К вопросу о понятии счастья

               
 
                С.В.Лушников   (Россия г.Томск).
                Эта статья-размышление вызвана к жизни публикацией английского социолога Э. Уайта, дошедшей до российских  психологов и социологов через интернет. Изучив работы ряда исследователей разных  стран основанных на изучении представлений о счастье респондентов 178 стран ,автор создал свою Всемирную картину счастья. После внимательного ознакомления с выводами ученого у меня ,как у представителя россиян, по мнению Э Уайта одного из самых "несчастливых" народов, возникли  некоторые вопросы ,возражения и мысли, которыми мне и хотелось бы поделиться нам страницах данной публикации.

1.Постановка проблемы.

Прежде всего хочу обратить внимание читателей на взятое в кавычки определение "несчастливый". Дело в том, что в русском языке слово счастье весьма многозначно. Согласно толковому словарю всемирно известного лингвиста В. Даля, счастье  понимается как "рок, судьба, часть и участь, доля",Есть и еще одно толкование -"желанная неожиданность, удача, .успех,  случайность, талант, спорина в деле, не по расчету."А далее  указывается, что  под "счастьем" вообще понимается "все желанное, все то ,что покоит и доволит человека по убеждениям, вкусам и привычкам его".
По всей видимости .это последнее определение наиболее приближено к тому феномену ,который изучал Э. Уайт.
 Следовательно ,с точки зрения русского человека понимание счастья не является  полным и всеобъемлющим ,а лишь в какой-то(небольшой) степени отражает наше ,российское понимание счастья.
     На мой взгляд, наибольшая удача В. Даля в толковании слова «счастье» состоит в  вычленении двух его составляющих: приставки «с» и корня «часть».таким образом, это слово по В. Далю, включает в себя несколько  (скорее, множество) частей ,которые лишь в совокупности могут отобразить то состояние ,которое определяется у русских словом «счастье».
           Сразу оговорюсь :возможно, наши расхождения с Э. Уайтом связаны всего лишь с некоторыми терминологическими неточностями. Если дело не ограничивается последним, есть смысл пораcсуждать  далее. Это тем более оправдано, т.к. понятие «счастье» имеет ,скорее, философский, чем какой-либо  другой, смысл и многие поколения философов и психологов пытаются найти некую универсальную формулу пресловутого  «счастья»,которая позволила т бы однозначно понять данный феномен .
             Дабы четко уяснить для себя, что такое Всемирная карта счастья  Э. Уайта, хотелось получить    ответы на несколько вопросов.
         1.Какова была конечная цель работы отраженная в статьях Э. Уайта: ранжировать народы, населяющие конкретные страны, по состоянию, определяемому автором как счастье, или выявить их представление о счастье? Ведь совершенно очевидно, что последнее будет значительно разниться у представителей Европы и Азии, к примеру, у народов .переживших 2-ю мировую войну, и давно живущих без войн, народов больших и малых и т.д.
           2.Если верно первое допущение из первого вопроса , то тогда необходимо определиться с понятием счастья, т. е  с. тем, какую  семантическую нагрузку  вкладывает в этот термин сам автор , какие составляющие состояния он выделяет. Это, на мой взгляд, весьма непростая задача .потому  как по возможности здесь необходимо добиться известен единообразия в понимании счастья представителями разных народов, т. е. включать в качестве определений счастья некие общечеловеческие ценности ,дабы избежать расхождений которые неизбежно возникнут из-за особенностей (и различий)менталитета разных наций.
3.Как проводился сам опрос респондентов? На основе  данных каких методик составлена всемирная карта счастья ? Предъявлялись ли соответствующие методики  унифицировано  во всех странах или все-таки модифицировались, адаптировались с учетом культурологических ,исторических, политических, экономических и прочих факторов ?
4.Насколько идентичны ,а следовательно, и сравнимы ,представления  о счастье у разных народов и корректно ли на основании  результатов  проведенного обследования  проводить сравнение?
5.По поводу счастья всеобщего  и личного следует, на мой взгляд, прийти к четкому терминологическому единству,  т.к. в противном случае вся полемика  совершенно бессмысленна  и заведет в такие философско-метафизические –психологические «дебри» выбраться из которых окажется просто невозможно.


2.Факторы, определяющие состояние счастья.

Размышления над статьей Э.Уайта  высветили несколько аспектов ,без уяснения которых, как мне кажется ,невозможно будет движение вперед.
          Во первых возникает вопрос ,а может ли человек  быть счастлив полном одиночестве, без социума, без внешнего окружающего мира ,без собственных мыслей и своего мироощущения? Мне это пр6едставляется весьма проблематичным, потому как без переживания и осмысления всего вышеуказанного  его жизнь превратилась  бы просто в некое растенеподобное существование ,когда имеется все необходимые компоненты жизнеобеспечения, создающие ощущения  физического комфорта. Но, думается , что читатель  согласится с тем, что»не хлебом единым жив человек» и один лишь физический комфорт не может обеспечить состояния счастья в его    семантическом и философском понимании, это было бы слишком просто, если не сказать примитивно.
            Во вторых, возникает  еще один вопрос , а может ли счастлив быть человек абсолютно и полностью, например, лишь «по убеждениям, вкусами привычкам его»? Вряд ли , а если таковы отыщутся, то будут их считанные единицы во всем мире. Тогда в  вполне  логично предположить,что какая»часть» человека, .его тела или духа ,окажется счастлива, а приставка «с»в данном случае будет означать связь с тем или иным конкретным объектом мироощущения.
С другой  стороны ,в слове «счастье»отражается еще и мимолетность этого состояния человека, т .к. разговорное «счас» означает нечто иное как «сей час» ! Другими словами, подчеркивается мимолетность счастья ,.то, что  длится оно не долго, точнее, именно данный конкретный час, или даже мгновение.
                Постановка  этих вопросов  и попытка найти на них логичные ответы неизбежно приводит нас к следующим  выводам.
               Один и тот же человек  в зависимости от многих   и разных причин может быть счастлив в данный конкретный момент. Другой же в тех же самых  обстоятельствах может  чувствовать себя несчастным, Потому есть очень простые примеры: в семье, ждущей ребенка, его рождение будет счастьем для родителей; для одинокой же и материально не обеспеченной женщины то же самое событие может быть тяжким несчастьем. Более обобщенно -в мусульманской среде рождение ребенка воспринимается как событие более положительное ,чего нельзя сказать об обществе христианском . Отсюда логично предположить ,что ощущение счастья обязательно связано с психологическим климатом семьи и установками .господствующими в обществе в целом. Каждое общество имеет свой менталитет и существует  в своих собственных исторических, культурологических и других прочих условиях. Без учета этих факторов невозможно получить ответ на вопрос, что  понимается под «счастьем»   у представителей разных народов, а следовательно, и получить некое общечеловеческое (унифицированное) представление о счастье. Последнее,  безусловно, связанно с вопросом о методологическом и методическом обеспечении проведенного автором исследования.   
Анализ многочисленных литературных данных, собственные наблюдения и размышления, да и простой здравый смысл подсказывают , что исторические, демографические, национальные, религиозные, социально-психологические особенности различных стран по- разному определяют понимания счастья. Например ,экология в большей степени волнует европейские страны ,нежели развивающие и Китай, однако и это изменяющийся фактор .А в России  исторически сложилось так, что ее население всегда плохо относилось к любой существующей власти,  исключая президента .И это в народе считается вполне нормальным ,не вызывает беспокойства. А вот   если  к президенту начнут  относится плохо, то этот факт будет воспринят как указание на «существование  глубоких» ненормальностей»  в стране.  Для русского  человека в целом свойственно больше переживать за весь мир , нежели за свое собственное бытие. Для него больше значение имеет счастье на всей планете, чем, например, для американца,  которого прежде всего заботит свое собственное  и своих близких  благополучие.
        Как показывают  многие исследования  более счастливыми чувствуют себя островные и малые страны, возможно, смирившиеся со своей второстепенной  ролью. И уютно устроившись в своих красивых домах под сильным и надежным крылом НАТО, спят спокойно, не заботясь  о том, что, проснувшись, могут оказаться отвергнутыми и не принятыми другими, далеко  ушедшими вперед народами.
          Еще раз подчеркну, что говоря о счастье, я имею ввиду некое высшее состояние души человеческой, которое разные люди понимают и переживают по разному. Например, первый президент  России Б.Н. Ельцин после ухода с этого поста заявил, что только теперь он стал по-настоящему счастлив. Почему он так сказал? Ведь  и будучи президентом, он явно  испытывал (пусть кратковременно) счастливые моменты от своей политической деятельности, но  возможно, огромная  ответственность за судьбу целого народа сокращала сроки переживания эмоции счастья.  На уровне же семьи ответственность была уже не столь глобальной, зато ощущение счастья стало более продолжительным.
  Думается, что   и небольшие народы  меньше чувствуют свою ответственность за весь мир в целом; они более заняты собой, своими делами и мыслями.
Они более напоминают дружную семью, живущую в уютном коттедже за высоким забором  и не стремящуюся покидать свою территорию - ведь там комфортно , там можно столкнуться с ненужными и лишними заботами (например узнать  о существовании проблем иммигрантов , заполняющих свободные промежутки между счастливыми домами коренных жителей ).
               У русских есть поговорка: сытый голодного не разумеет.  Эта народная мудрость  очень точно отражает смысл вышесказанного. Богатый человек, путешествующий по миру ,живущий широко и роскошно, не может не знать ,что существуют  и бедные .но он не способен понять ,что ребенок из бедной семьи погибает от недостатка ,нескольких долларов, необходимых для покупки  лекарств и качественной еды, ибо понять это- значит взять на себя ответственность за судьбу кого-то  и лишить себя тем самым покоя и психического комфорта.

          3.Счастье чувство безопасности  и комфорта.



Разъяренная толпа или агрессивная группа людей, объединенных единой целью, реагирует на нарушения их территории совершенно не так ,как отдельные личности. В действительности происходит следующее: по мере того, как увеличивается толпа и ее плотность, личное пространство каждого отдельного человека становится все меньше, и он принимает враждебную стойку, поэтому с ростом толпы усиливается ее враждебность и агрессивность, и в любой момент может начаться рукоприкладство. Это очень хорошо известно стражам правопорядка, и они всегда стремятся разогнать толпу, чтобы каждый человек вновь обрел свое зональное пространство и успокоился .
         Только в последнее время правительство и градостроители обратили внимание на то, что многоэтажные жилищные комплексы оказывают отрицательное влияние на человека, поскольку лишают его личной территории(нота бенэ: в деревянных, поселках, маленьких городках люди гораздо спокойнее и доброжелательнее, чем в огромных перенаселенных мегаполисах) .
         Как ни странно ,именно перенаселенность зачастую является причиной психогоматических заболеваний, т.к. вызывает физическую реакцию на стресс. Отсюда понятно, почему области, имеющие большую плотность населения, имеют  и более высокий уровень преступности.
            Наши далекие предки не имели представление о приведенных здесь фактов .Однако на уровне инстинкта самозащиты они строили свои горда таким образом, чтобы они были защищены со всех сторон и пришельцы не смогли бы внезапно проникнуть  в них ,застав врасплох населяющих их людей.
Для наглядности приведу пример один из старейших городов России - Томск.  Он заложен был более 400 лет назад. Удобным местом для строительства горда был избран юго-западный мыс горы (ныне носящей название  Воскресенской)  на правом берегу реки Томи, неподалеку от   устья реки Ушайки.
        Много книг и статей написано о том, как животные, птицы и рыбы устанавливают свой орган и охраняют его, но относительно недавно обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории. Если их изучить и понять их смысл, можно узнать много нового  о своем собственном поведении  и поведении других людей, народов, общностей и т.п., а также прогнозировать реакцию  другого  человека и целой нации  в том  числе .поскольку невербальные сигналы во многом социально и культурно обусловлены.
      Американский антрополог Эдуард  Т. Холл был одним из родоначальников в области изучения пространственных потребностей человека ,и вначале 60-х годов он ввел термин
«проксимика» (от слова proximity -близость).его исследования в этой области привели к новому пониманию взаимоотношений между людьми .Немаловажное место занимает это понятие и в предлагаемом  мой феномене «психоэнергетика». 
Каждая страна представляет собой застолбленную территорию  с четко очерченными границами и пограничными войсками .охраняющими эту территорию .
Более того ,внутри каждой страны имеется еще одно территориальное деление  в виде штатов, графств, регионов и прочего .Эти территории  делятся на еще меньше, называемые городами, внутри которых имеются районы ,состоящие из улиц. которые сами по себе представляют собой замкнутую территорию для тех, кто живет на них. Обитатели каждой территории объединены невидимым чувством приверженности своей территории ,и истории известно немало примеров ,когда начинается кровавые войны и убийства ради защиты своей территории.
Под территорией понимается также пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Каждый человек  имеет свою собственную, личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность. Кроме того, он имеет также четко обозначенное пространство вокруг своего тела. Это последнее специалисты  называют психологическим пространством и оно разное у каждого  человека. Его протяженность прежде и более всего зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, хотя немаловажное значение имеют и культурные, национальные, социальные нормы, человек чувствует себя комфортно, если окружающие не нарушают границ психологического пространства личности.
Физическое тело большинства животных окружено определенной пространственной зоной, которую  они считают своей личной территорией. Настолько далеко простирается эта территория зависит главным образом от того, как густо населены места .в которых  это животное проживает,
Подобно другим животным, человек обладает своей собственной воздушной оболочкой, окружающей его тело, ее размеры зависят от плотности населения людей вместе его проживания. Следовательно , размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. Если представители одной нации, например, китайцы или  японцы, привычны к перенаселенности, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию (как, например, азиаты и ли северяне).
Размеры   личной пространственной территории  человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в России, Северной Америке, Англии или Австралии. Она делится 4 четкие пространственные зоны.
1.Интимная зона (от 15 до 46 см).
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Проникнуть в эту зону разрешается только тем лицам, которые находятся в тесном  эмоциональном контакте с ним.
2.Личная зона (от 46 см. до 1.2 метра).
это расстояние, которое обычно разделяют нас, когда мы на вечеринках, официальных  приемах, банкетах и.т. п.
3.Социальная зона (1.2 до 3.6 метров).
На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей (например, водопроводчика, почтальона, нового сотрудника на работе и.т.д.).
4.общественная зона ( более 3.6 метра).
Когда мы адресуемся к большой группе людей .то чувствуем  себя психологически комфортно именно на том расстоянии от аудитории.
            Мыс горы на котором была заложена русская крепость (на левом берегу Томи располагался укрепленный городок татарского князя Тояна),с южной стороны омывался речкой Ушайкой, с восточной стороны был окаймлен топкой болотистой местностью, с запада шел крутой обрыв, а затем тянущаяся к берегу Томи песчаная низменность(«пески»).С юга , востока  и запада мыс горы был, трудно доступен для конницы кочевников ,С северной стороны никаких естественных преград на доступах к русской крепости не было, и поэтому при строительстве города главное внимание уделялось созданию укреплений с северной стороны.
           Если проводить параллель далее ,то можно отметить, что страна, окруженная со всех сторон какими –либо естественными  преградами –морями, океанами, горами  и т. п .-оказывается гораздо менее доступной для внезапного нападения врагов, а следовательно, народ, населяющий данную страну  ,чувствует себя в относительной безопасности. Это частично способствует ощущению психического комфорта и положительной психоэнергетики. Далее, правительство  такой страны может сократить материальные затраты  на вооружение и содержание большой армии, что, в свою очередь ,уменьшает  налоги, взимаемые с населения ,и повышает материальное обеспечение каждого отдельного человека, семьи и в целом поднимает экономический статус государства на более высокий уровень, Кроме того, известно, что чем дольше страна не вступает ни в какие военные конфликты ,тем благополучнее ,наверное, счастливее чувствует себя данная нация, народ, Ведь  в этом случае не требуется материальных затрат на строительство, ликвидацию послевоенной разрухи, продовольственное обеспечение населения и прочее, и прочее. В психологическом отношении такой народ имеет положительную психоэнергетику :люди не переживают экстремальных ситуаций, дистрессов, тревог и волнений. Как следствие, увеличивается продолжительность жизни, поскольку сокращается процент психологических  заболеваний , имеются  все условия для полноценного   и более длительного отдыха , появляются дополнительные возможности  для научно-технического прогресса ,направленного на облегчение труда(как на производстве, так и в быту) Такие страны ,как правило, имеют высокий уровень рождаемости ( в России, к сожалению, смертность превышает рождаемость
 Т.к. женщины не боятся заводить детей, не испытывают тревоги и беспокойства за их будущее. В таких странах отмечается высокий  культурный и образовательный уровень,
( этот факт констатируется психологами, изучающими менталитет и коэффициент интеллектуального  развития народов разных стран).Подобные примеры можно было бы приводить и далее, однако для иллюстрации тезиса о благоприятной психоэнергетика народов ,населяющих  такие благополучные страны, на мой взгляд, вполне достаточно.            
Если принять за аксиому этот факт, что психологическое и материальное благополучие является важной составной часть чувства, именуемого обобщенно счастьем, то  вполне естественно предположить, что общество,состоящее из счастливых людей, будет в целом иметь положительное психоэнергетическое поле. Последнее же благоприятно сказывается и на экономическом развитии страны, да и на всех сторонах жизни народа. Таким образом, создается  своеобразный  позитивный замкнутый круг, который оказывает самое благоприятное влияние на жизнь как каждого отдельного человека, социизма,  так и народа в целом. Ярким примером описанного выше феномена могут служить такие страны, как Швеция, Швейцария, Дания, Голландия.
Думается, что и понимание счастья, и, психоэнергетическое поле у разных наций, народов будет разниться, т.к. все они имеют как врожденные ,генетические, так и приобретенные, культурно и социально приобретенные сигналы, восприимчивость, интуицию и предчувствия.
Для того, чтобы корректно и грамотно определиться с понятиями  «психоэнергетическое поле» и «счастье» ,следует прежде всего глубоко изучить _анализировать и синтезировать – все вышеуказанное.

4. Психоэнергетическое поле и его влияние на физическое и психологическое                состояние человека.

Не скрою, значительно проще формулировать вопросы, адресуя их кому-то , нежели отвечать на них самому. Не претендуя на окончательное разрешение оных, попытаюсь  предложить свой подход к пониманию счастья.
             В данной статье не ставится цель окончательного решения этой проблемы. Это, если можно  так выразиться , лишь некая общая установка, гипотетическая(на данном этапе работы)попытка взглянуть на феномен счастья с другой стороны , а именно через призму психоэнергетического поля, по моему убеждению, существующего в каждом обществе.
              Для того, чтобы сформулировать конечную цель своего научного интереса и выдвинуть соответствующую рабочую гипотезу, необходимо, хотя бы кратко, пояснить, что в нашем случае имеется в виду под предлагаемым термином «общественное психоргетическое поле».
              Еще со времен Аристотеля, перед  ? которого принадлежит первый психологический научный трактат « О душе»,социальные психологи уделяют большое внимание психологии общества. Это необходимо хотя бы прежде всего потому, что человек становится личностью лишь в социуме. Личина ,персона-это не что иное как маска, которую носит индивид, чтобы быть принятым обществом, чтобы в определенной мере слиться с ним, соответствуя правилам  нормам, существующим в нем.
                Пожалуй, первые и самые значительные в этой области  исследования принадлежат З. Фрейду.(«Психология масс и анализ человеческого Я»)и  его последователям.
                Специалисты, занимающиеся психотерапией, отлично знают, что из всех видов последней относительно наименьших усилий  от врачующего требует коллективная (или массовая психотерапия). При этом  последняя  характеризуется тем ,что психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество клиентов одновременно, однако не использует систематически в лечебных целях ситуации и отношения, возникающие между ними .
Я не случайно останавливаюсь на этих двух пунктах т.к. доподлинно известно, что, например, в массовой психотерапии идет воздействие не только психотерапевта на клиента, но еще большей степени клиентов друг на друга, даже если между ними и не происходит никакой(вербальной или невербальной) интеракции. Этот феномен в психиатрии, психотерапии, патопсихологии известен под термином «индукция» (например, индуцированный бред, когда от психически нездорового человека бредовые идеи передаются здоровому, воспринимающему их на веру). В этом случае под этим термином понимается нечто внушенное кем-то со стороны и не исходящее от самого субъекта .
                Даже из этих очень простых примеров видно, что мы не свободны  от эмоций, чувств и воли окружающих нас людей значит ,вольно или невольно, сознательно или бессознательно мы зависим от толпы ,причем настолько сильно, что порой даже не можем управлять своими мыслями и действиями, безумно следуя за  «стаей».Простой житейский пример- паника ,инициируемая кем-либо из толпы. При этом мы поддаемся ей, даже не раздумывая об ее истоках, не пытаясь анализировать ситуацию и искать разумный выход из положения.
  Социальным психологам и социологам данный феномен очень давно и хорошо известен. Они знают ,что толпа-это страшная сила, имеющая собственную логику поведения, полностью подчиняющую себе логику каждого отдельного индивида и практически не корригируемая.
                Однако психологию масс нельзя  рассматривать как простую сумму  психологий каждого  отдельного человека. Это нечто большее, непостижимое- ведь недаром участники массовых бесчинств совершенно искренне утверждают, что на них нашло какое-то затмение и они просто не знают, почему так поступили в тот или иной момент.
                Существует достаточно много различных теорий, объясняющих данное явление. Я не ставлю своей целью анализировать их здесь; в мою задачу  входит  попытка подойти к пониманию этого явления с точки зрения  существования психоэнергетического  поля в рамках социума.
                Под  словом «психо» здесь понимается не вся психика человека ,в ее полном объеме(психические процессы, психическое состояние, психические особенности.) Здесь имеется в виду лишь та ее  часть, которая входит в понятие»психическое состояние» а конкретно эмоции.
                С позиции теории дифференциальных эмоций (К.Изард,1990) эмоция (фундаментальная, отдельная) –это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический и двигательно-выразительный компоненты и субъективное переживание. Взаимодействие этих компонентов в  интраиндивидуальном  процессе образует эмоцию, являющуюся эволюционно-биогенетическим явлением;  у человека выражение и переживания эмоции  вражденно,   общекультурно и универсально.
                Взаимодействие эмоции и  побуждения - это  мотивационное состояние, характеризуемое усилением ,ослаблением или подавлением побуждения эмоцией или эмоции побуждением.
                Коль скоро мы четко определяемся в том , что любое психическое явление непосредственно связано с мозгом, т.е. имеет материальный субстрат, следовательно, энергетику можно представить как некий невидимый, но все же физический субстрат в виде поля, через которое и происходит выход эмоций в пространство, а так же передача ее содержания от одного  человека к другому.
Сейчас мы непосредственно  подошли к тому ,чтобы сформулировать конечную цель моего интереса и выдвигаемую мной рабочую гипотезу.
Целью является определение объема и содержания психоэнергетических полей, существующих в обществе людей ,населяющих  ту или иную конкретную страну, и , по возможности, отразить их не только качественно, но и количественно с учетом динамики развития данного общества.
Рабочая же гипотеза состоит в доказательстве того тезиса, что положительная (равно как и отрицательная) динамика экономического роста(или благосостояния, которое отождествляется со счастьем в свете концепции Всемирной карты счастья) будет прямо пропорциональна положительной  динамике социального психоэнергетического  поля.
Это, однако, дело будущего. В настоящее время ставятся первоначальные задачи, без решения которых невозможно движение вперед, к конечной цели. Эти задачи включают в себя ,во-первых, четкое определение и обоснование концептуального аппарата и категориального поля исследования; во-вторых ,выбор методической позиции, исходя из которой будет проводиться изучение; в –третьих, подбор и разработка комплекса методик, адекватных поставленным цели  и задачи; и, наконец,  в -четвертых, исследование предмета научного интереса с последующим анализом полученных данных и выдвижение собственной концепции.
И последнее, сегодня в мире многие фирмы заметили, что выполнение сложных задач в экономике и политике требует группировку из эмоционально настроенных на решения стоящих перед ними задач людей, объединенных одной целью ( психоэнергетически действующих в одном направлении) и посему усиливающих друг друга в достижении цели. При этом материальные стимулы оказываются второстепенными, ибо они в разобщенной группе не могут дать эффекта прорыва в каком то деле.


Рецензии