Вспомним о противоракетных войсках. 1968-1972 гг

Владимир Пузиков
К 40-ЛЕТИЮ ДОГОВОРА ОСВ-1

НА ФОТО: Ракета из дембельского альбома – 1970 год.
ФОТО В.И. Пузикова (автора). Апрель 2012 г.

***

28 октября 1968 года я был призван Благодарненским райвоенкоматом Ставропольского края в Вооруженные силы СССР.

В то время одноэтажные постройки военкомата находились в центре села Благодарного, в начале 70-х они попали под снос, и к осени 1974 года на этом месте построили четырехэтажное здание Благодарненского райкома партии, райисполкома, райкома комсомола и других учреждений и организаций.

Секретная войсковая часть 02014, в которой мне предстояло служить, находилась в лесах Калужской области, недалеко от старинного города Боровска.

После двухнедельного курса молодого бойца, 1 декабря 1968 года направили меня во второй отдел майора Голобокова.
И только попав в огромные ангары, где укрывались советские ракеты от «вражеского глаза» – американских разведывательных спутников, поняли новобранцы, что попали в святая святых ракетного ведомства.

Наша войсковая часть была молодой. Шло строительство многочисленных объектов, отделы комплектовались оборудованием, готовились кадры из офицерского состава, старшин, сержантов и рядовых.

28 апреля 1970 года в торжественной обстановке на строевом плацу командир в/ч полковник Ларионов Василий Иванович с ассистентами принял от командования Московского округа ПВО Знамя части.

Тогда мы еще не знали, что над молодыми войсками Противоракетной обороны уже «…нависли тяжелые тучи», вскоре нашу ракету перестанут представлять на праздничных парадах в Москве, а затем снимут с боевого дежурства.

***

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Первые консультации о возможности начала переговоров об ограничении вооружений были начаты в 1967 году, а конкретная договоренность о начале переговоров была достигнута в июле 1968 года.

После задержки, вызванной вводом советских войск в Чехословакию и президентскими выборами в США, переговоры были начаты в ноябре 1969 г.

 Первоначально предполагалось, что предметом переговоров станет всеобъемлющее соглашение, касающееся как наступательных, так и оборонительных вооружений. Однако, в процессе обсуждения наступательных вооружений Советский Союз последовательно настаивал на обязательном учете средств передового базирования США, расположенных в Европе.

В итоге было решено, что соглашение о наступательных вооружениях не будет иметь всеобъемлющего характера, и не будет включать ограничений на бомбардировщики.
Стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении оборонительных средств.

Прогресс в области ограничения оборонительных противоракетных систем стал возможен, прежде всего благодаря тому, что к моменту начала переговоров как в СССР так и США была продемонстрирована невозможность создания эффективной системы ПРО, способной обеспечить защиту ограниченного района или территории страны.

В связи с этим на одном из этапов переговоров стороны были готовы пойти на полное запрещение противоракетных систем, однако в итоге было решено сохранить возможность развертывания систем, находившихся в процессе разработки и строительства.

 В основу соглашения об ограничении наступательных вооружений был положен принцип, в соответствии с которым ограничению подлежало количество пусковых установок баллистических ракет как наземного, так и морского базирования. Количество бомбардировщиков, а также количество боезарядов соглашением никак не ограничивалось.
Ставшие результатом переговоров документы – Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1) – были подписаны 26 мая 1972 г. и вступили в силу 3 октября 1972 г.

Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет, Договор по ПРО обладал неограниченным сроком действия.

Основным положением Договора ОСВ-1 стало обязательство СССР и США не начинать с 1 июля 1972 г. строительства новых стационарных пусковых установок баллистических ракет наземного базирования, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок баллистических ракет морского базирования.

***

Конечно, все эти тонкие вопросы дипломатии, политики и военного строительства не предмет для обсуждения на ПРОЗе.

Душа болит от того, что огромный труд разработчиков ракетной техники: ученых, конструкторов, инженеров, высококлассных специалистов, рабочих, офицеров и солдат оказался не востребован для обороны нашей великой страны…

12 апреля 2012 года                г. Благодарный