В память об отце

Тамара Брославская-Погорелова
(Торжественное поздравление в ЗАГСе по случаю золотой свадьбы моих родителей)

Мой отец, с простым старинным именем Прокофий, родился на Украине в 1908 году в деревне Тарановка на Харьковщине. Когда ему было примерно год от роду, его семья отправилась в Западную Сибирь. Проня прожил тяжелое детство. В силу различных обстоятельств его мама жила отдельно в другом браке. Отец погиб на фронте в 1914 году. Воспитывал его дед. 

Папа имел четырехклассное образование. Он умел читать и писать, любил делать и то и другое. Будучи на пенсии, он читал толстые романы вслух, а мама сидела рядом долгими зимними вечерами и с удовольствием его слушала. Когда мы, дети,  уезжали из родного дома, папа писал нам длинные, умные письма. Внукам он писал даже стихи, которые они с мамой знали наизусть. Например: - Ах, попалась, птичка, стой, не уйдешь из сети, а у нас ты будешь жить в золоченой клети… Вместе они вырастили шестерых детей, а внуков и правнуков уже насчитывается более тридцати.

Кроме чтения отец замечательно играл на балалайке. Петь у него не очень получалось и лишь иногда, когда он был навеселе, он все же негромко пел, не попадая в тон, что, однако не портило мое удовольствие слушать его и выплясывать под его балалайку.
 
Отец умел все, в одном лице и столяр, и плотник, и печник, и садовник. Он сам построил большой дом и развел сад. Откуда-то привёз стелющиеся яблони, укрывал их в холодные зимние месяцы. Яблок было немного, но они вырастали такие крупные и душистые. Когда они вылёживались уже в доме, на ветке в том регионе не успевали созревать, наступал торжественный момент. Яблоко разрезалось на дольки, и все одаривались этими божественными плодами. У нас были даже розы, которые он привез с Украины.

В войну отца, как и всех мужиков, забрали на фронт. В числе прочих сибиряков он попал воевать под Москвой, ездил на полуторке, подвозя снаряды и связь на передовую. Там его и зацепило, где-то под городом Серпуховым, да так крепко, что к марту 1942 года он уже был демобилизован и вернулся из госпиталя домой. Плечевая кость была повреждена разрывным снарядом.  Ему давали группу инвалидности, от которой он напрочь отказался, а рука зажила только в 1946 году. На протяжении этих лет мелкие осколки снаряда, застрявшие где-то внутри руки, иногда сами выходили наружу. По возвращении домой он привез детям книгу сказок, жаль, что меня тогда еще не было и в помине, лишь рассказы старших рисовали мне милые картины ДО моего детства.

В Сибири, прошедшая война воспринималась мною совсем в другом виде, в иных сердечных и душевных переживаниях. Позднее, когда по воле судьбы я попала на Волгу, святость этих мест охватила меня. В каждой яме за окном поезда я усматривала заросшую воронку от взрыва снаряда или бомбы со времён войны. Проезжая на машине по автостраде мимо оврагов и низинок, поросших камышом, я представляла себе, как там пробирались наши солдаты, пытаясь незаметно окружить врага и победить. Я перебирала в памяти рассказы отца о войне, о тех бедах, которые она принесла народу. Когда он ушел из жизни, (незадолго до этого ему ампутировали ногу), я очень тяжело переносила потерю отца. Тоска по нём, жизнь вдали от старенькой мамы, будоражили струны моей Души.

Заключительным аккордом или толчком к началу моей творческой деятельности стало посещение в Волгограде Мамаева кургана 9 мая 1980 года, в день 35-летия Победы. Впечатление было незабываемым. Потоки людей, живые ковры цветов в водоемах и у подножия памятников. Так народ чтил тех, кто ценою своей жизни освободил сталинградскую землю от фашистских захватчиков. В этот период и появилось мое первое стихотворение «В День Победы». Позднее военная тема частично была отражена в стихотворениях  «Любовь и мир неразделимы» и др.

В ДЕНЬ ПОБЕДЫ
 
День радостный и грустный,
Победы день настал!
И мой отец когда-то,
Об этом дне мечтал.

На фронте он был ранен,
Вернулся только чудом.
Или молитвы мамы,
Спасли его оттуда?!

Теперь уж нет его в живых,
Но, помнятся всегда,
О днях тяжёлых, фронтовых
Беседы в те года.

Сегодня памятью святой
Наполнены сердца.
В Победе этой боевой,
Есть доля и отца.

Мы низко голову склоним,
Немного помолчим,
И тех, кто умер и кто жив,
В молчании почтим.

Ура! Закончилась война!
Под праздничный салют,
Звенят чуть слышно ордена,
И яблони цветут.
 

ЛЮБОВЬ И МИР НЕРАЗДЕЛИМЫ
 
Вот чистый лист передо мной,
Есть время, выпала минута,
И с вами, друг далёкий мой,
Веду беседу я, как будто.

Я расскажу вам о любви,
Что ощущаю в своем сердце,
Любви к садам, где соловьи,
Поют на разные коленца,

Любви к лугам, полям, лесам,
Любви к дорогам и оврагам,
К большим и малым городам,
Что далеко и с нами рядом.

Я жизнь люблю и твердо верю,
Плохое все должны забыть.
Лишь для добра открыты двери,
Иначе и не может быть.

Вот и сейчас, бывая в прошлом,
Я мысли переворошила,
Но вспомнилось, лишь о хорошем.
В том и моей России сила.

Нет, пусть не думают иные,
Что можно всё, не отстоим.
Да, мы добры, но справедливы,
Накажем, а потом простим.

Мы даже немцев всех простили,
Пусть трудно к этому пришли,
Но, как судить сейчас живущих,
За тех, что канули в пыли,

Во днях прошедшего столетья,
Да, помним. Было лихолетье.
И будем помнить мы о том,
Как защищался тихий Дон,

Как Волгу наши отстояли,
Об этом говорят медали,
Да ордена героев наших.
Осталось мало тех, кто старше,

Но, постепенно, в людях зло,
Пропало, кАнуло, ушло.
Ведь даже те, кто воевал,
Победу мира отстоял,

И те смягчились, только слёзы,
Бегут, как будто сок берёзы.
Дотронешься, покой нарушишь,
Герою разбередишь душу,

И побегут святые слёзы –
В глазах боев минувших грёзы,
Кто вспомнит плен, кто – войн ад;
Друзей, погибших тех солдат;

Согбенных в горе матерей,
Мужей все ждущих и детей.
Увидев сморщенные лица,
Хочу я всем им поклониться,

Утешить плачущих, а павших,
Почтить молчанием своим,
Жаль, с каждым днём мы очень мало,
Об этом детям говорим.

Заслуженный почёт и славу
Героям мы должны воздать,
За то, что всё-таки Державу,
Спасли! Спасли Россию-мать!

Без них мы не смогли б родиться,
Учиться и работать, быть,
Растить детей, и в них продлиться,
Чтоб снова Родину любить.

Пусть наша общая любовь,
Погубит зло, что есть на свете,
Весна заменит холод вновь,
И будет мир на всей планете!
 
Следует сказать, что родители давали нам пример истинного, дружного семейного союза, с которого можно было брать образец правильного, добропорядочного отношения, как между собой, так и с окружающими. Мы воспитывались хотя и в советское время, но все были крещёными, в доме была икона Божьей матери, которая висела в углу и в сундуке лежала старинная библия.  Время от времени её вынимали и что-то там читали вслух, я была ещё мала, но уважение и святость к праздникам Пасхи и Рождества  были во мне от  рождения.
 
Оба, и папа, и мама прожили чуть больше 70 лет. Но их золотой свадьбой Бог нас всё же наградил. Нельзя было обойтись без слёз, так душевен и трогателен был этот наш большой семейный праздник. Приехали с женами папины братья, дядя Леня из Новокузнецка и откуда-то из Забайкалья дядя Гриша, с которым они не виделись тридцать лет. Его долго разыскивал младший брат отца, посылая запросы во все инстанции, и это упорство наконец-то было вознаграждено. Ночи напролет сидели и вспоминали братья свое детство и молодость, своих родных и друзей, многих из которых уже не было в живых.

Постскриптум: Не так давно мне сделали замечание о неправильно составленной фразе в тексте, приведу просто переписку, возможно, позже исправлю сам текст:
Тамара Брославская-Погорелова 20 апреля 2020 года в 19:06
Здравствуйте, Рой. Замечание Ваше принимается, я хотела посоветоваться, может быть мне достаточно разделить это предложение на два. С уважением к Вам, Тамара
Рой Рябинкин 20 апреля 2020 года в 19:20
"В числе прочих сибиряков он попал воевать под Москвой, ездил на полуторке, подвозя снаряды и связь на передовую".

Нельзя подвозить связь на передовую. Связь устанавливают, налаживают. Я не понял, как на полуторке отец устанавливал связь? Возил донесения?,Может быть катушки с телефонными проводами Вам следует это прояснить. Но выражение "подвозя связь на передовую" недопустимо, его не поймут даже связисты.

В числе прочих сибиряков ему довелось воевать под Москвой. Отец водил полуторку, подвозил снаряды на передовую. А фразу со связью я не могу понять, проясните мне, пжл., чтобы я помог Вам откорректировать это предложение.
Тамара Брославская-Погорелова 21 апреля 2020 года в 19:00
Рой, я поняла, вообще следовало бы переделать в этой части всё, да дело в том, что я поздно узнала, чем же конкретно занимался мой отец, оказывается, среди других поручений, он подвозил к линии фронта поближе и разведчиков, те уползали за "языком", а отец стоял и ждал, вернутся или нет, бывало, что и не возвращались. Помните то стихотворение, там такие примерно строки "...ты не ранен, убит, знаешь что, я сниму с тебя валенки, нам ещё наступать предстоит..." так вот и мой отец, иногда подбирал какую одежонку, бросал в полуторку, потому что когда возвращались разведчики, они просто коченели от долгого нахождения в снегу, и надо было их как-то спасать; и ранило его в левую руку, разрывным, стреляли, вероятно, по машине,.. Я знала, что он на фронте был водителем, вот и всё, почти. Помню одно из его воспоминаний, где-то прямо на мосту его машина заглохла, подскочил военный, размахивая пистолетом, застрявшая машина рассматривалась уже как диверсия, препятствующая продвижению колонны, хорошо, что солдаты вытолкали машину с моста... Связистов тоже приходилось подвозить поближе к рубежам, что прикажут, и это не высосанная из пальца информация, но довольно куцая...
Тамара Брославская-Погорелова 21 апреля 2020 года в 19:01
Возможно подойдёт, подвозя связистов поближе к передовой с катушками и принадлежностями для наведения телефонной связи...
Рой Рябинкин 21 апреля 2020 года в 20:43
Великолепно! Теперь ситуация со связистами прояснилась! Но я Вас попрошу,Тамара, вставить в очерк и те сведения, которые Вы мне сообщили только что о деятельности отца в качестве водителя знаменитой полуторки: и то, как он подвозил к месту отправки в тыл разведчиков и то, как их дожидался, и об одежонке для них, окоченевших, и как иногда и группы разведчиков не возвращались.
Это всё бесценные сведения почерпнутые из первых уст - от Вашего отца, рядового Героя той Отечественной войны.

Удачи Вам, Тамара! Вечная слава нашим отцам-героям! Мой по возрасту служил в !948 году, но успел и минером поработать в Керчи и подорваться на мине и будучи покалеченным заработать трудовой орден в мирной жизни...
Тамара Брославская-Погорелова 22 апреля 2020 года в 19:55
Плачу... спасибо... Вечная слава нашим отцам-героям!