Ошибка. Сентиментальный рассказ

Майя Уздина
 
Ольга Александровна стояла перед зеркалом. Уже собравшись пойти по делам, пристально всматривалась в своё отражение. Ей нравилась женщина в зеркале. Высокая, худенькая, элегантно одетая  в модных туфельках на шпильке. Женщина была неопределённого возраста, лет пятидесяти, но моложавая, с красиво уложенными каштановыми волосами. Особенно хороша была её осанка, ещё бы, она ведь бывшая прима-балерина лучшего  театра Петербурга.

 Довольная, уверенная в себе, Ольга Александровна отправилась в путь. В подъезде проверила почтовый ящик, достала несколько писем и небольшую бандероль. Время позволяло присесть на бульваре и просмотреть письма.

Письма были явно деловые из театра, Союза писателей, очевидно, приглашения на театральные просмотры и в Дом литераторов. Бандероль была адресована мужу-Михаилу Александровичу Полуверову, известному литератору.  На месте обратного адреса стояла фамилия их общего знакомого  московского прозаика Сергея Ивановича Давыдова. Это был их семейный знакомый.

 Наезжая   время от времени в Москву,   они с мужем встречались с Сергеем Ивановичем и его женой Валентиной Леонардовной- молодящейся пышноволосой блондинкой, украшенной неимоверным количеством необыкновенных серебряных вещиц. Отношения между ними были не то что приятельскими, но сносными. Хотя Ольга Сергеевна чувствовала недоговорённость и напряжение. Но не придавала этому особого значения.

Ольга Александровна порвала почтовую бумагу, в которой обнаружила книгу мужа, недавно переизданную. Каково же было её удивление и растерянность , когда она прочла автограф мужа:

«Дорогая, любимая!  Встречи с тобой были  счастьем в моей жизни. Ты  освещала собой каждый мой день. Ты всё решила правильно. Нам надо расстаться. Наши близкие не должны страдать из-за нашего счастья. Целую тебя. До последней минуты любящий тебя.   Миша.

Потрясённая,  ничего не понимая,  листала Ольга книгу. Но это было ещё не всё. Внутри, между листами лежал конверт с письмом.
И письмо было без имени.

« Любимая, осветившая годы моей жизни. С твоим именем я открываю глаза утром и засыпаю ночью. С твоим именем я пишу каждую строчку. В первые мгновения нашей встречи, молния осветила наши жизни. Мы были предназначены друг для друга. Но ты сразу же решила, что ради нашего счастья, мы не можем нанести удар своим близким. А отказаться друг от друга мы не могли. Помню каждое мгновенье с тобой.

 Как стояли, прислонившись к дереву на Патриарших, и  казалось, что мы  одни в этом мире.

 Не желая, быть увиденными, находили тихие уголки. Помнишь,  поехали в Опалиху. Нам хотелось погулять по лесу. Ты захватила с собой нехитрый свёрток с едой, а у станции зашла в магазин за хлебом. На мгновенье меня охватил  страх, показалось, что я тебя потерял.  Как безумный бросился на поиски, метался вдоль пустой платформы, когда ты  вышла из магазина. Это было счастье - увидеть тебя рядом.

 Мы никогда не назвали друг друга по имени, боясь проговориться дома. Если я не мог приехать, ты писала письма, ты писала стихи.

На почте, расположенной в далёком от моего дома районе, я получал их, и, выйдя, начинал читать. Однажды зимой читал я полученное письмо. Шёл снег, буквы расплывались, будто ты плакала.
       «Нет у нас с тобою дома, нет окон, дверей,
        Ты меня в свои ладони спрячь и обогрей.»

Твои письма встречали меня повсюду, где я бывал. В Кабулетти   я получил  в подарок строки:
«Никогда не была в Кабулетти.
Кабулетти на нашей планете?
За тобою я вслед полечу,
Обогрею, озолочу.»

Как мы старались  изыскивать возможность встреч! Сколько  придумывали разных причины, чтоб увидеться. Мы гуляли по  дальним  дорожкам старых кладбищ, по незнакомым улицам.И рождались стихи:

 «Нам бъятья открывали
 Не корили, принимали
 Посторонние дома,
 Даже улица сама.»

Я помню как ты разбирала букет чайных роз, подаренных мною.Любовался твоими пальцами, обрывающими шипы. Ты уколола палец, показалась капелька крови. Я целовал, слизывал эту кровь ,желая быть еще ближе...

Ольга читала, задерживаясь подолгу на каждом слове- букет чайных роз,укол шипом, кровь на пальце безымянной женщины...
 
Остановилась, горько усмехнувшись в душе,прошептала: "Вот оно,
веретено."

... Когда я возвращался от тебя, звонил и говорил: «Я уже там» это значило, что я в Ленинграде.

  А ты писала,писала почти каждый день.И я знал, что каждое слово, написанное или сказанное   тобой, искренне.

И все же нас ждала эта разлука. Ты права - она неизбежна. Спасибо, любимая, что ты случилась в моей жизни. Прощай.
 
Перед Ольгой мелькали   картины прошедшего.

Она  выросла в семье, где сама атмосфера предполагала занятия искусством. Дед   был знаменитым скрипачом и драматическим актером, отец - танцовщиком, мать - актрисой. Она  была любимицей отца,угадывающего  в ней влечение к театру, природное дарование и надеявшевовся, что она поддержит славу его семьи на сцене. С 3-летнего возраста она любила танцевать, и отец, чтобы доставить ей удовольствие, возил её в театр, где давали оперу и балет.

Балет завораживал её. Умение языком тела выразить душевные эмоции-боль, радость, тоску, отчаяние поражало. Она всю дальнейшую жизнь  радовалась, что выбрала балет. Он доступен всем, он не имеет языкового барьера.И будущее подтвердило правильность её выбора. На гастролях она чувствовала, что зрители понимают и принимают её.

Интересные и тяжёлые годы в балетном училище, первый выход на сцену.
Свет огней, пронзающая музыка, шорох сетчатых пачек и постукивание пуантов по деревянному паркету - балет!

 Как же балет красив, неподражаем и велик! Затаив дыхание и устремив взгляд на бесконечно прекрасное зрелище, зрители поражается ловкости и пластике  отточено исполняющей свои "па" балерине.
«Балет – царство женщин»- говорил Петипа.          

Она и чувствовала себя царицей.

Ошеломляющий успех приносили ей  первые роли в «Золушке» Прокофьева, «Раймонде» Глазунова, «Дон Кихоте»  Минкуса.

Но  любимая роль  - партия  Авроры из «Спящей красавицы» Чайковского.

Простую сказку авторы балета превратили в мистерию о предназначении  и предопределённости, о смысле бытия.

Принцессе Авроре при рождении феи дарят подарки. Руководит всеми феями фея Сирени. Каждая  дарит свой подарок. Фея  Нежности,  Смелости, Щедрости, фея  Беззаботности желает, чтоб её миновали печали.
Все  приносят красавице  свои дары.

Танцуя эту партию, Ольга настолько погружалась в душевное состояние своей героини, что ей казалось, будто и вправду она обладает этими дарами. А всё происходившее с Авророй дальше- появление  озлобленной старой и безобразной Карабос, разгневанной тем,  что  её забыли пригласить на бал,  и предсказание злой волшебницы- смерть от укола веретеном, это уже была сказка не про неё, а  про другую  девушку.

Каждый её спектакль вызывал восторги многочисленных поклонников, цветы заполняли её гримёрку. И каждый раз был среди многочисленных букетов был  букет нежных чайных роз.
 
Авроре было шестнадцать лет, Ольге -двадцать три года. Она ждала любви, но сердце её было свободно.

Однажды  он решился заговорить с ней. Это был Миша.  Встреча определила её  дальнейшую судьбу, через несколько месяцев   состоялась свадьба. Мужа она любила, а он был влюблён , как мальчишка.

Долгие годы их совместной жизни, она ощущала его нежное отношение. Они вырастили двух детей.
Дети определились  в жизни. Но пошли  другими путями. И вот они вдвоём.

И вспоминает она, как он впервые рассказывал о себе.

 Приехав из Харькова, работал электриком . Умирал от голода в блокадном  Ленинграде  и выжил, может быть потому, что бок о бок с ним на радио, куда он попал в эти годы, работали такие люди, как Ольга Бергольц, Михаил Зощенко.

 Ольга слушала , а сердце её сжималось от жалости к этому милому , тонко чувствующему человеку. Позже она узнала, что на  собрании, громившем Зощенко и Ахматову, Миша один из немногих, встал на    их  защиту.

Миша  начал писать. Работал много.

Его книги  выходили,  преодолев множество рогаток. Но читатели любили  эти книги. Лишь несколько дней они были на прилавках книжных магазинов.  Книги переводились  на итальянский, испанский, немецкий, английский  и другие иностранные языки.

Он  работал,  а она всегда была рядом, была первой его читательницей.

Всю жизнь он чурался официальности, не имел должностей, званий, наград. Никогда не заседал в президиумах съездов и собраний.
Её мнение много значило для него, так же впрочем, как и его  мнение о её  работе. Он гордился ею и тогда, когда она блистала на сцене и тогда, когда перешла на преподавательскую работу.

Пользуясь случаем, он всегда дарил ей букет чайных роз, таких же, как тогда, в далёкие годы.

Перебирая в памяти эти мелькавшие картины, она не понимала, как она смогла не почувствовать,
 что кто-то другой появился в его  жизни.

Иногда они ездили по приглашению за границу.  Бывая в Москве, встречались со старыми друзьями, знакомыми. Сейчас она вспоминала одну из встреч   с Сергеем Ивановичем Давыдовым  и его супругой- Валентиной Леонардовной. Жены писателей- это особая секта. Ах, какую борьбу ведут некоторые из претенденток на  своё место под солнцем.Валентина Леонардовна была одна из них. Какая – то тень  догадки промелькнула. Не явно, но  для Ольги, так чутко  чувствующей, вспомнился  взгляд Сергея Ивановича, не очень удачливого писателя.

Ей показалось, во взгляде его,  провожавшем мужа, она почувствовала зависть. Это произошло во время их встречи в ресторане Дома  Литераторов. Сидели за столиком вчетвером. А рядом отмечал свой праздник известный писатель. Увидев Михаила, встал и уже подвыпивший, насильно зазывал его со всей компанией за свой столик. Мужу пришлось вести  почти  борьбу, отказываясь от приглашения. И всё. Пустяк. Но этот взгляд ей помнился.

Она воспроизвела несложную ситуацию с книгой. Очевидно, муж посылал подарки своим знакомым.
Заполнил почтовые конверты для бандеролей, а закладывая книги адресатам, перепутал два отправления. Сергею Ивановичу послал книгу, предназначенную ей, той женщине.

Дальнейший ход рассуждений ясен. Получив нежданно  книгу, открывшую тайну человека, Сергей Иванович  рассчитал, что, послав книгу на домашний адрес Михаила, он может как бы случайно нарушить покой в его семье. Но он не мог предугадать, как поведёт себя Ольга, если содержимое  пакета окажется у неё.

Теперь ей стало ясно, что надо делать. Порвав листок с автографом и письмо на мелкие клочки, она возвращалась домой.
«Девушка!»- раздался мужской голос, обернувшись, она увидела незнакомого мужчину. «Простите,
Мадам, Вы забыли книгу». « Это не моя книга»,- ответила Ольга, направляясь к дому.

Никогда, ни одним словом не дала она почувствовать мужу, что знает его тайну. Вела себя ровно, как обычно, но иногда вдруг недоумённо  на минуту  останавливалась. На  вопрос что с ней, отвечала уклончиво,  Мол, так, что-то нездоровится.

 И вправду, болезнь подступала к ней.