Умберто Эко. Пражское кладбище

Беспощадный Критик
Пять лет назад я дописал свой первый роман и благополучно отправил его в стол. Год назад мне вдруг пришла в голову мысль отредактировать старый текст, и я взялся его переделывать, выбрасывая все, что мне казалось либо слишком личным, либо слишком претенциозным. Среди первых жертв моей правки оказалась и обширная глава, основанная на книге Н.Бутми "Каббала, ереси и тайные общества", С.-Перебург, 1914. В ней шла речь о том, что все ереси и все тайные общества  - это бесконечные попытки иудеев уничтожить христианство, узурпировавшее право евреев на избранность перед Богом. На свежую голову мне показалось, что рассуждения на эту тему недостаточно политкорректны, да и вообще тема сионистского заговора уже настолько заезженная и немодная, что повторяться как-то даже не прилично. Насколько же я ошибался!

Два года назад, постаревший, но бодрый духом Умберто Эко выпустил новый роман, весьма неожиданный для гражданина фашиствовавшей некогда страны. В нем то, что я уместил в одну главу, расписано на тридцать пять авторских листов и подано в лучших традициях даже не самого Эко, а одного из его литературных кумиров – Александра Дюма. При этом в романе настолько не пахнет вообще никакой политкорректностью, что даже главный раввин Рима остался в недоумении: что же все-таки хотел сказать Эко насчет евреев?

Действительно, главная мысль Эко как всегда связана с вопросом взаимоотношения реальности и текста, а все шовинистские рассуждения, включая махровый антисемитизм, - это внешняя шелуха, под которой скрывается очередное глубинное погружение в ноосферу, в над-сознательное человеческой истории. На этот раз великий интерпретатор исследует процесс того, как из исторической отчужденности одного народа усилиями горстки людей рождается новая, небывалая по масштабам мировая религия – антисемитизм, и ее основная священная книга – "Протоколы Сионских Мудрецов". При этом позиция, с которой ведет повествование Эко, настолько личностная и однозначная, что у раввина города Рима действительно есть основания сомневаться, что сам роман Эко не станет настольной книгой и учебным пособием для неонацистов, цветущих буйным цветом на просторах кризисной Европы.

Нужно сказать, что это первый роман Эко, из которого лично я не узнал ничего нового. С другой стороны, это первый роман Эко, который я проглотил, не заметив.

БК.