Шанс выжить есть, но ничтожный

Уладзимир Траццякоу
Из диалога с пользователями yahoo.com. Пер. с англ.

Вопрос проф. Стефена ХОКИНГА: Как человеческая раса сможет выжить в ближайшие 100 лет? В этом мире, находящемся в хаосе политическом, социальном и экологическом, как сможет она сохраниться еще на 100 лет?

Мой ответ:

Сомнение о возможности выжить польский писатель Станислав Лец выразил так: «Земля -- это точка под знаком вопроса». Как снять это вопрос, т.е. как остаться в живых и более того -- жить без угрозы самоуничтожения?

Вот план, что для этого необходимо сделать. В нем 3 цели, которые должны быть достигнуты. Они имеют признаки категорических императивов. Парадоксально, но именно это дает надежду.

1-я цель-императив. Четыре века назад французский философ Блез Паскаль писал: «Все наше достоинство заключено в мысли. Это она, наша мысль, поднимает нас… Будем же учиться хорошо мыслить - вот основной принцип морали». В новые времена появились новые поводы “хорошо мыслить”, в дополнение к соображениям морали. И призыв Паскаля сейчас актуален даже больше, он звучит даже почти как “Смените мозги!”.

Несколько слов, почему это так. Эволюция наших животных предков происходила при достаточно высоком давлении отбора. Как результат, наше оперативное поле сознания узкое. Другими словами, мы эволюционно отягощены «узкоумностью». Именно из-за этой нашей особенности человеческая логика “ черно-белая”, системное мышление и синтетические мысли сравнительно редки, и мы постоянно что-нибудь упускаем из виду.
Это «узкоумие», бывшее некогда преимуществом в выживании (как способствовавшее оперативным поведенческим реакциям), стало теперь недостатком. Причина в том, что нарастает несоответствие между ‘теми же’ индивидуальными ментальными возможностями человека и стремительно растущей сложностью условий существования. Так что предел нашего существования в этом уже просматривается. Преодолеть дефицит панорамного мышления (ДПМ) - именно так можно бы было переформулировать призыв Паскаля.

Одно из проявлений ДПМ -- агрессивность. Австрийский биолог Конрад Лоренц писал: «Мы имеем весомые основания рассматривать внутривидовую агрессию как самую серьезную опасность, угрожающую человечеству… Но перспективы справиться с этой угрозой будут никоим образом не лучше, если мы будем рассматривать ее как нечто метафизическое и неизбежное; если же, напротив, мы попытаемся проследить цепь естественных причин ее происхождения, то это может помочь».

Так что надежда существует. В самом деле, известно ведь, что более образованные люди менее агрессивны. Потому мы можем допускать, что специальным образом направленные методы образования, развивающие панорамное мышдение (ПМ), окажутся способными снизить ее до нормального, цивилизованного уровня и тем способствовать умиротворению в мире.

Если мы учтем еще и то, что ДПМ -- это неизбежные сбои в мышлении, что растущая мощь цивилизации делает их последствия все более и более катастрофическими, то реформирование национальных образовательных систем в направлении ПМ становится не только желательным, но императивно неизбежным.

2-я цель-императив. Проблема безопасности цивилизации не исчезнет целиком с широким распространением ПМ; она лишь уменьшит свою остроту. В течение 2--3 поколений системное несоответствие будет нарастать, поскольку человеческая цивилизация находится в противоречии с некоторыми тенденциями, существующими в живой природе.

В самом деле, в животном мире существует общая системоформирующая тенденция, называемая цефализацией, в финальной фазе приводящая к появлению головного мозга. Имеется аналогия между организмом и его головным мозгом - с одной стороны, и страной и ее управляющей структурой - с другой. Это значит, что в какой-то форме некий аналог процесса цефализации идет и на уровне государств, и интеллектуализация экономик развитиых стран мира это подтверждает. Но на уровне всей цивилизации такой процесс еще не проявляется.

Сформулируем эту мысль другими словами. Люди часто избирают индивидуальные цели в жизни, государства иногда руководствуются национальными идеями; но человечество как целое не следует никакой стратегии собственного развития, поскольку не имеет социального мозга для ее разработки.

Сложность мира, прежде всего информационная, через 2--3 поколения невероятно вырастет. Чтобы соответствовать ей, человеческое сообщество вынуждено будет создать нечто вроде социального интеллекта планеты (СИП). Благодаря компьютерным сетям этот планетарный мозг будет в состоянии уравновесить сложности систем - управляющей (социальный интеллект) и управляемой (человечество в целом).

Планетарные стратегические цели и следование им -- по-видимому, это наиболее близко ООН. Т.е. при соответствуюшей реконструкции эта организация, поддержанная сетевыми интеллектуальными ресурсами, на роль СИП могла бы претендовать.

3-я цель-императив. ООН объявила 2001 г. Годом диалога цивилизаций. Я думаю, этот диалог мог бы быть продолжен до конца этого века. Но как предложить такую тему для обсуждения, которая имела бы общий интерес столь длительное время?

Такая тема находится: это проблема счастья, вековая мечта людей, обсуждавшаяся некогда утопистами. Правда, они сделали неважную рекламу этой теме. Тем не менее, возврат к этой “утопической” теме обсуждений оправдан, поскольку “когда люди ведут переговоры, пушки молчат”. Более того, впервые в человеческой истории стало возможным (точнее: становится возможным) обсуждать проблему счастья ‘всем миром’ - благодаря Интернету, который вскоре станет общедоступным и мобильным, а также другим мобильным средствам коммуникации.

Проблема счастья, по-видимому, включает в себя все проблемы, стоящие перед человечеством: военные конфликты, терроризм, рост нищеты, исчерпание природных ресурсов, ухудшение экологии. Вот почему поставить проблему счастья означает не витать в облаках фантазии, а реализовать во всей полноте главный императив выживания человечества.