость.
- А чего это, ара, тебя волнует мой коньяк? – ответил я в тон незнакомцу.
- Мы не ары, мы азеры, - рявкнули они в один голос и я понял, что сейчас может начаться потасовка.
Силы были неравные, да и желания драться в чужом городе, к тому же беспричинно у меня не было никакого.
Надо было срочно принимать какое-то нестандартное решение. В голове вдруг промелькнула озорная мысль и я пошел в атаку.
- И я Вам не кацо, я одессит, может быть слышали про такой город – Одессу?
- А-а-а, еврей, - пронзительно протянул один из них.
- А чего это Вы все переводите на национальные рельсы? Между прочим, у нас в Одессе и азербайджанцы, и грузины, и армяне, и евреи живут очень дружно, как одна большая семья. Вы мне лучше скажите, как это Вы, правоверные мусульмане, жрете бутылками водку, как иноверцы, тогда как в Коране (в памяти отчетливо всплыло арабское название главы), - сура 245 – подчеркнул я, - четко прописано, что правоверным водку пить нельзя?
Выражение озлобленности на лицах азеров сменилось нескрываемым изумлением. Открыв рты, они ошарашено смотрели на меня. Чувствовалось, что уж чего-чего, а такой эрудиции и цитирования сур из Корана они от меня никак не ожидали. Но было в их взглядах еще и нечто непонятное для меня.
- А где это ты, кацо, читал в Коране, что водку пить нельзя? – вдруг открыл рот один из них. И тут же, жестикулируя и перебивая друг друга, они стали рассказывать мне то, чего я никак не мог знать.
Оказывается, Коран был написан без малого восемь веков назад, водка же появилась значительно позднее и об упоминании о ней в священной книге не могло быть и речи. Да, Коран предупреждает правоверных о том, что нельзя злоупотреблять красным вином, но о водке там нет ни слова.
- Ну, раз так, - примирительно сказал я, - давайте выпьем за это по сто грамм, я угощаю.
- Нет, рассчитываться будем мы, - безапелляционно, подняв вверх указательный палец, заявил один из азеров.
В это время к нам ворвался разгоряченный и взволнованный экскурсовод с нашего автобуса, ругая меня, на чем свет стоит, что вся группа ждет меня уже целых полчаса.
Пришлось налить сто грамм и экскурсоводу.
А с горячими азербайджанскими парнями, их звали Ариф и Гейдар, мы обменялись телефонами и распрощались, как старые знакомые.
Ребята, которые работали бурильщиками на легендарных Нефтяных Камнях, пригласили меня в свой родной Сумгаит, пообещав во всей красе показать Азербайджан и сели в стоявшие у «Сакли» видавшие виды «Жигули». А я под осуждающими взглядами тридцати пар глаз своих попутчиков, вместе с экскурсоводом пошел к автобусу.
Старика, торговавшего Кораном, нигде не было…
… В Сумгаите мне так и не довелось побывать, а вот Ариф с Гейдаром через некоторое время прилетели ко мне в гости в Одессу.
В подарок они привезли мне трехлитровую банку настоящей черной зернистой икры, гранаты, с крупными темно-рубиновыми, очень сладкими зернами и редкий, похожий на зеленую сливу местный фрукт фейхоа, который в силу своих чудодейственных свойств употребляется исключительно в Азербайджане и за пределы страны не вывозится. Фейхоа надо перемолоть на мясорубке, смешать с медом и есть натощак по столовой ложке. Почти так же, как и нашу облепиху…
… А я с тех пор поверил в чудодейственную силу Корана, даже элементарное знание которого сближает людей различных наций, культур и вероисповеданий…