Живой раритет

Вячеслав Демидов
По левобережью, “Одерскому болоту” (Oderbruch), вьется Старый Одер – отщепившаяся от главного русла узкая протока. Близ места, где ей в покинутый Одер надо впадать, превращается в Одербергерзее, длинное озеро замысловатых очертаний. Этакое щупальце, вытянутое в сторону Берлина, к реке Гавель, до которой всего полсотни километров, – да только Гавель на тридцать восемь метров выше...

Обе эти реки, прорезающие Бранденбургское курфюршество с юга на север, всегда были, само собой разумеется, торговыми дорогами. Да и какими важными!

Одер идет в море Балтийское, Гавель через Эльбу – в море Северное. Товары, плывущие с верховьев Одера, скажем, в Англию, огибают громадной дугой Ютландский полуостров с его опасными проливами.

“Надо бы их перебросить в Гавель. Им – удобство, нам – выгода...” – еще в 1540 году размышлял курфюрст Иоахим II. Протянуть канал вроде бы несложно: от городка Лебенвальде-на-Гавеле к деревеньке Финов-на-Одербергерзее по низинам, а речонка Финов очень удобно впадает в это самое озеро. Увы, ни денег не было в достатке, ни людей, сведущих в прокладке каналов и сооружении шлюзов...

Только его потомку, курфюрсту Иоахиму Фридриху оказалось под силу осуществить мечту деда. Отдал распоряжение, но никто сломя голову не бросился копать землю. Больше года изучали трассу, готовили чертежи, закупали инструменты.

Ранней весной 1605 года пошли первые работы. Платили землекопам и прочим поденно, да еще с прибавкой на съестные припасы, а все равно набранный народ долго на стройке не задерживался, – пришлось приглашать “гастарбайтеров” из бранденбургской Силезии да Польши.

Водный путь “Либенвальде – пять шлюзов – Финов” строили сто восемьдесят месяцев. А когда всё было готово, накрыла Бранденбург в 1620 году Тридцатилетняя война... Сплошное разоренье!

Тогдашний курфюрст Георг Вильгельм не о канале думал – о своей голове. Уехал в Пруссию, в Кёнигсберг. Только и смог, что помешал Гавелю утечь в Одер: велел засыпать первый от Гавеля шлюз. И стоял пересохший канал в запустении больше ста двадцати лет. Два курфюрста сменились, потом два короля: Бранденбург стал Прусским королевством...

Король Фридрих II, будущий Фридрих Великий, вступил на престол в мае 1740 года. И тут же назначил комиссию – установить, ради каких товаров канал следует строить. Выяснилось: с запада на восток пойдет соль, с востока на запад – лес для судоверфей и дрова для Берлина, Потсдама и Магдебурга.

Правда, вместо стройки Фридрих сначала провел победную восемнадцатимесячную Первую силезскую войну. Но сразу после нее, 19 июня 1743 года, предписал безотлагательно начинать.

Для планирования и надзора за работами учредил в городе Эберсвальде строительное управление. По смете получалось, что, как во времена пра-пра-пра-прадеда Иоахима Фридриха, местными силами не обойтись, придется нанимать людей со стороны. А по плану – следует провести Финов-канал чуть-чуть иначе: о речке Финов забыть. И шлюзов построить не пять, а десять. Король смету и план утвердил, дал 600 солдат-саперов. Но название оставил старое: Финов-канал.

Фридрих Великий любил стремительность. Даже начав Вторую силезскую войну (она тоже была молниеносной) не остановил работ. Ровно тридцать шесть месяцев спустя, 16 июня 1746 года, первое судно со ста тоннами соли прошло по новому Финов-каналу из Гавеля  в Одер, а другое, из Одера в Гавель, –  с грузом зерна. По новому пути ежегодно стало проходить свыше тысячи кораблей.

Кто-то из нынешних острословов заметил, что любое решение проблемы плодит новые проблемы. Стремительный рост перевозок обернулся... нехваткой воды. Финов-канал благодаря природе – канал самотечный. Наполняя шлюзы, вода идет от Гавеля в Одер. Терять воду Гавель стал не в аварийном темпе, но все же обмелевал.

Еще двадцать лет пришлось Фридриху Великому заниматься вспомогательным каналом – Фернбеллинским. Тот подал в Финов-канал воду из озера Фернбеллинзее. Теперь уже ничто не мешало наращивать производительность.

Ежегодно по каналу следовало среднем 18000 судов. Но тогда мешать росту перевозок стало время ожидания возле шлюзов... И все-таки в своем юбилейном, сотом от открытия году Финов-канал пропустил свыше 60 тысяч “транспортных единиц”, а к 160-летию достиг предела годовой мощности. Да, возраст...

Все перевозки, кроме местных (вдоль Финов-канала нашли приют множество промышленных предприятий), перешли в “другую воду” – новейший канал “Гавель-Одер-Вассерштрассе”, проложенный параллельно “старику”.

С года 1945-го по 1952-й Финов-каналу было худо.
Сначала война, потом денег не было выгребать потонувшую армейскую технику и чинить порушенное... Однако воспрянул духом, стал, как прежде, доставлять, что надо, прибрежным предприятиям, катать туристов. Канал, конечно, не живое существо – но делают его живым люди, на нем работающие, от дела своего старинного уходить не желающие. Четыре века все-таки смотрят с этих берегов...

...В 1992 году судно “Бруммель” открыло пассажирское сообщение. Появились деньги и на реконструкцию, которая закончится в 2011 году. Федеральное правительство в 1997 году дало на нее 41,5 миллионов марок.

Теперь можно любоваться вдоль канала пейзажами удивительной красоты, сохранившимися с “тех” времен. На лугах и болотах белые и черные аисты, серые цапли, журавли. Щебечут птицы, а автомобилей не видно и не слышно. Лошади неторопливо идут по береговой тропе, тянут баржи. А вода чистейшая. Конечно, не как века назад, но почти. На ней водяные лилии, кувшинки, – городские люди уже забыли, как эти цветы выглядят.
 
Все пути по каналу начинаются в Эберсвальде – городе, который владеет сразу шестью шлюзами, в том числе старейшим в Германии, да к тому же действующим.
Захотите посмотреть – вот информация.
Kommunale Arbeitsgemeinschaft (KAG) Region Finowkanal
Am Alten Walzwerk 1,
16227 Eberswalde (ehemaliges Infozentrum der Landesgartenschau )
Tel.: 03334/279330 oder 279331,
Fax: 03334/279334
e-mail: KAGRegionFinowkanal@telta.de
Wasser- und Schifffahrtsamt Eberswalde Au;enstelle
Werbelliner Str. 45
16244 Finowfurt,
Tel.: 03335/45160