Банкиров будут сажать, сажать и сажать

Литмикс Лучшее
Правительство собирается ввести уголовное преследование за фокусы с отчетностью.

Минэкономразвития (МЭР) хочет ужесточить контроль над банковской отраслью. Ведомство Эльвиры Набиуллиной настаивает на необходимости ввести в России уголовную ответственность для банкиров – в том числе занимающих руководящие должности, – которые фальсифицируют отчетность и скрывают факты, указывающие на приближение банкротства. Такое заявление директора департамента инновационного развития и корпоративного управления МЭРа Ивана Осколкова распространили вчера информагентства. Чиновники уверены, что мера повысит прозрачность отрасли и доверие общества и инвесторов банкам. Однако сами банкиры, а также юристы предупреждают о проблемах с реализацией ведомственной инициативы. Наказать могут не настоящих махинаторов, а «стрелочников». Неясность терминологии чревата ошибками в трактовке законов и манипуляцией с законодательством.

Как пояснил директор департамента инновационного развития и корпоративного управления МЭРа Иван Осколков, под фальсификациями в данном случае понимается «внесение должностным лицом в бухгалтерские или иные учетные и отчетные документы заведомо неполных или ложных сведений либо искажение содержания таких документов с целью сокрытия существенной информации о фактическом финансовом состоянии банка, в том числе о сделках, влекущих существенное ухудшение финансового состояния, а также представление таких недостоверных сведений в Центробанк (ЦБ)». По версии МЭРа, к уголовной ответственности должны привлекаться как руководители банка, так и сотрудники, отвечающие за бухгалтерский учет, отчетность и за документы о сделках, обязательствах и имуществе кредитной организации. Обсуждается несколько вариантов наказания. Банкирам, которые подделали отчетность, может грозить либо штраф в размере от 300 до 500–700 тыс. руб., либо лишение свободы на срок до 3–4 лет.

В МЭРе напоминают, что такие поправки в законодательство предлагались ведомством и раньше – осенью прошлого года. Поправки активно лоббировались ЦБ и Агентством по страхованию вкладов. ЦБ пояснял тогда, что у банков, у которых регулятор отозвал лицензию, впоследствии часто обнаруживалась недостоверная отчетность, однако наказать их за это не было возможности, так как в Уголовном кодексе не прописаны соответствующие нормы. Основными противниками инициативы МЭРа оказались, как напоминают информагентства, нефинансовые организации – правоохранительные органы, Верховный суд и Министерство юстиции. В среде нефинансовых организаций более популярной была другая идея. Следственный комитет выступил в октябре прошлого года с предложением ввести уголовную ответственность для публичных компаний за фальсификацию отчетности и искажение стоимости предприятий при их покупке. Позже в Следственном комитете заговорили о необходимости создать в стране особую финансовую полицию, которая будет подчиняться президенту и расследовать налоговые преступления.

МЭР, однако, продолжает настаивать на своих поправках. Ведь, как пояснил Осколков, фальсификация отчетности – серьезное нарушение, наносящее существенный ущерб широкому кругу лиц. Часть банкиров инициативу ведомства Эльвиры Набиуллиной в целом поддержали. «Такое предложение можно назвать достаточно спорным с технической точки зрения, но вполне реализуемым. Принятие этой меры – внятный и позитивный ответ на запрос общества повысить ответственность финансового сектора и преодолеть последствия мирового экономического кризиса», – пояснил вице-президент, замдиректора финансового департамента ВТБ24 Сергей Анохин. Кроме того, это ответ на уже имеющийся в российской банковской сфере негативный опыт, связанный с резонансными банкротствами и с возможными фальсификациями отчетности.

Анохин назвал ведомственную инициативу в целом своевременной и адекватной текущим финансовым вызовам. На деле же многое будет зависеть от конкретной правоприменительной практики и зрелости судебной системы, которая, как замечает эксперт, «в нашей стране, к сожалению, в отдельных случаях используется в качестве инструмента конкурентной или политической борьбы и является источником коррупционной составляющей». Продолжение на http://litmixbest.ru