3. зелёный и красный

Нонна Незлобина
               

    Два  года  Ира  была  лишена  мастерской,  рабочего  места,  два  года  она  обивала  порог  кабинета  инженера  по  нежилым  помещениям,  умоляя  дать  хоть  какую-то  площадь  под  мастерскую  взамен   отнятого  помещения  в  связи  с  реконструкцией  дома,  в  котором  художница  ранее  имела  мастерскую.  Наконец!  В  центре  города  в  старинном  двухэтажном  доме   Ире  предложили  бывшую  квартиру.  Ура!!!...  Ну,  не  совсем,  конечно,  ура:  стены  квартиры  были покрыты  глубокими  трещинами,  штукатурка  свисала  клочьями  со  стен,  через  прогибающиеся  черные  гнилые  доски  пола  можно  было  рассматривать  работающих  в  полуподвале  плакатистов.  Унитаз  и  умывальник  давно  кто - то  выломал  и  унёс  и, даже, электропровода  были  срезаны.  Естественно,  в  душе  Иры  зашевелился  некоторый  ужас.  Но   заказов   у  неё  сейчас  достаточно,  а  один  совсем  срочный.  Надо  рисковать!
    Перестройка  набирала  силу:  рабочих  рук,  потерявших  работу,  было  видимо - невидимо   и  продавались  любые  товары  для  ремонта.  Кто-то  предложил  Ире  парня  Сашу - краснодеревщика,  нынче,  безработного.  Под  его  руководством  куплены  были  гора  досок  и  всё  то,  что  было  необходимо  для  ремонта.
    - Мне  нужно  два  месяца  для  приведения  этого  помещения  в  порядок. - уверенно  сказал  Саша.

    Руки  у  парня  оказались,  и  правда,  золотые!  Рассыпающиеся  стены  он  укрепил  и  обшил  досками, появились  великолепные  полки, которые  Ира  тут  же  завалила  эскизами.  Новые  полы  из  сосновых  досок  во  всех  комнатках   были  покрыты  лаком.  По  просьбе  дочери  одна  из  трёх  комнаток   превратилась  в  уютнейшую  комнату  для  отдыха  с  полками  и  шкафчиками.  И  появился  в  мастерской  унитаз!  и,  даже,  крошечная  кухонька и такой же крошечный душ!
     Прошло  два  месяца, пять  месяцев.  Саша - краснодеревщик  с  явным  удовольствием  жил  в  Ириной  мастерской.
    - Знаете, - сказал  он  однажды, - Здесь,  ведь,  нет  телефона,  а  это  очень  неудобно.  Вы  не  могли  бы  провести  сюда  телефон?
Ира, естественно, удивилась:  вроде,  Саше  пора  заканчивать  работу,  а  он  просит  провести  для  него  телефон.
Пришлось,  всё  же,  сказать  Саше,  что  ей,  Ире,  надо  срочно  заняться   работой  над  заказом  в   этой  мастерской.

    Было  шумное  новоселье,  весёлые  возгласы:
    - Вот  это  мастерская!  Какой  у  тебя  отличный  муж!  Такой  ремонт  он  тебе  сделал!
Муж  весело  отнекивался, честно  утверждая, что  у  него  своих  дел  полно  и  всё,  мол,  организовала  сама  Ира.  Но  все  были  уверены,  что  это  он  говорит  от  излишнего  благородства!  Ну  и  ладно!  Пусть  думают,  что  им  нравится!  Наконец-то,  за  работу!

     А  дома  находилась  тяжело  больная  мама  и  Ира  договорилась  с  соседкой - пенсионеркой,  чтобы  она  помогала  ослепшей  Ириной  маме. Мама  становилась  слабее  и  слабее.
    - Я  думаю  купить  новую  машину, -  как-то  сказал  муж  Ире,  - нашей машине  много  лет  и  она  часто  ломается.
    - Конечно,  покупай,  но  давай  пока  не  будем  продавать  старую  машину: машина  в  плохом  состоянии  и  заплатят  за  неё  копейки,  а  мама  моя  очень  нездорова, у  неё  часто  высокое  давление  и,  бывает,  мне  нужно  срочно  ехать  домой,  но  такси  не  всегда   найдешь.  Я,  надеюсь,  найти  недорогого  шофёра.
Так  и  решили.

     Сегодня  хотел  прийти  шофёр.  В  дверь  постучали.  Вошел  высокий  парень  с  широкой  открытой  улыбкой:
    -  Здравствуйте!  Коля.  Мне  сказали,  что  Вам  нужен  водитель.
Вот  и  водитель  теперь  есть!  Зарплата  у  него  совсем  небольшая,  но  рабочий  день  очень  короткий  и  машина  Иры  в  его,  Коли,  распоряжении  постоянно.

     Да, замечательная  получилась  мастерская! Чистая  уютная  светлая  приятно  пахнущая  сосной.
Но...
Но,  однажды,  поздним  вечером,  когда  Ира  торопливо  работала,  стараясь  успеть  доделать  эскиз  к  завтрашнему  приходу  заказчика,  ей  стало  необъяснимо  тревожно.  Что-то  не  то...  Появилось  странное  чувство,  что  в мастерской  она  не  одна.  Не  одна,  и  всё тут!!!  художница  испуганно оглянулась,  заглянула  во  все  комнатки,  в  чулан,  выглянула  на  общую  полуразрушенную  лестницу,  ведущую  в  тёмную  арку  -  нигде  никого!  Опять   стала  работать.  Снова  это  неприятное  испуганное  напряжение  внутри  и  ощущение  чьего  -  то  присутствия.  Одна  в  мастерской,  но! -  кто-то  рядом!  Не  видно,  не  слышно,  но  кто-то   рядом!
Ира  позвонила  водителю  и  отправилась  домой.  По  дороге  жаловалась  Коле  на  своё  странное  состояние  сегодня  в  мастерской, а  Коля  весело  хохотал. 
Так  началась   эта   непонятная   история.
Иногда  легко  и,  даже,  весело  работалось  Ире  в  мастерской,  но  время  от времени   ощущение  чьего-то  присутствия   изводило.  Потом  она  заметила,  что  это  ощущение   появляется  всегда  перед  какой-нибудь  неприятностью  и  чем сильнее  было  это  чувство  непонятного  присутствия,   тем  серьёзнее  случалось огорчение. Как  будто  невидимый  кто-то  старался  предупредить  нашу  героиню.  Ирину  дочь  и  шофера  Колю  бредовые  рассказы  о  странностях  в  мастерской  смешили  и  забавляли.  Ире  самой  тоже  казалось,  что  это  всё  причуды  её  нервов.  Но  однажды...
Поздним  вечером,  Ира  дома  смотрела  телевизор,  её  мама  уже  спала,  дочь была  в  гостях  у  друзей.  Позвонил  телефон  и  улыбающийся  голос  дочери  сказал:
    - Мама,  к  Лене  зашли  двое  молодых  художников  из  Италии  и  Лена  спрашивает,  нельзя  ли  этим  итальянцам  переночевать  в  твоей  мастерской?
    - Конечно, пусть  ночуют.  Дай  им  ключ  от  мастерской.
На  следующий  день  дочь,  вернувшись  из  института  растерянно  сообщила:
    - Итальянцы  заявили,  что  больше  не  хотят  ночевать  в  нашей  мастерской,  что  там  ночью  что-то  шумело.
    - Наверно, мышь  бегала, - засмеялась  Ира.
    - Я,  тоже,  так  им  сказала,  но  они  ответили:  - "Ничего  себе  мышь!  Оно  так  тяжело  топало  всю  ночь  под  дверью  комнаты,  где  мы  легли  спать,  так  пыхтело,  чем - то  грохотало!"
Вот  такая  "интересная"  мастерская  получилась  у  Иры!

    Коля,  шофёр,  видя,  что  художница  с  нескрываемой  симпатией  относится  к  нему  с  его  широкой  улыбкой, стал  работать,  не  особо  утомляя  себя. Очередной  раз  привёз  он  Иру  в  мастерскую.
    - Хочешь  кофе?  - спросила Ира, - я  сейчас  хочу  сварить  себе  его , так  как  мало  спала, а  работы  сегодня  много.
    - Ира  Владимировна, -  смущённо  заулыбался  Коля,  - Я  завтра  не  смогу  работать,  есть  серьёзное  дело  дома.  Очень  нужно  мне  завтра  быть  дома.
Вроде  как  проблема  возникла  у  парня,  а  лицо  светилось  радостью.
    - Коля, -  глядя  в  проникновенно - весёлые  глаза  Коли  сказала  Ира, -  ты,  ведь,  просто  хочешь  устроить  себе  выходной  день!
    - Зачем  Вы  так  говорите!  - смеясь  запротестовал  шофёр.
    - Хорошо,  - заулыбалась  Ира, -  Ты знаешь,  что  в  мастерской  есть  какая-то  сила,  которая  мне  друг.  Если  ты  привираешь  насчет  своих  завтрашних  проблем  тебя  сейчас  выведут  на  чистую  воду.  Так  что  лучше  говори  правду!
    - Я  говорю  правду!  Я  завтра  буду  серьёзно  занят! -  развеселился  Коля
и  непонятным  образом  опрокинул  свою  чашку  с  кофе. Коричневая  лужа  растеклась  перед  парнем.
    - Напустили  на  меня  свои   тёмные  силы, -  смущённо  хохотал  Коля.
    - Совсем  они  не  тёмные!
    - Я  шучу!  Но  прошу,  всё  же,  отпустить  меня  на   завтра.
Итак,  Коля  стал  работать  только  тогда,  когда  это  не  очень  ему  мешало.  Случалось,  Ире,  даже,  неловко  было  говорить  ему  о  своей  необходимой  поездке,  так  как  шофёр  всегда  очень  торопился.  Но,  иногда  вдруг,  он  в  самое  неподходящее  время  становился  весьма  разговорчивым  и  художница   огорченно  думала,  слушая  Колю,  что  вот  ещё  час  работы  у  неё  отнят.
В  один  из  подобных  дней  парень,  стоя  у  входной  двери  говорил  и  говорил,  рассказывая  о  своих  прошедших  выходных  и  удачной  рыбалке,  а  Ира ,  нервничая,  слушала  и  думала  , что  времени  явно  не  хватает  на  эскиз  для театра, а  возможно  завтра  прийдёт  заказчик.  Коля  говорил,  говорил... Художница  слушала  и  обречённо  сердилась. Стояла  она  недалеко  от  входной  двери  спиной  к  этой  двери.  Что-то  легонько  стукнуло.  Колины  глаза  испуганно  округлились:
    - Вы  видели?
    - Что?
    - Входная  дверь  сама  собой  открылась  наотмашь  и  немного  помедлив  захлопнулась  обратно!.. Я  лучше  пойду  отсюда!
    - До  вечера, - засмеялась  Ира  и  с  облегчением  начала  работать.

     Днём  в  мастерской  было  светло  уютно  и  хорошо  работалось.  Но  наступал  вечер , за  окнами  темнота  и,  хоть,  дом  находился  в  оживлённом  центре  города,  улочка,  на  которой  стояло   это  здание,  пустела,  так  как  почти  все  дома  вокруг  были  нежилыми  из-за  ветхости  и  аварийного  состояния.  Наступал  вечер  и  дом,  в  котором  находилась  мастерская  Иры,  превращался  в  таинственное   грозное  существо.  Хотя  бы  какие-то  соседи   жили  рядом!  Но  на  третьем  этаже  давно  уже  были  все  выселены,  а  в  единственную,  якобы,  жилую  квартиру  рядом  с   мастерской  художницы  никто  никогда  не  приходил.  Плакатисты  в  полуподвальном  помещении  бывали  не  часто  и  в  пять  часов  вечера   уходили  по  домам.
И,  всё  же,  иногда  Ира  легко  и  без  проблем  находилась  в  мастерской  допоздна.  В  один  из  таких  тёмных  осенних  вечеров,  когда  уже  приближалось  девять  часов  вечера,  наша героиня,  устав  от  длинного,  но  удачного  рабочего  дня,  весьма  довольная  собой,  наконец,  отправилась  домой.  Выходя  из  мастерской  выключила  свет  и  глядя  в  глубину  тёмного  коридора  своей  мастерской  игриво  и  весело  сказала   тому  кому-то  в  мастерской:
- Ну,  до  завтра!
 В  ту  же  секунду  из  глубины  темного  коридора  мастерской  пронзительно  вспыхнули  два  огонька,  как  два  кошачьи  глаза,  два  очень  ярких  огонька -      ЗЕЛЁНЫЙ  и КРАСНЫЙ.
От  ужаса  у  Иры  затряслись  руки  с  ключом,  которым  она  собиралась  запирать  дверь  мастерской.  Ира  поняла,  что  необходимо  вернуться  в  мастерскую,  чтобы  разобраться,  откуда  взялись  пугающе -  странные  огоньки. Иначе  завтра  она  не  сможет  войти  в  это помещение.  В  полуобморочном  состоянии  от  страха  художница   кое - как  дотянулась  до  включателя  и  зажгла  спасительный  свет.  В  углу,  откуда  сверкнули  только  что  два  огонька  -  два  глаза,  стояло  несколько  зелёных  пустых  пивных  бутылок.  С зелёным  огоньком  -  разобралось,  возможно.  А  откуда  взялся  красный?  Это  осталось  загадкой.

    Ириной  маме  становилось  хуже  и  хуже.
    - Нетяжёлый  диабет  с  очень  тяжелыми  последствиями,  -  серьёзно  объяснял  Ире  врач.
Опять  художница  в  мастерской,  опять  это  давящее  ощущение  чьего-то  присутствия.  Уж  очень  хмурое,  очень  безнадежное.  "Господи, что  же  опять  может  произойти!" -  мелькнула  усталая  мысль.
Зазвонил телефон:
    - Это  Нина,  соседка.  Я  стучала  к  Вашей  матери -  она  не  открывает,  звонила -  она  не  берёт  трубку.  Я  не  знаю,  что  с  ней.
Ира  помчалась  домой.  Мама  лежала  в  спальне  на  полу:
    - Я  спотыкнулась  и  упала.  Что-то  с  ногой -  я  не  могу  встать.
Приехала  скорая.
    - Перелом, -  с  сочувствием   сказал  врач.
Маму  увезли  в  больницу,  а  на  следующий  день  сделали  операцию.  Операция  прошла  удачно,  врач  обещал,  что  месяца  через  три  мама  будет  опять  ходить.
Мама,  лЁжа  в  палате,  раздосадовано  говорила:
    - Слепая,  теперь  ещё  хромая.
Ира  пыталась  придумать  какие-то  ободряющие  слова,  но  не  очень- то  это  у  неё   получалось!
 
Маму  привезли  домой  и  приказали  лежать  два  месяца.  С  мамой  постоянно  в  квартире  находилась  сиделка.  Срочный  заказ  Иры  требовал   ежедневно  бывать  в  мастерской  и  много  работать.
Пришел  день,  когда   мастерская,  будто  наполнилась  тревожным  чьим-то  присутствием ,  было ощущение,  что  мастерская  ожила,  всё  в  ней   будто  вибрировало,  будто  напряженно   и  испуганно  дрожало...
Ириной  мамы  не  стало.

     Водитель Коля  совсем  привык  к  роли  любимчика  судьбы  и  создавалось впечатление ,  что  он,  вообще,  не  очень  понимает,  почему  он  должен  что-то  делать  для  Иры.  Он  даже  не  всегда  скрывал  своё  недовольство  необходимостью  везти  художницу  по  каким - то  её  делам.  Ира, сидя  в  одиночестве  в  мастерской, огорченная  этой  ситуацией,  однажды  взмолилась:
    - О, Господи, сделай  так,  чтобы  я  рассталась  с  Колей!  Но  чтобы  ему  не  было  обидно,  что  от  него  избавляются.
Через  пару  дней  Коля  очередной  раз  строго  говорил   художнице  по телефону:
    - Я  в  следующий  понедельник  занят  и  не  смогу  работать.
Ира  разозлилась:  уже  два  понедельника  подряд  Коля  не  работал, теперь  хочет  ещё  один  понедельник  не  работать, а  через  десять  дней  у  него  отпуск.
    - Коля,  ведь  получается  как- то  нехорошо:  уже  третью  неделю  подряд  ты  добавляешь  к  своим  выходным  понедельник.  А  через  десять  дней  у  тебя  месяц  отпуска!  А  у  меня  горит  работа!
    - Вы  что,  считаете,  что  я  обманываю  Вас? -  вспылил  Коля.
    - Но,  подумай  сам!  Третий  понедельник  подряд!
    - Значит,  я  вру! -  взбешенно  прошипел  Коля, -  Думайте,  что  хотите!
и  швырнул  трубку.
Ира  растерялась:  она  не  собиралась  обижать  человека!  Перезвонила  Коле,  но,  услыхав  голос  художницы,  он  снова  бросил  трубку.  Опять  Ира  позвонила  Коле,  опять  трубка  была  брошена.  Наша  героиня  вспомнила  о  своём  желании  расстаться  с  водителем  так,  чтобы  у  него  не  было  чувства,  что  его  прогнали.  Вспомнив  это  Ира  развеселилась:  уж,  конечно,  у  Коли  нет  сейчас  ощущения,  что  он  "уволен"!  Наоборот,  Коля  с  наслаждением  "наказывал"  художницу  за  неуважительное  отношение  к  себе!  Ну  и  слава  Богу!
Коля  исчез  из  жизни  Иры  навсегда.

 Жизнь  стремительно  неслась  дальше.  Всё менялось  и  у  Иры  появилась,  наконец, нормальная  мастерская  - от  Союза  Художников!  Это  спасибо  мужу!  Он  несколько  лет  назад  согласился  работать  в  правлении  строящегося  кооператива  ради  получения  мастерской  для  жены и  вот,  наконец,   дом  построен,  и,  теперь,  у  Иры  совершенно  замечательная  с  большими  окнами  новая  мастерская!  В  новом  доме!  рядом  такие  же  мастерские!  В  этой   мастерской  всё  было  хорошо  и  спокойно, и  ничто  не пугало  и  не  напрягало.   

 Дочь Иры  улетела  в  гости  к  подруге,  живущей  на  другой  стороне  земного  шара.  Они  задумали  устроить  свою  совместную  большую  выставку.  Объём  работы  изрядный  и  Ирина  дочка  не  очень  представляла  себе,  через  сколько  месяцев  она  вернётся  домой.
    - Мамочка, - говорила  она  по  телефону, -  я  бы  очень  хотела,  чтобы  ты  с  папой  прилетели  сюда.  Сейчас  мы  готовимся  к  выставке,  потом  будет   наша  выставка.  Посмотрите  её.
    - Милая, я  даже  представить себе  не  могу,  что  я  вхожу  в  самолёт! А  к  тебе  лететь  десять  часов!
Дочка  уговаривала  и  её  мама -  наша  художница  огорченно  думала   о  своём  нелепом  непреодолимом  страхе  перед  полётами.

    Позвонила  приятельница  Фира:
    - Ира, я  хочу  зайти  к  тебе.  Что  ты  делаешь  сегодня  вечером?
    - Заходи,  буду  рада.
Тортик,  чай,  Фира  с  восторгом  рассказывала  о  своей  поездки  в  Израиль,  откуда  только  что  она  вернулась,  а  Ира,  смущённо  улыбаясь,  жаловалась  на  свою  проблему  с  самолётами.
    - Я  тебе  привезла  сувенир,  который  поможет  тебе  полететь  к  дочке, - весело  сказала  Фира  и  достала  маленькую  коробочку, -  Это  перстенёк  из  Израиля  с  двумя  магическими  камушками.
Фира  протянула  Ире  очень  симпатичный  серебряный  перстень:
    - Смотри,  здесь   камушки   ЗЕЛЁНЫЙ  и  КРАСНЫЙ ...
Фира  рассказывала  что-то  о  невероятных  колдовских  свойствах  этих  двух камней,  а  Ира  оторопело  смотрела  на  сувенир  из  Израиля,  который  таинственно  поблескивал   ЗЕЛЁНЫМ  и  КРАСНЫМ.
    -...С  этим  перстнем  ты  спокойно  можешь  лететь  к  дочке, -  улыбалась  Фира .
Перстенёк  оказался  как  будто  сделан  специально  для  Иры  по  размеру  и  дизайну.
 
    Наша  героиня,  таки,  полетела  к  дочери.  Десять  часов  полёта  и  не  верилось,  что  это  реальность,  что  долетела,  но  вокруг  все  говорили  на  чужом  языке  и  радостно  улыбалась  дочь. 
Ночью,  когда  прилетевшая  художница,  наконец,  стала  засыпать,  резко  зазвонил  мобильный.  Ира  сквозь  сон  глянула   на  столик  рядом,  где  лежал   телефон.  Но  звонок  был  всего  один  и  опять  наступила  тишина.  Ночь,  темнота.  Лишь   на  столике  рядом  ярко  пульсировали  два  огонька  -  ЗЕЛЁНЫЙ и КРАСНЫЙ - там  лежали  мобильные  телефоны  Иры  и  её  дочери. "Поздравил  с  перелётом!" - сквозь  дремоту  подумала  Ира.