Почта и ее ящики

Вячеслав Демидов
 
13 октября 1823 года прусский главный почтмейстер Карл Фридрих фон Нагель получил от императора Фридриха Вильгельма III распоряжение.

И 1 января следующего года в берлинских газетах был напечатан “для всеобщего сведения” рескрипт Его Величества:

Ради удобства берлинцев Королевская почта должна установить на Кёнигсштрассе и Шпандауерштрассе у дверей почтамтов почтовые ящики. Чтобы все могли отправлять письма по городу в любое время суток. Отправителей предупреждали: в письмах не должно быть денег, ломбардных квитанций, государственных бумаг и других ценных вложений, потому что “жалобы на пропажу рассматриваться не будут”.

Так начала действовать берлинская городская королевская почта.

Почему только городская?
Увы, "удобства" берлинцев ограничивались городской стеной (естественно, той, оборонительной, восемнадцатого века, а не разделительной двадцатого) и ее четырнадцатью башнями с воротами. На нынешней карте Берлина сохранились их отголоски: Коттбусер Тор, Потсдамер Тор, Бранденбургер Тор, Франкфуртер Тор, Ландсбергер Тор и прочие.

Чтобы письмо прошло сквозь ворота в прусские города и поселки, где еще не открылись почтовые отделения, и, разумеется, в “дальнее зарубежье”, берлинец шел сдавать его на почтамт.

Писать “за стену” было накладно: письмо в Аугсбург стоило восемь серебряных грошей – то есть 96 пфеннигов. За письмо в Россию платили 25 грошей – почти  целый серебряный талер (в нем их было тридцать). А сам талер даже в 1899 году ценился в три германских марки...

Письма королю, членам королевского дома, министрам тоже несли на почтамт. Брошенные же легкомысленно в ящик подобные послания изымались, на три дня выставлялись – разумется, нераспечатанными, – для всеобщего обозрения и, ежели отправитель не объявлялся, – сжигались. Столь суровы были тогдашние почтовые правила...

Но если разобраться, новости в королевском рескрипте особой не было.
Городская почта в Берлине существовала уже почти четверть века, – впрочем, не королевская, а магистратская.

Ценящие свое время на вес золота купцы и члены ремесленных гильдий учредили ее в сентябре 1800 года и разработали все предельно детально. Город уже давно был естественно разделен на районы – теперь в каждый назначили почтовых обходчиков.
 
Их было видно издали: на фоне коричневого сюртука почти светились оранжевые обшлага и желтые жилеты.

Восемь раз в день летом и шесть – зимой меряли они шагами улицы своих районов, забирая и вручая письма, принимая оплату. Отправители письмо стоило шесть пфеннигов, получателю – три. А обходчик шел в главную контору на Клостерштрассе, оттуда почта теми же обходчиками разносилась по адресам.

Да и первый почтовый ящик установили задолго до рождения фон Нагеля. Сначала у Берлинской ратуши, в 1769 году, а через три года – и возле Берлинского почтамта. Но... пришлось их, как ни странно, убрать.
 
Ящики стояли пустыми, берлинцы в них свои письма не бросали. Люди боялись, что почтовые чиновники не устоят перед искушением и станут заглядывать в чужие секреты, потом сплетничать...

Исписанный лист просто складывали четырехугольником (словно лекарственную облатку с порошком), и открывалось такое письмо без труда. А заклеивающихся конвертов тогда еще не было. Впрочем, как всем известно, почтовых чиновников не остановят ни клей, ни сургучная печать...
 
Не прижились в Пруссии и введенные в 1801 году наполеоновской администрацией почтовые ящики: их расценили как выдумку оккупантов. Хотя французы, у которых ящики были давно в ходу, полагали себя освободителями от прусского королевского деспотизма и не сомневались, что устроили важное новшество.

Французскую практичность оценил только Карл Фридрих фон Нагель.

Когда Наполеон был изгнан, и Рейнская область от Франции перешла к Пруссии, главный почтмейстер побывал там, огляделся, и подал государю служебную записку. И уж от королевских почтовых ящиков никто шарахаться не стал – ни в Берлине, ни по всей Пруссии.

А кстати, откуда вообще пошло слово “почта”?
Это, как и почтовые ящики, опять заслуга французов.

Их король Карл VIII в 1487 году взял да назвал своих курьеров “шевалье ан пост” – дежурные кавалеристы. В Германии точный смысл термина усох до “пост” (россияне говорили сначала “пошта” – наверное, под польским влиянием,  а как и когда “ш” перешло в “ч”, даже словарь Даля не сообщает...).

Но первую в истории по расписанию действующую систему перевозки писем, донесений и имперских циркуляров устроили римляне – это называлось “курсус публикус”.

Между станциями для отдыха и ночлега был обычно день пути. Между ними для перепряжки лошадей устроено было по 6–8  “мутаций” (изменений). Там курьеров ждали до 40 подменных животных и повозки вместо поломавшихся.

Дороги Римской империи были превосходны (иные дожили до наших дней!), так что донесения прокураторов римских провинций император получал ежедневно. Так сказать, к утреннему кофе. Скорость доставки достигала 250 километров в сутки.

...Варвары разгромили и Рим, и римскую почту. Европа лишилась регулярных путей сообщения на много веков.

Лишь в XIII столетии завел по римскому образцу – вплоть до станций для перемены лошадей – почтовую службу в своей Пруссии рыцарско-монашеский Германский орден.
 
А в городах южной Германии сложилась в те времена "почта мясников". Странное название, правда? Но все разъясняется, если вспомнить, что за живностью мясники отправлялись в весьма дальние путешествия. Цех мясников заключал с городом соглашение: мы возим письма и посылки, а нас за это освобождают от некоторых городских повинностей. Продержалась такая почта кое-где до конца 1600 годов, а в Вюртемберге даже стала государственной.
 
Кёльн, Майнц, Нордхаузен и другие города организовали службу пеших и конных гонцов, которые отправлялись по твердому расписанию, плату брали по таксе.

Особенно славились надежностью гонцы Ганзы – Ганзейского союза городов.  Пути их от Гамбурга и Бремена шли на Амстердам, Антверпен, Штеттин, Данциг, Кенигсберг до самой Риги.

И все-таки им далеко было до Франции. Там с 1464 года, с Людовика XI–го, всю страну покрыла сеть путей службы королевских курьеров, которым увы, под страхом смертной казни воспрещалось брать письма у частных лиц. Что было делать простым людям и купечеству?

Они отдавали свои письма гонцам Парижского университета! Драконовские правила только через сто лет смягчил (в 1576 году) король Генрих III: разрешил перевозить письма простых граждан, установил таксу на почтовые перевозки, точные сроки отхода и прихода почтовых карет.

В Германии же, где в иное время число государей достигало трехсот (да, да!), первым приверженцем почты стал бранденбургский Великий курфюрст Фридрих-Вильгельм. Он не зря учился в Лейденском университете, и понимал, что надежная связь между городами и провинциями – краеугольный камень сильного государства.

С 1655 года его почтовые дилижансы перевозили не только почту, но и пассажиров. Они покрывали расстояние между Берлином и Кенигсбергом (город некоторое время был резиденцией Великого курфюрста) за 4 дня – “быстрота для того времени необыкновенная”, – пишет словарь Брокгауза и Ефрона. Налажены были почтовые линии с Гамбургом, Штеттином, Лейпцигом и Бреславлем, с Амстердамом,  Варшавой, Ригой и далее в Стокгольм.

А почтовые марки появились в Прусском королевстве в 1850 году, и тогда же весьма размножились почтовые ящики.

В „Справочнике для путешествующих по Германии” издания 1852 года было написано: „Почтовые ящики вы найдете в Берлине на очень многих улицах. Если на вашем письме городской адрес, его вручат получателю буквально через час. Корреспонденция в другие города поступает вначале на почтамт, однако если вы торопитесь – отдайте письмо в почтовый вагон на вокзале. Его примут даже за минуту перед отправлением поезда”.

А сегодня в Берлине здорово побегаешь, прежде чем встретишь почтовый ящик.
Да и где отыскать почтовый вагон?
Ходим, как сто пятьдесят лет назад, в почтовые отделения, да и до ни обычно дорога не близкая...