Эпюра арматуры

Владимир Сергеевич Андрианов
Студент шестого курса инженерно-строительного института случайно оказался на одном строящемся промышленном объекте, куда его попросил заехать за ним его друг. В ожидании своего друга, за которым он и заехал, студент прошёлся по стройплощадке. Ему было интересно посмотреть, что к чему, так как он в данное время трудился над дипломным проектом, который включал в себя конструирование одного из подобных зданий. И вот как раз там, именно у такого здания, а вели монтаж главного производственного корпуса, он несколько задержался. Привлекло его ни столько то, что там делали, а то, что там не делали. Монтажники бойко цепляли, лежащие на приобъектном складе, железобетонные конструкции, и с помощью большого пневмоколёсного крана поднимали наверх, на возводящиеся этажи. Он обратил внимание, что при монтаже ригелей на консоли колонн сварщик сваривает друг с другом на стыках только верхний пояс выпусков арматуры, торчащей из надконсольной части колонн и, навстречу им, из торцев ригелей. А нижний арматурный пояс остаётся несваренным, то есть несоединённым. Далее сверху на ригеля монтируются сборные железобетонные плиты, прихватываются своими закладными деталями к закладным деталям ригелей и монтажники со сварщиком после этого переходят на другую захватку. И всё повторятся снова. Студент подошёл к рабочим и спросил, будут ли они соединять и обваривать нижний арматурный пояс на стыках. На что получил ответ в виде вопроса: «А ты кто такой, и что тебе за дело?» Он объяснил, что он студент инженерно-строительного ВУЗа, а заинтересовало его то, что он спросил потому, что сейчас он работает над дипломным проектом, что одной из тем дипломного проекта является проектирование точно такого же здания, что он произвёл вариантное проектирование и расчёт точно такого же ригеля и получилось, что если у ригеля два арматурных пояса, то ригель в многопролётных зданиях работает как неразрезная балка, а если у ригеля всего один арматурный пояс, то он работает по разрезной схеме и высоту ригеля в сечении надо увеличивать на тридцать процентов при одинаковой нагрузке, которую он может выдержать. То есть, если эти ригели высотой семьдесят сантиметров, то при условии, как они их монтируют, они должны быть высотой один метр. Но оказалось, что всё, что он рассказывал рабочим, для них это «тёмный лес», и они сказали: «Да куда эти ригеля денутся? Вон, смотри, сколько смонтировали, ничего не упало и всё стоит. И всегда так монтируем, ничего нигде пока не развалилось!.. И откуда ты взялся на нашу голову?..» То есть, разговора не получилось. Студент оказался настырным. Он нашёл мастера и объяснил ему то же самое, что и рабочим-монтажникам, и сварщику. Мастер пригласил его в свою «коптёрку», так он назвал свою бытовку, вынул монтажные чертежи, полистал их, почесал в затылке, сказал, что «академий», как Чапаев, не кончал, а всего лишь техникум, и, подумав, послал одного из рабочих за прорабом. Прораб появился довольно быстро, выслушал студента, посмотрел монтажные чертежи. Студент, для пущей убедительности, от руки начертил ещё и эпюры арматуры с эпюрами изгибающих моментов и сказал, что с такими монтажниками и сварщиками можно запросто загреметь «под фанфары», так как после того, как этажи нагрузят оборудованием, сырьём, готовой продукцией и, конечно, людьми, то здание, съев свой запас прочности, в одночасье может развалиться. И сколько людей погибнет, можно только догадываться. Прораб был опытным строителем, хотя уже забыл что такое эпюра арматуры, но когда он увидел разницу работы по двум этим схемам эпюр арматуры, неразрезной и разрезной, которые нарисовал студент, он, с матюгами, накинулся на мастера, а потом и на всю монтажную бригаду – «Идиоты!..» – орал он, дав команду поднять на местах все уже замонтированные плиты перекрытия, проварить все стыки полностью, согласно монтажных чертежей, и только после этого пробетонировать их и положить поднятые плиты перекрытия на свои места. Студента он поблагодарил за бдительность и сказал: «Всё спешат, шельмы, глаз да глаз нужен за ними!.. Приходи к нам работать, когда защитишь дипломный проект. Впрочем, считай, что ты его уже защитил!..» А буквально через несколько дней после этого случая разнеслась весть, что в одном небольшом подмосковном городке (Истре) развалилась строящаяся пятиэтажная школа. Монтировали и варили, как выяснила комиссия, как те горе-монтажники-сварщики. Развалилась в время обеденного перерыва, когда людей на объекте не было. Но высшее руководство дало команду полностью её разобрать и вывезти на свалку. Видно тем работникам никто не успел объяснить – что такое «Эпюра арматуры»… и с чем её едят…