Что такое патриотизм?

Алекс Харр
Легче всего прочитать определения патриотизма в энциклопедии , там этому понятию посвящена большая статья.
И вот какая фраза привлекла мое  внимание.
«Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.»
Оказывается даже Патриотизм каждый понимает по своему.
Когда мы говорим о любви к Родине все более или менее понятно.
Когда мы говорим о стыде за пороки страны, то  о каком стыде идет речь?
Обратимся к высказыванию Н. Добролюбова:
«В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; нынче уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас.» 
То есть истиным патриотам должно быть стыдно за все дурное , что творится в их стране. И вот какая заковыка,  можно стыдиться  за народ , а можно  стыдиться  деяний Правителей России и это абсолютно разные вещи.
Я не противопоставляю себя русскому народу, я его часть, я песчинка,  я  идентифицирую себя с этим народом – многострадальным народом РОССИИ, да пьющим, да матерящимся.. . Людей без пороков не бывает и я не в коем случае не возвожу их в раздел добродетелей или национальных особенностей. Я не говорю,мне СТЫДНО  за мой народ , я говорю, мне БОЛЬНО за мой народ, а это далеко не одно и тоже.    И  мне очень неприятно слышать  о пренебрежительном отношении к  моему народу  как к  кучке  непросыхающих алкашей, спекулирующей верой в бога, забывших традиции предков,  и потерявших человеческий облик. В любой стране есть выродки и не стоит по кучке негодяяев судить о всем народе.    
Я говорю мне СТЫДНО  за  деяния  владык России. Мне стыдно, что разрушена система образования, мне стыдно, что старики умирают в нищите или просят милостыню, мне стыдно, что интеллигенция, загнанная в угол экономическими реформами вырождается, мне стыдно что в моей стране  была вскормлена и выпестована национальная вражда  (смею заметить она не возникла чисто случайно),  мне стыдно что Вельможи демонстрируют свое пренебрежение  к Народу на каждом шагу.
Про природу стыда очень хорошо сказал Владимир Соловьев.
«Глубочайший смысл стыда: то, что стыдится, в самом психическом акте стыда отделяет себя от того, чего стыдится, - человек, стыдящийся животной природы в ее коренном процессе, тем самым доказывает, что он не есть только явление или процесс этой природы, а имеет самостоятельное, сверхживотное значение.»
Так вот согласно Соловьеву, я отделяю себя от деяний Владык  России и стыжусь того, что они сотворили с моей страной и моим народом и чувствую боль и обиду за соотечественников.
Не могу я согласиться и с высказанной  мыслью, одного из моих оппонентов,  « что истинный патриот не будет спекулировать на тему властей». 
Ну во первых почему спекулировать?
Власти и владыки – это объективная реальность. Именно они вершат судьбы народа. Вот князь Владимир, например , крестил, языческую Русь.    Или я не права?
«......По наставлениям Херсонесского Митрополита началассь вакханалия повсеместного уничтожения языческих кумиров и надругательства над народными святынями. Их били палками, рубили, жгли, бросали в Днепр, а воины должны были не допускать, чтобы люди извлекли хоть одно изваяние на берег. Обезумевшие язычники, а таковыми были тогда все коренные жители (мои далекие предки) , в страхе ждали кары богов. Многие,заливаясь слезами, бежали по берегу, сопровождая плывущих кумиров. Дубовые изваяниея, намокая, постепенно тонули.
«Выдубай боже! Выдубай боже!» - кричали им бегущие по берегу :"Выдубай, боже!"   ( то есть :"Выходи из воды !"). Статую грозного Перуна таки прибило к берегу, однако приверженцы христианства опять бросили его в воду, а место то, в насмешку над язычниками, назвали Выдубичи, которое существует и до сих пор. Тут же, над самым Днепром, чуть ниже современного киевского района Печерск в XI веке появился и монастырь с соответствующим названием - Выдубецкий. Не утонувших деревянных идолов аж до самых порогов сопровождала охрана, которая отпихивала их от берега, прибиваемых к нему течением. Ужас и страх сковал и без того забитый, обреченный на страдания народ. Но кто с ним считался? Сколько было убито при насаждении Христианства  на Руси никто не ведает.» 
   
Это конечно не единичный пример, история повторяется. Большевики делали абсолютно тоже самое, но  уже с Православными святынями народа. Разве не так?
А теперь буквально пару слов о воинах.
 Воин – это вторая на Земле профессия после профессии владык. Воин – это верный слуга любого Правителя. Воин дает присягу на верность Князю, Царю, Императору. Российские дворяне прясягали на верность в первую очередь  Государю Императору.

Форма  присяги на верность подданства Российскому Императору.

«Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору NN, Самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может; о ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и Судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую Слова[т.е.Евангелие] и Крест Спасителя моего. Аминь»

Не нашла я тут и одного слова про служение народу и Отечеству, нет в этой присяге и намека на патриотизм.   Это присяга на ВЕРНОСТЬ ВЛАДЫКЕ.  И не стоит лукавить подменяя понятие верность Властелину на понятие верность народу.   
Может я,конечно,  чего забыла , но как мне кажется армия всегда использовалась владыками для подавления недовольства народа. У вас другое видение этого вопроса?
Я не буду говорить о подавлении востания Емельяна Пугачева, и о кровавом Воскресенье 1905 года. Давайте вспомним бойню гражданской войны, когда присягнувшие на верность Государю Императору аристократы  жестоко расправлялись с «взбунтовавшейся чернью».  И патриотизм большинства дворян (оговорюсь не всех) заключался далеко не в любви к народу, и понимании его нужд, а в любви и верности к устоям Российской Империи. Я не в коем разе не вправе осуждать их или давать какие либо оценки их действиям. Это военные люди, это люди чести, они следовали клятве и долгу, возложенному на них этой клятвой.    
Были и другие дворяне, организовавшие Декабрьское Восстание 1825 года, так вот им тоже было стыдно не за нищий и забитый народ, а за деяние владык, существовавшей политической системы.
«Основными требованиями революционеров были свержение самодержавия, принятие революционной конституции и отмена крепостного права. Требования декабристов - революционеров были поистине кардинальными - на место всех действующих чиновников должны были прийти выборные лица, бывшее правление было решено свергнуть и на его место утвердить Временное революционное правительство. Помимо этого, требования об отмене крепостного права дополнялись требованиями о равенстве всех граждан страны перед законом и предоставлении им основных свобод - свободы слова, печати, занятий, вероисповедания, а также введение гласного суда присяжных и отмена всеобщей воинской повинности, которая длилась двадцать пять лет.»
И это достойно гораздо большего Уважения!
Неспокойно сейчас  на Ближнем Востоке, в разных местах  вспыхивают народные волнения. Кто борется с повстанцами (народом этих стран).? Если я не ошибаюсь,- армия.
Ответьте мне на вопрос, убивать народ своей страны это Патриотично? И еще один вопрос, в момент когда молодой воин принимает присягу, в которой могут быть лживые слова о верности народу,  догадывется ли этот человек, что он будет обязан стрелять в свой народ, если правитель прикажет ему?
  Для какой цели были введены танки в Москву во время августвского Путча?
В фильме «Офицеры», есть замечательная фраза –«есть такая профессия Родину защищать.» Ах,если бы все так и было, как в этом прекрасном и добром фильме.
 Да вот не все так просто и однозначно. Любые вооруженные силы - это карающий меч в руках правящей политической системы. И куда будет направлен этот меч решать только верхушке власти.         
Так что не нужно лицемерить и умалять роль Правителей.
.
 На мой взгляд квитэссенция народного патриотизма была показана одним штрихом  в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Кто у Вас вызывает больше симпатии вор Милославский или Управдом (он же исполняющий обязанности царя) ?  Кто готов продать  и разбазарить Россию?