Две детские реальности

Владимир Махлин
    ДВЕ ДЕТСКИЕ РЕАЛЬНОСТИ                09.04.2012Г.

Из цикла эссе "ДВЕ РЕАЛЬНОСТИ"
   
Сериал «Школа» - прекрасен своей правдивостью или ужасен своей правдивостью?
Не могу сказать, что я фанатично ожидал каждую серию этого фильма, но из того, что видел, не трудно было сделать вывод, что режиссёр сделала всё, чтобы фильм вызвал жутковатое впечатление - это и ручная камера от которой рябит в глазах, и низкая глубина цвета, и звучек средненький, и не та цветовая температура – в общем, все способы хороши, чтобы испохабить действительность и нагнать депрессию, хочу отдать должное – это работает! К этим нехитрым уловкам можно было бы не прибегать, достаточно такого сценария, но тогда бы не было отличий от других режиссёров!
Фильм снят в духе лучших традиций отечественного арт-хауса, основной и главной традицией которого является формула – «чем хуже, тем лучше». Но не будем о грустном, о кинематографе я напишу в следующем эссе.

Так что же останавливало меня на просмотре некоторых серий этого фильма. Да всё очень просто, в это время моя дочка училась в десятом классе! И я с неподдельной тревогой стал сверять увиденное на экране с действительностью, живущей в соседней комнате. Проверка с незаметным пристрастием продолжалась целый месяц. Результат - ни одного совпадения с увиденным в сериале. Я поинтересовался у жены о возможных школьных проблемах, которые не видны дома. И тут всё не так: никакой таксикомании, наркотиков, алкоголизма, насилия. Никакой ненависти по национальному признаку, никакой склонности к садизму, независимо от естественных или надуманных причин его возникновения. Когда и эта информация не подтвердилась, я продолжил проверку ненавязчивыми расспросами об интересах нового поколения и стал присматриваться к поведению, было это так: когда по всему миру покатилось сумасшествие по «Аватару», моя дочка с одноклассниками пошла в кино. По возвращении, я стал задавать страшно умные вопросы по поводу смысла увиденного. Ответ меня удивил. Оказалось, что она ходила на другой фильм. В те дни, подумать, что кто-нибудь из подростков может пойти на другой фильм, было просто невозможно. На мой вопрос, почему, был дан такой ответ: - «Не могу же я целых три часа смотреть на синеньких человечков». А пошла она на фильм Гая Ричи «Шерлок Холмс». Я снова поинтересовался о причинах именно такого выбора и получил не менее интересный ответ - выбор был не случаен, она хотела увидеть, как режиссёр, известный своими бандитскими боевиками, справится с классикой, изменит ли своему стилю, как сумеет преломить этот материал в собственном воображении. Интерес был проявлен, прямо скажу - культурологический. Затем, я ненавязчиво предложил посетить выставки современного искусства на «Винзаводе» и в «Гараже». С предложением опоздал, потому что она уже побывала там со своими подружками. Мне был предоставлен фотоотчёт с двумя десятками стильных чёрно-белых фотографий в интерьерах этих выставочных центров. После этого, я узнал, что она нашла в интернете  подборку кинофильмов под названием «500 фильмов, которые должен посмотреть каждый». Это серьёзные, лучшие фильмы, вошедшие в золотой, мировой фонд киноискусства. Парнушки и боевичков там нет. Я рассказываю всё это не для того, чтобы кичиться успехами, или поделиться своей радостью со всем миром, а потому, что это абсолютно проверенная информация, полученная путём домашнего расследования. Её одноклассники, а теперь и однокурсники, ведут себя также и интересуются тем же, с небольшими поправками на индивидуальность.

Так где же правда - в телевизоре или в соседней комнате?
Так повелось в нашей жизни - и действительности, и правды у нас, как минимум, две.
Так почему же подростки одного возраста, живущие в одном городе, в одно время, имеющие родителей с одинаковым достатком, демонстрируют не только разное поведение, но и кардинально разные интересы, уже довольно плотно засевшие в их сознании. Может быть, это можно объяснить тем, что в сериале показана школа, находящаяся на окраине Москвы, а мы живём в центре? Тоже неверно, ведь некоторые однокурсницы моей дочери живут даже в Подмосковье и демонстрируют поведение и интересы, кардинально отличающиеся от показанных в сериале. И школа, со всей её не идеальной репутацией, не пропагандирует насилие, наркотики и всё такое.  Применив метод исключения, стало ясно, что все сходится на родителях.
Конечно, трудно признать, что ты неправильно воспитываешь своего ребёнка. Гораздо лучше успокаивать себя тем, что виновата школа, интернет, телевидение, дурное окружение и, еще, целый ряд вполне убедительных причин. Получается, что находясь в такой ужасающей среде, нет никаких шансов воспитать нормального человека?
Какую вакцину нужно вколоть ребёнку, чтобы выработать иммунитет к порочным интересам. Ответ ужасно прост и даже тривиален. Родители - и есть та самая вакцина!
Какой бы силой не обладали внешние окружающие соблазны и различные влияния, самым убедительным примером для подражания всегда являются родители, если, конечно, они уважаемы и авторитетны в глазах их детей. Авторитет - вот главный инструмент влияния! Его можно завоевать у маленького ребёнка, путём покупки большого количества игрушек, но это не работает в случае с подростком. Почему одни родители просто говорят и их дети слушают, а другие прилагают недюженные потуги для привлечения внимания к своим словам, а в ответ получают полное отсутствие интереса ко всему, что исходит от родителей и даже вызывают протест и отторжение. Подростки автоматически сверяют поведение и суждения родителей со стандартами, которые встречают в повседневной жизни - это общение с преподавателями, соседями, родителями одноклассников, героями фильмов, спектаклей и книг, интернет, телевидение… 
И тут возникает проблема! Нужно постоянно думать, как вести себя в присутствии подростков, как и что говорить, какой демонстрировать вкус, отношение к тем или иным событиям и поступкам других, как известных, так и неизвестных людей, отношение к литературе, кино и музыке…  Да, это вызывает напряжение и некоторый дискомфорт, связанный с постоянным самоконтролем, но цель оправдывает средства. Как себя вести, да просто - не садиться за обеденный стол в неглиже, держать нож в левой руке, а вилку в правой, не накладывать в одну тарелку сразу три разных салата, присыпав их сверху десятью кусками шашлыка, обильно сдобрив всё это кетчупом. Чтобы жрать! Не обхватывать фужер жирными руками, превращая его из сверкающего зрелища наполненного игристым вином, в мутную отталкивающую субстанцию. Говорить ясно, правильно построенными фразами. Не заменять словом «прикольно», пару десятков прилагательных русского языка.
Хочу успокоить, это не так сложно! Каждый человек имеет такой опыт – вспомните, как вы ходили на свидания, завоёвывая внимание своих избранников и избранниц. В этих ситуациях каждый думает как себя вести, что и как сказать. И жесты, и походка, и взгляды - всё под неусыпным контролем, всё для благоприятного впечатления! Этот экзамен не менее важен! 
Какое демонстрировать поведение и вкус? Да каждый взрослый знает, что такое хорошо и что такое плохо. Не культивируйте примитивную музыку с бездарными текстами, не смейтесь взахлёб от пошловатых телешуток, не ругайте современное искусство, потому что оно не похоже на простой и понятный соцреализм. Поведите на выставку, даже если она лично вам не нравится, но при этом имеет большую культурную ценность. Увлеките рассказом гида-искусствоведа - это кардинально меняет отношение к увиденному и прививает интерес.  Такой поход будет значительно полезнее, чем просмотр очередного мордобоя по телевизору в обнимку с ящиком пива.

Что такое отношение к тем или иным вещам и событиям?  Проиллюстрирую на примере: однажды, я шел взять свою машину и с ужасом увидел, что трое мальчиков, учеников младших классов, резвятся на крыше моего гаража. Крыша прогибалась в предсмертных конвульсиях. Я согнал их, возможно, излишне эмоционально. Когда мальчики слезли, то их мамаши набросились на меня, не выбирая выражений с повышенной громкостью воспроизведения. Они были искренно возмущены тем, что я не дал их детишкам доломать крышу моего гаража. Детки так хорошо резвились! Материнские чувства - дело, конечно, святое, но подумайте сами, как эти детишки будут в будущем относиться к чужой собственности и к её владельцам, ведь мамаши на их стороне, значит так правильно! И не удивляйтесь, если эти мальчики, на ваших машинах напишут гвоздиком те самые слова. Такое отношение, невозможно даже представить в тех самых цивилизованных странах, на которые мы так часто ссылаемся, когда нам это выгодно. Там отношение к чужой собственности свято!
Придя домой из школы,мальчик получит новый урок цинизма и воровства, но теперь от папы. Он увидит, как его отец, сидя у компьютера, воскликнет что-нибудь вроде: - «Получилось, знай наших»! Он, таким образом, выражает восторг от того, что взломал чужой сайт и скачал чужую книгу, софт или музыку, вместо того, чтобы честно купить. Таким образом, он преподносит кражу, не только как норму, но и как триумф собственной гениальности.
Как вы думаете, этот мальчик - его сын, будет после увиденного уважать чужую интеллектуальную собственность? И чем станет для него воровство - позором или нормой жизни?
Первые результаты такого воспитания уже налицо. Сейчас делает попытки регистрации, «Пиратская партия России», основной идеологией которой является отмена всех авторских прав! Интересно, как отреагирует власть, на такой изысканный вызов? Наверное с присущей терпимостью и либерализмом.
Все родители хотят счастья своим детям. Все хотят, чтобы их дочки хорошо вышли замуж, а сыновья женились. Но как обезопасить своих чад от неверного выбора спутника жизни, как не дать сделать роковую ошибку? Главное, ввести в привычку жить прилично, в соответствии со всеми культурными ценностями, наработанными человечеством веками. Если эти нехитрые понятия войдут в сознание, как обыденные нормы, тогда они не ошибутся в выборе. Хамы и сволочи, будут отсеиваться на начальном этапе общения, они будут распознаны по целому ряду родовых признаков. Будет срабатывать подсознательный культурный иммунитет!
Если вы хотите, чтобы с приходом старости, дети вам помогали, а не ждали с нетерпением, когда вы освободите им жилплощадь путём скорейшего ухода в мир иной, тогда приложите усилия и сделайте из них достойных людей. Вам выбирать!
Всё написанное выше, может показаться примитивными нравоучениями. Я умышленно писал о простых, на первый взгляд, вещах, но именно они вводят внутреннюю культуру в подсознание человека в виде кода, именно он срабатывает на уровне рефлекса.
Никогда не сможет закодированный культурой человек, держать в одной руке томик Достоевского, а другой душить щенка! 

Махлин Владимир.  09.04.2012.