Что такое дух?

Сергей Корягин
Что такое дух? Гегель о духе: «То, что истинное действительно только как система, или то, что субстанция по существу есть субъект, выражено в представлении, которое провозглашает абсолютное духом, – самое возвышенное понятие, и притом понятие, которое принадлежит новому времени и его религии. Лишь духовное есть то, что действительно; оно есть сущность или в-себе-сущее, оно есть, что вступает в отношения, и то, что определено; оно есть инобытие и для-себя-бытие, – и в этой определенности или в своем вне-бебя-бытии оно есть неизменное внутри себя; – или оно есть в себе и для себя… Дух, который знает себя в таком развитии как духа есть наука. Она есть его действительность и царство, которое он создает себе в своей собственной стихии». («Философия духа», предисловие.)

Дух – понятие, причем самое возвышенное (не формальнологическое). Он  субстанция и субъект. Он – та сила в мире, которая движет, развивает, которая лежит в начале и является в конце. В начале – как потенция, как в-себе, а в конце –  для-себя. В конце – знание самого себя, мышление мышления. Для нас дух существует в облике науки. Развиваясь, он отчуждает и снимает свои отчуждения. Его отчуждения «живут» в пространстве и времени. Природа, история, общественная жизнь. Вера, искусство. Дух – сила, обеспечивающая многоединство бытия? Это верно. Но дух – не пассивен, он активно работает, он абсолютный субъект, абсолютное «Я», абсолютная самость. Среди всех наук философии у Гегеля принадлежит первое место, она – царица наук. В природе понятие выступает как абсолютная идея, а в истории как дух. Абсолютный дух – на вершине, в конце, в философии великого философа. Он же – абсолютная  истина.

С точки зрения психологии дух «работает» как познание, как воля и как чувство.  Познание у Гегеля стоит выше «воления», тем более – чувства, познание требует внимания, а внимание – это уже воля. Шопенгауэр же на первое место ставит волю, а мысль сводит к представлению.   Зашла ли гегелевская философия в тупик, объявив о познании, о самопознании абсолютной истины? В известном смысле зашла, как и всякий продукт человеческого труда, который претендует на законченность. Если мы увидим дом без крыши, то спросим себя: «Как же здесь живут люди?» Все в жизни имеет свою завершенность, определенность. Незаконченное – просто не живет. Даже куча песка – все-таки куча песка. Однако гегелевская законченность – это итог работы мысли, а работа мысли безостановочна, ее возможности безграничны.

Религия привносит в понятие духа мистический элемент, он является в представлениях и оформляется в Писании. Для Владимира Соловьева гегелевский дух страдает формализмом, в нем нет содержания. Истинная работа духа, по его мнению, совершается в церкви.

В марксизме дух явился после того, как материальная действительность  проделала свою подготовительную работу. Здесь дух – порождение человека, продукт его исторического развития. В общественной жизни, в истории дух, отражая материальные процессы, ведет, но не как хозяин, а как слуга в доме, как «оруженосец» хозяина. Способ производства материальных благ определяет образ жизни и образ мышления человека, общества. Бытие первично, сознание вторично.   Дух – наука и искусство, а религия – псевдодух, искаженное отражение реальности. Идеология – элемент духа, духа определенного класса, класса прогрессивного или реакционного. Духовная жизнь? Творчество человека в сфере науки и в сфере культуры. Религиозную «деятельность» марксизм считает ложной.

Обыденное сознание непознанные факты жизни объясняет происками разного рода духов. Четверг, 12 апреля 2012 года