Правда и Ложь

Лэри Франгишвили
            Многие, вероятно, большинство, верят всему, что написано.
     Люди верят слову, тем более - написанному, печатному, и если какую-то мысль, идею, упоминание какого-либо события, реального или придуманного, повторять постоянно, это воспринимается непреложной истиной. Когда это подаётся от имени государства, то сомнения появляются редко, ведь бездумная вера сказанному "свыше" считается патриотизмом.
     Если что-либо внушать постоянно, на протяжении долгого времени писать в газетах, журналах, книгах, показывать в кино и по телевидению, повторять раз за разом, то в сознании человека появляется психологическая установка, схожая с тем, что делают дрессировщики животных, и с тем же результатом, возникает стойкий условный рефлекс.


      В 5-м веке до нашей эры в малоазиатском городе Аликарнассосе, или "Галикарнасе" в русском написании, ныне это турецкий курорт Бодрум, жил-был некий Хродотос, или "Геродот", как принято писать по-русски, который оставил потомкам "Историю" в девяти книгах.
    Вообще-то, в этом произведении больше сведений по географии известного в те времена "мира" - южной части Европы, севера Африки, западной Азии и Кавказа, подборка мифов о происхождении царей и героев античности, и описание некоторых войн того периода.
    И естественно, самой важной темой тогда были войны некоторых древнегреческих городов-государств с первым иранским государством Арьянам, которое греки сначала называли Мидией, а потом распространилось название "Персия", сохранявшееся до ХХ века.

      Писал Геродот с чужих слов, используя рассказы и мифы разных народов, не мог ведь он быть очевидцем всех событий, происходивших в разное время в различных отдалённых одно от другого местах, записанное самим Геродотом до нас не дошло, есть лишь тексты X-XV веков, написанные через полторы-две тысячи лет после смерти Геродота, при копировании и переводе на разные языки тексты эти искажались и изменялись, этими произведениями  пользовались те, кто писал учебники истории, и именно из школьных времён все, ну, или почти все, знают о подвиге трёхсот спартанцев.
    Кстати, Геродот написал и о количестве их противников, численность войск персидского правителя Хшаяршана, которого греки называли "Ксеркс", сына Дараявахуша ("Дарий"), указано с настораживающей точностью - 5283220 человек. Другие тексты и расчёты как в античное время так и позже сообщали самые разные, противоречащие одно другому, сообщения, численность персидского войска называлась 4 миллиона, 2,4 млн чел., 800 тысяч, 60-80 тысяч воинов.
   (эта наивная безудержная ложь о многомиллионной армии так подействовала на летописцев последующих времён что рассказывая через две тысячи лет о Грюнвальдском сражении 1410 года, в любекской хронике Дитмара польско-литовское войско, насчитывавшее от 16,5 до 18 тысяч человек, указано как "5100000", тоже названо более чем пятимиллионным!)

      Долгое время никто и усомниться не мог, что прославленный "отец истории" мог написать неправду, пока историки и специалисты военного дела не задумались - можно ли было 25 веков назад собрать столько боеспособных мужчин (кстати, автор писал, что помимо 5,2 миллионов разноплеменных воинов были ещё и повара, погонщики животных и женщины), организовать их, обеспечить пропитанием и руководить пятимиллионной армией в те далёкие полудикие времена.
   Оказалось, что не было столько боеспособных мужчин тогда даже в громадной по античным временам персидской державе, даже с учётом союзников и вассалов, и, как подсчитали военные теоретики, если-бы такое войско выступило из Персии в сторону Пелопоннесского полуострова, растянувшись в походную колонну по горным и лесным тропам, то передовые ряды начали-бы бой, пока половина супер-армии находилась бы ещё в пути, а вторая половина ещё бы даже и не вышла из места сбора.
   Вот с численностью своих, "наших", приврать было сложнее - соперничающие между собой древнегреческие города-государства не потерпели бы преуменьшения своих заслуг и преувеличения заслуг соседей.
    И Геродот подробно перечисляет количество эллинских воинов, вступивших в бой с персами при Фермопилах.

         Итак, сколько же было на самом деле "300 спартанцев" ?

      Вот что пишет Геродот: из Лакедемона (называемого римлянами Спартой) 300 спартанских гоплитов (оплитес - тяжеловооружённый воин, имевший большой круглый деревянный щит-оплон, обтянутый кожей, а иногда и покрытый бронзовым листом, копьё длиной до 3 метров, короткий меч, бронзовый или кожаный шлем, приблизительно 1 из 10 воинов имел бронзовый панцирь, остальные льняной линоторекс - металлическое вооружение тогда было очень дорого, бронзовый шлем стоил 50 серебряных драхм, а бронзовый панцирь 100-300, это больше годового дохода обычного свободного грека в то время, потому-то армии многие века делились на тяжело- и легковооружённых), и у каждого из них было по 7 легковооружённых рабов-илотов; 500 воинов-тегейцев; столько же, 500 чел., мантинейцев; 120 чел. из Орхомена, и ешё 1000 чел. из остальной области Аркадия; 400 чел.из Коринфа; 200 чел. из Флиунта; 80 воинов из Микен; 700 феспийцев; 400 фиванцев; 1000 фокейцев. И ещё опунские локры с ополчением, сколько, автор не пишет, тогда, наверное, и так знали, скольких воинов они могут выставить.\ 
   Всего у спартанского вождя  Леонидаса ("Леонид"), командовавшего этим войском, было 7,4 - 7,7 тысяч человек. Фокейцы посланы были прикрывать тыл, но со своей задачей не справились, и когда местный житель-предатель провёл персидский отряд через гору для окружения войска Леонидаса, с воплями бежали.

      Персов в этом сражении было, вероятно, в 2,5-3 раза больше (и среди них немало греческих наёмников, нужно отметить что наёмные воины были обычным явлением в античных греческих полисах, за плату они готовы были служить как тиранам воевавших друг с другом греческих городов, так и египтянам, персам, вавилонянам, лидийцам, карфагенянам), но обороняющиеся стояли между прибрежных скал и морем, защищая укреплённый каменной стеной узкий проход, из-за чего персы не могли использовать своё численное превосходство, к тому же, как пишет Геродот, их копья были короче греческих.
   В книге восьмой "Урания" Геродот пишет, сколько тел погибших древнегреческих воинов собрали персы на поле боя - 4000, четыре тысячи. Погибли почти все оставшиеся и принявшие участие в бою лакедемоняне, феспийцы и фиванцы, погиб и василевс (вождь, правитель, князь по-гречески, позже слово это соответствовало титулу царя/короля и так переводится на русский, василевсом называли императора Византии) Леонидас, 800 эллинских воинов персы захватили в плен, фокейцы сбежали, остальные накануне последнего решающего боя ушли.

      Афины, тогда один из крупнейших городов Др.Эллады с населением не менее 20 тысяч свободных граждан, не считая множества несчастных рабов чьим трудом они жили, город, ставший столицей впервые созданного в 1833 году Королевства Греция после освобождения от 400-летнего турецкого господства, персы вскоре захватили, в первый раз разрушили Акрополь (akropolis - верхний город), а при повторном захвате разграбили город и разрушили все его храмы и городские стены.
   И после этого исторические памятники много раз восстанавливались и снова разрушались. То, что сегодня можно увидеть в центре столицы Греческой Республики, это новодел, тщательно исполненная современная копия.

      Но мы-то ведь знаем, обычно из художественных кинофильмов, зрелищных, развлекательных но абсолютно не соответствующих реальным историческим событиям, о "подвиге трёхсот спартанцев" !..

           К чему это я?
      Вовсе не принизить память о давным-давно погибших хочется, показывая, что не всегда надо бездумно верить всему написанному.
   Нужно чтить память о прошлом, помнить героев. Но не довольствоваться лишь подаваемой информацией, не верить сразу же каждому, любому печатному слову, каждому сообщению СМИ, а думать самому, искать альтернативные источники, сомневаться, анализировать, искать истину.

      История всегда служила средством пропаганды для восхваления "своих" и принижения "не-наших".
   Той "истории", что подавалась в СССР, особенно с 1934 года, когда т.т. Сталин, Киров и Жданов переписали её, положив начало грандиозным фальсификациям по политическим мотивам, верить нельзя ни в коем случае.
   Впрочем, историю на Руси приукрашивали, "подчищали" всегда, практически с момента появления письменности, и помимо множества безвестных "корректоров"-переписчиков, самым продуктивным "редактором" был первый царь Московский Иван Васильевич, названный в XVIII веке В.Н.Татищевым "Грозным", в XVI веке повелевший создать альтернативный вариант прошлого.
      Переписывание истории продолжается до сих пор, кое-кому нужно изобразить прошлое не таким, каким оно было на самом деле, очень хочется показать былые события более красивыми и закрепить этот идеализированный приукрашенный образ в массах.
      В РФ ложь осталась догмой, к примеру, до сих пор живы сочинённые советской политпропагандой мифы, в том числе и о "28 панфиловцах", хотя 16 ноября 1941 г. 1075-й полк дивизии Панфилова, срочно переброшенной из Средней Азии для обороны Москвы, потеряв за полтора часа 1100 человек, бросил позиции и отступил, а в могиле "28 героев" покоятся останки всего шести человек.
 
       И в 21-м веке потребителям российских СМИ нужно очень осторожно относится к тому, что пишут в газетах и Рунете, показывают с кино- и телеэкранов. Правда ведь зачастую так неудобна...

      Надо учиться думать, и тогда проще будет отличить правду от лжи. От такой привычной, привитой, кое-где и сейчас постоянно насаждаемой, кому-то очень нужной, внешне красивой и выдаваемой за правду, но бессовестной лжи.