Мусорная война

Ирина Лежава
Вопрос утилизации отходов в Ставрополе и на КМВ требует срочного решения. В минувшую пятницу эту проблему рассматривали в Думе края. Собственно говоря, краевой закон «Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления» существует, но, как выяснилось, он не слишком хорошо исполняется, и в результате регулярная санитарная очистка осуществляется на территориях только каждого четвертого населенного пункта края, что и приводит к бесконтрольному размещению отходов на стихийных свалках. Если в ближайшее время не принять системных мер, отметили депутаты, то положение может значительно ухудшиться. Вопросы утилизации отходов в Ставрополе, Невинномысске, курортах КМВ стали предметом обсуждения и на круглом столе. В нем приняли участие Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор,  представители краевого Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, управления Роспотребнадзора, Департамента Росприроднадзора по СКФО, комитета городского хозяйства администрации Ставрополя, общественной организации «Национальный Союз предприятий, занятых в сфере обращения с отходами», общественной организации «Экологический патруль Ставрополья», ООО «Полигон-Яр», ООО «Юг-Тара», ООО «Регион-Ресурс» и журналисты.
Суть в том, что за последние годы по нарастающей накапливаются отходы, которые, как в старые добрые времена, уже невозможно отправлять на мусорные полигоны в общей куче. Это старые батарейки и просроченные лекарства, банки от лака и краски, отходы ПВХ, отработанные масла и фильтры, биологические отходы, электронный лом и люминесцентные лампы, которые содержат ртуть. И хотя содержание ртути в бытовой люминесцентной лампе минимально, на ее упаковке стоит значок «нельзя утилизировать с бытовыми отходами». Разбитая в комнате энергосберегающая лампа превышает предельно допустимые концентрации ртути в воздухе в 150 раз. ФЗ «Об энергосбережении» определил, что с 2011 года в России постепенно выводятся из производства и продажи традиционные лампы накаливания, как наиболее энергозатратные. Как поступать с отработанными люминесцентными (ртутными) лампами, закон специально не оговаривает. Есть постановление Правительства, где указано, что организации обязаны собирать люминесцентные лампы отдельно и сдавать их на переработку. Является ли это функцией управляющей компании или ТСЖ?
Как отметил зам.руководителя комитета городского хозяйства администрации Ставрополя А.Кабанов, проблема настолько сложная, что быстро решить ее нельзя, так как нет еще системы сбора и сдачи таких отходов. В жилых домах, даже в новостройках, нет отведенного для этой цели помещения. Была идея переложить на плечи населения ответственность за эти отходы – то есть заставить его платить за утилизацию. Но эта мера людям будет невыгодна и они постараются уйти от этой ответственности. В марте будут созданы правила сдачи отходов, разработаны штрафы, а до конца лета они будут представлены на широкое обсуждение. Сбор ламп, например, будет возложен на управляющие компании. То есть, работа начата, причем совместно с прокуратурой края. Другой участник круглого стола  - представитель Министерства природных ресурсов, обратила внимание на то, что в Лермонтове уже есть опыт работы с подобными отходами, мол, по сведениям, предоставленным чиновниками городского хозяйства, там уже существуют специальные ящики, куда жители складывают люминисцентные лампы и мусоровывозящие компании принимают их бесплатно. МУП ЖКХ города в настоящее время заключил договора с управляющими компаниями принимать на бесплатной основе у населения неповрежденные лампы. Но это было тут же опровергнуто  журналистом из Лермонтова, который ничего подобного в своем родном городе не наблюдает. Тем не менее, присутствовавшие чиновники из Роспотребнадзора считают, что утилизация вскоре будет налажена должным образом, потому что для организаций, которые занимаются сбором и утилизацией  это прибыльный бизнес, для этой цели создаются новые мусорные полигоны, в частности, возле хутора Нижнерусский Шпаковского района. Главное, что нужно сделать – поставить контейнер, чтобы человек мог определить: именно он предназначен для определенных отходов. Разбитые лампы, к примеру, представляющие опасность также должны иметь отдельную тару – контейнеры обитые внутри специальным материалом. Обязательно будут прописаны и штрафы, чтобы люди знали, за что их будут наказывать. Было отмечено также, что заставить платить население за утилизацию вряд ли удастся – вообще не будут сдавать. Сбор должен быть бесплатным, возможно на первых порах введут даже стимулирующую плату населению. То же касается и твердых бытовых отходов, пока наши люди к этому не привыкнут, как в европейских странах.
Гендиректор ООО «Полигон-ЯР» Е.Гнедых подтвердил, что к ним поступают абсолютно не диференцированные отходы, общий поток мусора, из которого, например, бумажные уже невозможно вычленить и пустить на вторичную переработку, как это делается во всем мире. Кроме того, он высказал мысль о том, что на Западе давно введена ответственность за отходы, но она лежит не на потребителе, а на производителях батареек, бутылок, пакетов, поскольку в них уже заложена прибыль и утилизация. У нас же проблемой является – как сделать так, чтобы производитель утилизировал свои отходы сам. Более того, надо привлечь к утилизации иностранных производителей, поскольку в последние годы на наш рынок идет поток импортных товаров в упаковках и таре, поэтому справедливо было бы и их привлечь к утилизации. По его подсчетам, сегодня иностранные производители недоплачивают России 12 миллиардов долларов именно за утилизацию, но им уже начинают выставлять счета, в результате эти деньги можно будет пустить на покупку соответствующего оборудования. Любая утилизация – проблема комплексная и пока власти системно не начнут с ней работать, ничего не сдвинется с места. Кстати, иностранцы готовы платить за утилизацию, но в России нет организации, которая бы этим занималась. На замечание корреспондента о том, что например, немецкие предприниматели не станут давать деньги на отходы без лицензии, Е.Гнедых уточнил, что вопрос решается совместно с Союзом предпринимателей. Производители готовы сотрудничать, но не желают отдавать деньги на утилизацию муниципалитетам, они заинтересованы платить непосредственно тем, кто занимается отходами. Он также отметил, что с его точки зрения строить в небольшом городе Лермонтове новый завод по утилизации ТБО нерентабельно, гораздо легче поменять несколько агрегатов на Пятигорском заводе. Е.Гнедых привел и статистику: на Западе тратят 200 евро за 1 кубометр отходов, у нас же даже одного евро не тратится на захоронение, при конкуренции же трех предприятий, занимающихся мусором, мы могли бы тратить всего 20 центов. Он считает, что надо начинать с многоквартирных домов, предоставлять жителям пакеты, чтобы люди могли складывать пищевые отходы отдельно от органики или бумажных, и … ввести штрафы до 500 евро! Он также обратил внимание, что это не только экономическая, но и экологическая проблема.
 Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор С.Белевцев заявил, что Зеленый патруль охватывает 80% всех квартир и по опросам они готовы оплачивать утилизацию отходов, ответственность же за сбор, как он считает, необходимо возложить на управляющие компании, и именно они должны привлекаться к административной ответственности. Но прежде всего, нужно определить объем этих отходов, сколько их образуется. По медицинским отходам, например, уже определились – это более 800 тысяч тонн в год, из них 6 тысяч тонн – полимеры, 40% органические отходы, стекло составляет всего 0, 003%. Причем на Ставрополь и КМВ приходится по трети отходов и треть - на все остальное Ставрополье. На КМВ – 100 санаториев и практически все они уже имеют договора по сдаче отходов, особенно опасных.

На круглом столе прозвучал и вопрос в адрес краевого Минприроды, когда будет ликвидирована свалка в полмиллиона тонн под хутором Кизиловом Грачевского района, куда несколько лет назад городские власти санкционировали вывоз бытовых отходов из краевого центра. Представитель краевого Минприроды объяснить как обстоит дело оказалась не готова. Зато представитель краевого Роспотребнадзора дала надежду на то, что возможно, на строящемся мусороперерабатывающем предприятии близ хутора Нижнерусский будет переработка ртутьсодержащих отходов, после того, как предприниматели получат лицензию. Впрочем, жители сел Рождественское, Нижнерусское и Верхнерусское  продолжают протестовать против строительства этого завода, видя в нем угрозу экологии местности. Однако зам.руководителя краевого Роспотребнадзора Н. Шаповалова считает эти опасения беспочвенными, поскольку экологическая экспертиза там пройдена.  Продолжая тему экологии, ответственного отношения к окружающей среде, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор С. Белевцев вспомнил, как прокуратурой было выявлено, что примерно 5 КАМАЗов вредных биологических отходов неизвестные злоумышленники свалили в речку Мутнянку. Он также напомнил, что  в 2011 году осуществлялась реализация ведомственной целевой программы «Экология и природные ресурсы СК на 2009-2011 годы». Основной целью программы является обеспечение конституционных прав жителей края на благоприятную окружающую среду. Для этого было выделено 512,8 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 358,6 млн. рублей, краевого бюджета – 154,2 млн. рублей. Он также привел статистику: в прошлом году госинспекторами было проведено 918 экологических   проверок, установлено более 200 эконарушений в части обращения с отходами производства и потребления, за которые к административной ответственности привлечены 23 гражданина, 174 должностных лица (в том числе 34 должностных лица муниципальных образований) и 8 юридических лиц.
Сегодня огромную проблему представляют и несанкционированные свалки. Накопление бытовых отходов, захламление ими почвы, лесов и рек заключает в себе серьезную угрозу здоровью людей, снижает качество и продолжительность их жизни. Такие очаги экологического неблагополучия формировались на территории края на протяжении десятилетий. Чтобы снизить уровень воздействия на окружающую среду негативных антропогенных факторов, в 2011 году с территории муниципальных районов были вывезены для дальнейшей утилизации на спецполигоне в Рязанской области 123 тонны бесхозных пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений, хранившихся на заброшенных складах бывших сельхозпредприятий. Всего за последние годы с территории Ставропольского края было вывезено и утилизировано 298 тонн этих ядовитых веществ.  Интересно, что по итогам 4 заседаний межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти края по вопросам реализации генеральной схемы очистки населенных пунктов края и строительству межмуниципальных зональных центров на территории Грачевского района построено предприятие по переработке медицинских и биологических отходов для нужд Ставрополя и других прилегающих территорий. ООО «Арго» продолжило строительство площадки для складирования ТБО в районе села Покойное Буденновского района. После ввода данного объекта планируется строительство мусоросортировочного комплекса и других объектов, предусмотренных концепцией по созданию зонального мусороперерабатывающего центра.

 Но в целом, пока краевые власти не создадут единых правил благоустройства, не пропишут четкий механизм их выполнения и пока на Ставрополье не появятся современные высокотехнологичные мусороперерабатывающие заводы, которые будет принимать отходы после селективного отбора, безобразных свалок в лесах, полях и по берегам речек не убавится. Ну, и, конечно, никакие штрафы, административные наказания не помогут пока сами граждане не станут более ответственно походить к вопросу и не перестанут выбрасывать мусор где попало и как попало.