письмо отцу Сергию

Наталия Розен
Размышления.               
(Розен Н.В  2004 год)

Я пишу, не потому, что у меня есть какие-то претензии к Вам или к кому-то из слушателей. (Наоборот, за эти годы посещения Воскресной школы, многое прояснилось, улеглось в моей голове. И Вы, и отец Олег, поражаете меня тем, что, являясь более молодыми по возрасту и вроде бы по жизненному опыту людьми, способны ясно и просто ответить на очень трудные вопросы. И часто, Вы очень правильно делаете, что благодарность за это своих слушателей переадресуете  Богу ) Просто мне хочется поделиться своим опытом. И с такой же радостью я послушала бы других людей и почерпнула, то чего я не знаю, из их жизненного опыта. Наверное, в конечном счете, просто все мы хотим жить в прекрасной, сильной, достойной стране, способной отстаивать свое мнение перед другими народами. И, наверно, все мы видим главную роль России в том, чтобы сохранять и доносить до других Православие.

Был когда-то в моей жизни период сомнений . Никакого сомнения в Вере у меня в настоящий момент времени нет (осторожно пишу «в настоящий момент времени», потому, что и более духовные люди, чем я, видимо иногда переживают моменты сомнения). Выросла я в атеистической семье, но к 25 годам пришла к вере, потому что даже в атеистическом обществе все настоящие произведения искусств, так или иначе, рассказывают именно о вере. Как ни странно окончательно на меня подействовал фильм Тарковского «Сталкер».
Но, естественно, что что-то из Божьего Промысла мне не понятно. У меня возникают вопросы к конкретной конфессии Церкви, у меня есть вопросы к РПЦ и ничего страшного я в этом не вижу.
Отец Сергий, в Вашем лице я обращаюсь с вопросами к нашей РПЦ, может быть это не правильно, может быть, надо было бы поискать возможность вести дискуссии каким-то другим образом.

Раздел I
Наиболее для меня пугающим, является то, когда РПЦ хоть в чем-то начинает напоминать мне Коммунистическую партию СССР. Вполне возможно, что я в чем-то ошибаюсь. Я просто сейчас высказываю свои внутренние ощущения ( вполне возможно, что по моим грехам эти ощущения достаточно искажены). Я уже жила в Советском Союзе в условиях холодной войны, когда кругом были одни враги — американский империализм, сионизм, зловредные евреи, предатели Родины — Солженицын и Сахаров. Я искренне верила советской пропаганде, и поэтому меня крайне удивило, когда мой отец где-то в середине 70-х неожиданно сказал мне: «Не воспринимай, слишком взаправду то, что говорят об Америке, я воевал в 1945 вместе с американцами, отличные ребята». Мне не хотелось бы возвращаться в то советское состояние тотального страха. Сейчас все в мире враги, потому, что всё это враги Православия. Крайне, лично меня огорчило, когда с точки зрения борьбы за Православие меня недавно убеждали, что погромы Черной сотни в дореволюционной России это была справедливая месть. Ни к чему подобному Христос никогда не призывал.

Мне хотелось бы смотреть на мир немного по иному. Как пишет Антоний Сурожский, каждый человек, каждая личность — это одна мозаинка в сложной картине мира, каждый неповторим, каждый призван в этот мир Богом со своей задачей. Так как мы все грешны, то часто считаем, что постоянно мешаем друг другу, делаем друг другу какие-то гадости. Если бы мы были безгрешны, то дополняли бы друг друга. Достоинства одного дополняли бы достоинства другого. В каждом есть Божья тайна. Мне кажется, что так же можно относиться и к нациям. Каждая нация призвана внести что-то свое, поделиться с другими своим опытом, тем, что не присуще более никому. Немцы другие, чем англичане или русские и.т.п. Конечно, по грехам нашим вся эта идиллия сильно нарушается.
Протестанты появились в связи с тем, что они критиковали католиков за потерю Бога Живого, да и сами выплеснули «с водой и ребенка». Ну а описываемый Вами случай с православным священником, который за освящение машины берет 5 процентов ее стоимости, не напоминает ли католиков с их индуллигенциями. Значит и мы не застрахованы, как и католики, от ошибок; да и их критика, что за Иконой некоторые православные видят не первообраз, а именно прекрасную картину, то же не всегда беспочвенен. Кстати, западные художники имели возможность критиковать католичество, например «Тартюф» Мольера, фильмы Федерико Феллини. Да что я это пишу, как Вы говорите нам каждый урок, «Вы и сами все это знаете».

Раздел II

Хочу поделиться своим восприятием экономической теории Хайека.
Я уже говорила, что моя специальность, которую я осваивала в институте — «Системы автоматического управления». Мы рассматривали системы управления и устойчивость систем управления. По непонятной причине я необыкновенно полюбила курс «Теория управления». После распределения я попала на работу, где проектировали системы управления для судов. При управлении есть некоторая цель, которую и должен достигнуть объект, на который воздействует система управления.  При достижении цели идет переходный процесс.

Задача инженера так спроектировать систему управления, чтобы при возмущающих воздействиях она оставалась устойчивой, чтобы время переходного процесса не было слишком большим, чтобы перерегулирование укладывалось в заданные пределы.

В 91-ом году я попала на работу в мэрию в тот самый пресловутый отдел приватизации КУГИ (Комитет по Управлению Городским Имуществом). Сейчас говорят, что к власти в тот момент времени пришли демократы, но это не так. В нашей Петербургской мэрии начальниками отделов работали все те же выходцы из партийной и комсомольской номенклатуры, а тех, кого у нас называют демократами, составляли очень небольшой процент. По непонятным качествам своего характера, я почему-то поставила себе целью, как мне тогда казалось, прививать этим встретившимся мне на пути демократам «человеческие» взгляды, может быть даже религиозные, конечно в той мере, в какой они мне были доступны на тот момент времени. Результатом этого явилось то, что в 1993 году меня уволили. Но начальник, у которого я работала в мэрии, заставил всех нас заняться экономическим самообразованием. И тут я с удивлением обнаружила, что в конкурентной рыночной экономике действуют все те же знакомые мне из техники законы управления, все те же переходные процессы. А книга Хайека «Социализм — путь в рабство» меня потрясла уже своим вступительным словом. В этом вступлении автор писал, (я не могу сейчас дословно процитировать, но могу передать суть, так как она запечатлелась в моем мозгу) что в связи с тем, Человек не Бог и не в состоянии просчитать, не то, что план развития хотя бы на тысячу лет вперед, но и как мы пытались это проделать при социализме хотя бы цену на хлеб, то если просто дать возможность каждому в полной мере проявить свои способности, то мир будет двигаться естественным образом в задуманном Богом направлении.

Приватизаторы, которых у нас столь не любят, Гайдар и Чубайс — люди, чуть старше меня, воспитанные не на вере, а на отрицании диктаторского сталинского режима, на идеях шестидесятников, на песнях Окуджавы, люди, учившие экономическую теорию, желающие применить экономический опыт развития других стран для России. Вовсе они не собирались грабить страну, а просто хотели вернуть в Россию понятие частной собственности, которое и существовало до революции. Несомненно, что кто что-то пытается делать, тот ошибается, потому, что жизнь гораздо сложнее любой теории.

P.S.  Читая сейчас труды Антония Сурожского, я обнаружила главу «Внутренняя устойчивость». Немного процитирую: «Те, кто нашел Бога, ищут и находят этот внутренний мир и устойчивость в молитве и в Боге. …С точки зрения Отцов Церкви, внутренний мир и устойчивость — это и первичное условие, и в то же время — цель, вершина внутренней жизни» ….


Прошу прощения, что написала так много тривиальных вещей. Может быть, все это вовсе неинтересно читать.