Тургенев и Некрасов. Разрыв

Спекулянтка Ру
                Продолжение. Начало здесь:   
                http://www.proza.ru/2012/03/21/1911

                "Как гнев его ни беспределен,
                Он промахнется в добрый час...
                Но той руки удар смертелен,
                Которая ласкала нас!.."
                (Некрасов)


- Неужто так быстро забыл ты, Тургенев, про то своё приглашение на дачу?
- Некрасов, ну зачем это копание в старой истории? Все уже обмусолили эту тему. Да, не помню уже,
как там было...
- А я так не могу забыть, как ты нам нахваливал свою дачу, своих собак хотел показать новых,с каким
 поваром тебе повезло и какая трапеза нас всех сразит. Как напоминал, чтоб не забыли.
- Да, все было, хотел устроить прием теплой компании, все от души.
- И вот, мы подъезжаем в карете, никто не встречает нас на крыльце, никаких признаков жизни.
Стучим - никого. Ничего не понимаем. Потом появляется Захар взъерошенный заспанный недовольный.
Явно не собирается впускать нас в дом - барина нет, ничего не приказывал, дворня отпущена.
- Ну, забыл я сказать про гостей, не могу я все помнить.
- Вначале мы растерялись даже, потом кто-то говорит: "Что вы, Тургенева не знаете, это он посмеялся
 над нами". Вошли в дом, там нетоплено, пыль везде. Попросили хоть чего-нибудь перекусить с дороги.
 Захар долго искал, потом выносит курицу холодную. Начали мы ее со смехом разрывать, потом чуть не
грызть пришлось, но было весело, это точно.Особенно, когда ты подъехал.
- Да разве мы встречаемся, только чтоб поесть, согласись, главное - общение с друзьями, ведь весело же тогда все было? А то, что курица старая оказалась, я ж не виноват..
- Не передергивай, Тургенев, понимаешь, я не об этом, не о курице совсем.
- Ты думаешь, я это так просто тогда пережил? Дело прошлое, но теперь скажу тебе - когда уже на
повороте увидел карету около дома, удивился, кто бы это мог быть? Потом, как молнией ударило - так
это гости ко мне! Не поверишь, первое, что хотел сделать - развернуться и уехать в город, перед
извозчиком стало стыдно...
- Не хочу я теперь тебя упрекать. Просто тогда это показалось нам всем уж слишком...
- Видишь, опять ты о неприятном мне напомнил. Мне и так за деньгами было неловко идти к тебе, но
нужны дозарезу.
- Знаешь, что не могу отказать тебе.
- Я помню, что больше двух тысяч должен уже, а написал под них совсем мало еще, но поверь мне по
старой нашей дружбе, Некрасов, давно не был в таком затруднительном положении...
- Опять парижская прелестница  ждет денег от тебя? Не кажется, тебе, что она уж слишком вольно
чувствует себя в твоем кармане?
- Не напоминай мне об этом, так все не просто там у меня, не могу ни в чем ее упрекать, ты знаешь,
это моя единственная любовь, я все готов ей простить. "Я только тогда блаженствую, когда женщина
эта каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь..."
- Тургенев, тебе ли не знать и моей истории с любимой женщиной, нет ничего больнее. Извини, не
будем об этом, здесь мы с тобой оказались в схожем положении.
- Ты же знаешь, как маменька распорядилась моим наследством, я просто нищим остался. А Париж и сам
требует денег на каждом шагу, к тому же, женщина моя на виду, я должен соответствовать. Не могу же
я с ней выезжать в ее карете, надо иметь свой выезд. И гардероб не какого-нибудь щелкопера, а барина, известного писателя.
- Понимаю я все это, но как-то надо считаться и со своими возможностями...Очень мне неприятно бывает узнавать, что потом ты еще и у Панаева просишь от моего имени.
- Извини, Некрасов, все так запуталось у меня...Дочь  совсем уже взрослая, тоже не барышня-крестьянка
какая-нибудь. Кругом деньги, Некрасов. Иногда думаешь - а не уехать ли в свое имение, жить тихо,
писать для души, не дергаться ради денег. Но и от этой жизни совсем уже отвык и там, если честно,
никому не нужен. Не уверен, что заметят, когда в один прекрасный день не выйду к столу.
Не очень озаботятся...
- Мне ли не понимать тебя. Мое положение ничем не лучше...
- Я всегда относился к тебе как к брату и потому мне особенно неудобно бывает просить у тебя денег.
Но,если сейчас ты меня не выручишь, у меня ничего не остается, как обратиться к Андрюшке...
- Пойти в "Записки"?!! Тургенев! Ты этого не сделаешь! Если какая-то капля от старой нашей дружбы
осталась в твоей душе, ты не поступишь так со мной...
- Я боялся тебе сказать, Некрасов, я уже пообещал Краевскому свой новый рассказ, извини...
- Как ты мог?! Ты прекрасно знаешь о наших с ним отношениях! Это предательство!
Сообщи, что переменил свое обещание.
- Уже не могу, я и деньги вперед с него получил...
- Господи! Тургенев! Сколько?!
- 500...
- Даю тебе эти проклятые деньги, пиши записку с отказом и отправляй с посыльным прямо сейчас.
- Не могу я ничего путного придумать для объяснения, все спуталось в голове...
- Сейчас составлю, ты хоть перепиши своей рукой. 
Чего угодно мог от тебя ожидать, только не этого...

                ***********************

Вскоре  Тургенев уйдет в "Отечественные записки".
Дружба, длившаяся долгие годы, прервется на столько же примерно лет.
В основе разрыва  окажутся не только идейные разногласия, но и деньги.
Редкие сухие письма останутся свидетельством тяжелой размолвки когда-то неразлучных друзей.
Очень по-разному поведут себя эти талантливые непохожие люди, которых по иронии судьбы объединят
очень схожие отношения с любимыми женщинами, которые обоим принесут горечи не меньше, чем радости.  Примирение состоится незадолго до смерти Некрасова, в душе которого места Тургенева никто потом не
займет.
О разрыве и после него я не взялась бы написать - быть беспристрастной в рассказе о той истории не
смогла бы, а быть судьей великим не вправе...

                "...одинокий, потерянный,
                Я как в пустыне стою,
                Гордо не кличет мой голос уверенный.
                Душу родную мою."
                (Некрасов)