Гегельянизирующий бред о свете и тьме

Константин Матаков
                Пролог
   …Но как известно, свет существует в движении, и в этом непрерывном движении он должен постоянно сохранять свою тождественность себе как всеобщей причине, оставаясь в своих превращениях "вечно одним и тем же". Поэтому свет как всеобщая сущность должен определять себя как "тождество с собой". Определение же есть отличие себя от всего иного, или, по известному выражению Спинозы, определение есть отрицание.
Итак, нам необходимо рассмотреть диалектику становления света как универсальной сущности. Определяя себя как тождество, свет отличает себя от всего иного, но так как ничего, кроме света изначально (онтологически) не существует, никакой другой универсальной сущности нет, то, следовательно, в качестве иного здесь выступает сам же свет: полагая себя как тождество, свет отличает себя от самой себя. Последнее означает, что свет определяет себя как различие, если в тождестве с собой он отличается от самого себя. Налицо противоречие: свет как сущность есть тождество, но в то же время, он есть различие. Тождество внутри себя есть различие, поскольку, будучи самим собой, оно отличается от себя, но и различие скрывает в себе тождество, ведь для того, чтобы быть определенным, равным самому себе, ему необходимо отличаться от иного, которым является само различие в аспекте всеобщей сущности; но различие, различающееся с собой, есть тождество. Таким образом, тождество, отличаясь  от  себя,   полагает   различие  как  собственное   небытие,   которое есть неотъемлемый момент тождества, и в то же время само тождество есть момент самополагания различия (момент момента, небытие небытия). Вследствие того, что свет как сущность противоречив в самом себе, будучи одновременно тождеством и различием, он стремится снять это противоречие путем отрицания тождеством своего небытия, различия.
 Однако это отрицание есть различение тождества от различия: стремясь исключить, вытолкнуть различие из самого себя, тождество вновь полагает его, включает его в себя, ибо для всеобщей сущности нет абсолютно иного, куда могло бы выталкиваться различие, не вталкиваясь обратно. Это возвращение тождества в себя есть в тот же момент собственное движение различия, - последнее рефлектирует в себя, утверждаясь как различенное от тождества. Видно, что разрешение противоречия создает новое противоречие, так как исключение различия из тождества, включает его вновь, но уже в новом качестве различия от различия. Иначе и быть не может, поскольку противоречие снимается отрицанием, а отрицание в своей основе есть отличие, поэтому  отрицая отрицаемое, его вновь утверждают в другой форме, становясь этим отрицаемым и тем самым возобновляя противоречие, не повторяя его. То есть снятие сущностью противоречия в себе есть ее движение, приводящее к появлению противоречия на новой ступени. В частности, как отмечает Гегель, рефлектированное в себя тождество (различенное от различия) вступает в отношение разности, безразличного различия, к рефлектированному в себя различию. Разность есть синтез тождества и различия. Далее, путем соединения тождества и разности, возникает отношение противоположности, в рамках которого возникает противоречие между положительным и отрицательным  и  т.д.
Итак, в этом самополагании своей тождественности, сущность движется к самой себе через различенное от самой себя как положенное внешнее, - тем самым, сущность (свет) существует, отличая себя как субъект своих определений от себя как объекта этих определений. Сущность существует, одновременно полагая себя как самотождественное различие бытия и небытия, внутреннего и внешнего, положительного и отрицательного, основы и основанного.
Определение сущностью своей тождественности через саморазличение есть переход света из состояния в-себе-бытия в состояние для-себя-бытия, который непрерывно совершается. Это определение себя есть самовыявление, "обнаружение вовне" того, что было в свете лишь в себе как возможность (подобно тому, как разность и противоположность содержатся только потенциально в чистом тождестве, не рефлектированном в себя). Но в этом обнаружении вовне свет остается тождественным себе как субстанция, возвращается к себе. Это возвращение есть в тот же момент погружение в себя, "самоуглубление" субстанции света, ее развитие, постоянное самообновление. Вот почему самодвижение света есть самопорождение, возникновение себя из самого себя. Под самодвижением необходимо понимать движение диалектическое: диалектическое движение означает, что свет развивает сам себя.. Развитие света есть диалектический синтез абсолютного движения и абсолютного покоя, которые взаимно полагают себя: абсолютное движение света определяется как таковое только по отношению к абсолютному покою, то есть тождественной неизменности субстанции. Конечно, субстанция движется, но не внутри самой себя, а вовне, - в своих единичных проявлениях, свойствах и т.д.,  в себе самой она совершенно неизменна.
Развитие есть постоянная самоактуализация света, развертывание его возможностей вовне их самих, то есть в действительность: появление тьмы в процессе этого развертывания следует понимать именно в смысле постепенной самоактуализации существующей в свете возможности тьмы - его всеобщего  свойства отражаться. Последнее и есть то семя, из которого "вырастает" тьма. Таким образом, в природе света как субстанции заложена необходимость "превращения" отражения света как возможности в действительность тьмы: "субстанция .. относится к себе .. как к внутренней возможности и, следовательно, определяет себя к акцидентальности /../ она .. снимает рефлексию в самое себя или свою голую возможность, полагает себя в качестве своего отрицательного и таким образом порождает некую действительность, которая есть лишь положенная, однако .. вместе с тем и необходимая действительность" (Гегель).
Иными словами, свет полагает самотождественность как отрицательное единство с собой, то есть полагает снятие своей субстанциальности как отрицательный момент, - как свою акцидентальную действительность: свет выступает здесь как причина своей действительности, как причина превращения своих внутренних возможностей в их действительное существование в качестве акциденций, причем это превращение потенциального в актуальное суть необходимое превращение; субстанция необходимо осуществляет себя через свой отрицательный момент - акциденции. Но тьма - это  и  есть акциденция субстанции света: она является продуктом развития универсального свойства света, - отражения, при котором отражение из субстанциальной возможности тьмы превращается в свое иное, в свой отрицательный момент, - в действительность тьмы как свойства света. Поскольку тьма зависима в своем существовании от света как субстанции, то для выяснения ее онтологического смысла, тьму необходимо соотнести с бытием света. Здесь нужна соответствующая терминология. Поэтому мы считаем уместным употребление гегелевского термина "инобытие". Инобытие означает существование чего-либо как внешнего бытию, но зависимого от бытия как своей субстанции. Другими словами, инобытие объекта есть его отрицательный момент, в котором этот объект остается у себя. Гегель, характеризуя природу как инобытие идеи, говорит следующее: "идея, таким образом, существует как отрицание самой себя.. как внешняя себе.. природа не просто есть внешнее по отношению к этой идее, но характер внешности составляет то определение, в котором она существует как природа".
Стало быть, тьма является совершенно особой формой бытия света, в которой свет  имеет совсем иное бытие, чем в самом себе: в тьме свет предстает как иное самого себя. Т.е. тьма есть свет, отчуждающийся от себя вне самого себя, свет вне своей световидности. Иными словами, свет приобретает существование вне самого себя, существуя как противоположное себе, отрицание себя вне себя. С появлением тьмы свет есть уже не только являющий-себя-в-себе-самом, - теперь он является в превосхождении своей световидности, как свое собственное отрицание: в тьме свет являет себя-без-самого-себя, является как темнеющий свет, имеющая несветлое существование. Следовательно, тьма есть движение бытия света через свое сущностное отрицание к самому себе, иными словами, сознание есть онтическая "пульсация", "дыхание" света: движение света вовне самой себя, в свое отсутствие, которое одновременно означает порождение этого "вне", отсутствия, и затем движение обратно в себя.
 Поэтому, ежемгновенно порождая тьму, свет как бы сущностно исчезает в ней, так как он производит нечто, свободное от самого себя, лишенное световидности, при этом свет исчезает не в самом себе, что было бы абсурдно, но вне самого себя, в инобытии, одномоментно производя его. То есть свет исчезает, не исчезая, лишается себя, не убывая в полноте, исключает себя из себя самого, оставаясь включенным в себя. Тьма есть отрицание света, но отрицание всегда несет в себе элемент уничтожения, поэтому тьма, присущая свету означает его "уничтожение", трансцендентное ему самому, ведь тьме присущи прямо противоположные характеристики: "уничтожение", порождающее само это трансцендентное (тьму). Однако отрицание не тождественно абсолютному уничтожению, так как тьма "наследует" от света его определенность, отражая ее. Таким образом, мы можем сделать вывод: сущность тьмы состоит  в том, что тьма есть инобытие света, сохраняющее в себе присущую свету смысловую определенность. Таков фундаментальный онтологический смысл тьмы.

                Эпилог

В этом стиле можно писать томами.. Гегель, с присущим ему гением, так и делал.. Только вы, господа читатели, плюньте на все это.. Ибо в Книге книг сказано: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1, 5). И посему не может тьма порождаться божественным Светом, ибо Тот, в Ком нет тьмы – тьму не творит.. А возникает она только тогда, когда сотворенные Светом существа ту свободу, которую Свет им дал, начинают любить больше, чем Сам Свет – и тогда они отпадают от Него, и, тем самым, сами создают тьму.. Но Гегель как пантеист не верит в Личность, свободно творящую мир – он верит только в обезличенную субстанцию, «великое Оно», которое по необходимости порождает свое отрицание – как свет порождает тьму.. И тогда выходит, что тьма так же изначальна, как свет, и постоянно содержится в нем, и не может не следовать из него.. Но тогда и сатана, и зло тоже вечны, тоже необходимы, и будут существовать в том или ином смысле всегда.. Но христиане верят в Личность, которая творит только добро, и в Бога, Который спасает нас от зла на Кресте, в Свет, Который страдает за нас и сходит в ад, чтобы никогда мы не были с тьмой, и чтобы она исчезла на веки вечные.. Да будет Свет!