Так приходит мирская слава

Станислав Змачинский
             ТАК   П Р И Х О Д И Т   М И Р С К А Я   С Л А В А .
               
   Пятница во времена, когда в Севастопольской бухте базировался советский  военно-морской флот, естественно, Черноморский, была днём особым. По пятницам  проверяли причалы, к  которым швартовались военные корабли, на предмет отсутствия угрозы от ПДСС (подводных диверсионных сил и средств).  Т.е., попросту говоря, проверяли заминированы причалы или нет.
   Корабли  швартовались «средиземноморским» способом, т.е. кормой к причалу. С кормы на причал вела деревянная сходня, по которой личный состав попадал на корабль. Проверяли причалы водолазы различных  флотских  организаций. За каждой из них был закреплён свой причал. Наш, к примеру, проверяли водолазы рыбного порта.. В пятницу, после обеда, к причалу подходил катер типа«Ярославец», швартовался на свободное место между кораблями и опускал под воду водолаза, обследовавшего причал. Любопытствующие могли наблюдать с причала за действиями команды  на катере. Мы смотрели как одевают водолаза в  гидрокостюм,приворачивают к нему латунный шлем, как водолаз  по трапу спускается под воду. За всё время пребывания водолаза под водой специальный член команды на палубе катера поддерживал с ним связь по телефону. Разговор был какой-то специфический. Сверху спрашивали о каких-то предметах, нашёл ли водолаз их и сколько нашёл, водолаз из под воды называл количество найденного.Сущность разговора становилась понятной, когда водолаз поднимался из воды на катер –  на поясе у него была закреплена сетка с несколькими бутылками водки или вина.  «Улов» он собирал на грунте. Исторически сложилось, что побывавшие на берегу матросы постоянно пытались пронести на корабль спиртное, а дежурно - вахтенная служба боролась с этим позорным, как тогда считалось, явлением. Дежурный по кораблю или старпом поступали просто: изъятые бутылки выбрасывали с палубы за борт, наказывая при этом пойманных «курьеров». Вот эти бутылки и собирали водолазы по пятницам. Осматривали ли они при этом причалы – непонятно. Во всяком случае необходимая процедура неукоснительнособлюдалась. Водолазный катер ни одной пятницы не пропускал. Как- то само собой получилось, что я сначала познакомился со старшиной водолазов Лёхой, а потом и подружился с ним. Лёха, здоровенный мужик лет сорока, всю жизнь провёл на море, был добрым и общительным. Он и поведал мне, что осмотр причалов для водолазов – торжественный аккорд, завершающий трудовую неделю. После
него  на катере  всегда состоится «банкет», благо в «гастроном» за спиртным бегать нет надобности, а рыбой на уху в порту у докеров всегда разжиться можно.
   Моя судьба сложилась так, что я покинул славные ряды военно-морского флота и через некоторое время влился в ряды рабочего класса,став докером Севастопольского морского рыбного порта.Стоя  однажды  над трюмом черноморского сейнерка при разгрузке  солёной хамсы я услышалсзади знакомый Лёхиголос:«Браток,посолонцевать хамсы не найдеется?». «Для тебя, Лёха, всегда найдётся»,ответип я, поворачиваясь к нему лицом.   
   «Товарищ капитан-лейтенант!  Вы ли  это?!» - возопил удивлённый Лёха." Я, Лёша, я» -  пришлось ответить. Я вытащил из стропа ящик с хамсой и, выломив из него доску, поставил на палубу перед Лёхой. Набирая рыбу в принесённый с собой бидон Лёха молча выслушал мой рассказ. Разговор наш был кратким.К ящику потянулся портовский рабочий люд: электрики, стропальщики и другие.Так мы узнали, что теперь мы -  коллеги. Наши встречи стали частыми  и регулярными – разминуться в порту было трудно. Время шло . . .
    Однажды в субботу, после последней ночной смены, я в компании нескольких моих товарищей по  бригаде  баловался  пивом в известной всем жителям микрорайона  Камышовой бухты точке. Это были выстроенные в круг пивные автоматы. В те времена пиво уже попадало в разряд дефицитов, а в этом кругу оно бывало почти всегда. Сидим, потягиваем пиво, мирно беседуем. Вижу, приближается к нам Лёха с холщовым мешком через плечо. «Присаживайся, братишка, попей пивка» - пригласиля  я Лёху. «Ты что такой грустный? Что, вчера банкет был тяжёлым?». «Не говори, Стас! Вчера отлично осмотрели причал – подняли до фига.. Всё – водяра, бормотухи попалась одна бутылка. В порту сварили уху, нажарили  рыбы. Посидели славно до самой ночи. Как пришёл домой – не помню!».
  «Утром просыпаюсь – голова трещит, во рту как коты н….ли, думаю идти под пиво, а сандалии  найти не могу. Спрашиваю жену, где они?». Та в ответ:«В чём пришёл, в том и уходи!». « Гляжу, б..дь, посреди кухни они стоят!» Тут Лёха опустил край мешка и моему взору открылась . .  пара водолазных калош.Обувь это своеобразная: свинцовая  двух – трёхсантиметровая подошва, брезентовый верх.. металлические носки и задники, вес больше двадцати килограммов.Я живо представил себе  Ночь … Тишина … По мирно спящему городу идёт пьяный  до беспамятства  Лёха, а на ногах у него – водолазные, неподъёмные даже в воде двадцатикилограммовые  калоши!
    «Лёша, как же ты по городу шёл?». «По городу – ерунда. Я ещё по лестнице на пятый этаж поднимался! Сосед говорит,  он подумал, что в парадном  вдруг стали ночью забивать сваи с помощью дизель-молота. Говорит, на каждом этаже было полно народу, а когда он предложил мне разуться, я сказал, что в носках не пойду!».
     « Когда сегодня выходил из дома, все бабки здоровались первыми, а детишки разбегались!». Меня начали душить спазмы от дикого смеха.«Лёха! Да это известность! Слава! Мирская слава!»
  Со временем  Лёху в рыбном порту, в   Камышовой бухте Севастополя и её
 окрестностях знали все от мала до велика…