Крымские впечатления легли и в основу...

Эрнст Саприцкий
Крымские впечатления легли и в основу написанного Пушкиным в 1822 году стихотворения «Таврида». Над его фрагментами я написал ряд своих стихотворений:

Конечно, дух бессмертен мой,
Но, улетев в миры иные,
Ужели с ризой гробовой
Все чувства брошу я земные
И чужд мне будет мир земной?...
                Таврида. 1822
---
На тьму грядущую взирая оробело,
Он хочет одного: и после смерти жить…
            Артюр Рембо (пер. М. Кудинова)

Исчезновенье всех  страшит,
Мысль о бессмертии лелеем,
Надежда в нас всегда сидит,
Что мы хоть в чем-то уцелеем.

Не важно, как это назвать –
Душой, иначе как-нибудь,
Нам жизнь и там бы продолжать,
Куда не в силах заглянуть.

Наукой, вроде, путь открыт –
Есть измерение другое,
Где Бог, наверное, сидит,
Где рай и ад, и все такое.

Туда, туда бы нам прорваться,
Оставив здесь свой тленный прах,
И иногда лишь представляться
Живущим в призрачных их снах.
16.08.02 -31.05.06

Мечты поэзии прелестной,
Благословенные мечты!
Люблю ваш сумрак неизвестный
И ваши тайные цветы…
               Таврида. 1822

Мечтание душа поэтов и стихов...
                К. Батюшков

Мечтание – душа поэтов и стихов,
Оно им заменяет прозу жизни –
В глухих краях своей Отчизны
Они поют края чужих богов,
Они поют любовь, которой не бывает,
И вымыслом своим  действительность смущают.

Счастливый край, где блещут воды,
Лаская пышные брега,
И светлой роскошью природы
Озарены холмы, луга,
Где скал нахмуренные своды…
                Таврида. 1822

Передо мной страна волшебной красоты…
А. Мицкевич. Пилигрим (Из крымских сонетов)
(пер. А. Ревича)

О, Крым! О, древняя земля,
В стихах воспетая не раз!
Я с юных лет люблю тебя,
Твои волшебные края
Меня прельщают и сейчас.

Когда-то часто я бывал
В гостях у берега морского,
Горстями счастье там черпал,
Не чуждый ничего земного.

Мечтаю снова посетить
Так мне знакомые места.
Хоть прошлого не возродить.
Но лечит душу красота…
29.08.05

Холмы Тавриды, край прелестный.
Я снова посещаю вас,
Пью жадно воздух сладострастья,
Как будто слышу близкий глас
Давно затерянного счастья…
                Таврида. 1822

Солнце уходило в розовой вуали,
Облаков вечерних легкий стлался дым,
Молча на балконе мы с тобой стояли…
Помнишь это время – отпуск, море, Крым?

Где-то в отдаленье музыка играла,
Медленно и чинно мы спустились вниз,
Помню, ты прекрасно танго танцевала,
Вызывая зависть самых разных лиц.

Мы всегда гуляли вечером вдоль моря,
Солнце уже село и сгустилась тьма,
Лишь луна светила, с фонарями споря,
И лизала камни тихая волна.

Время пролетело, словно южный вечер,
И пути-дороги наши разошлись,
Вспоминая часто давние те встречи,
С грустью вопрошаю: где ты, отзовись?
---
Близится к закату теплый летний вечер,
Море отдыхает, пляж полупустой,
С грустью вспоминаю ласковые встречи
С теми, кого знал я давнею порой.

Каждый год у моря отпуск проводил я,
Лучшею порою – в бархатный сезон,
Только просыпался, уж волна манила,
Но не только в море был  тогда влюблен.

Был влюблен во многих, с кем судьба сводила,
Вряд ли хватит пальцев мне для всех имен,
Вечером у моря нам луна светила
И в объятьях жарких забывал и сон.

Близится к закату теплый летний вечер,
Море отдыхает, пляж полупустой,
С грустью вспоминает  ласковые встречи,
Донжуанский список  кавалер седой.

За нею по наклону гор
Я шел дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги ее прелестной…
                Таврида. 1822

Так было в юности моей
В Тавриде летнею порой…
Я шел один среди степей,
Вкушая сладостный покой…

Она приветливо махнула
Со склоны ближнего холма
И даже крикнула: Ей-ей1…
Покой мой, будто ветром сдуло,
И устремился я за ней,
Как Купидонова стрела.

Догнал, и вместе мы пошли
К ручью, блестевшему вдали…
Расположившись у ручья,
Беседу мирную вели,
И стал заигрывать с ней я…

Ей было чуть не сорок лет.
Смывает время в эти лета
Всех предрассудков даже след;
К том уже благостное лето,
Природа чудная, ручей
Склонили деву без речей…

И вот вдали от глаз чужих,
В тени склонившихся ветвей
Она в объятиях моих,
И гимн поет нам Гименей … *

Мы раз три еще встречались,
Но время шло, и мы расстались –
В Москву, домой уехал я,
Покинув жаркие края…
*) Божество брака в греческой мифологии, изображаемое в виде прекрасного юноши, певца и музыканта.