Два взгляда на ФЗ РФ О защите воды от нефти

Владимир Лагутов
В течение уже двух десятилетий ГД РФ никак не может оградить
природу и общество от алчности олигархов, укравших нашу нефть

КАК ЭТО ДЕЛАЮТ ОНИ ЗА ЗАПАДЕ ОТ НАС

Замечания к Разработке федерального закона
«О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения»

Предпосылки для разработки закона:
1.По всем морям Российской Федерации ежегодно перевозятся, и будут перевозиться на протяжении ближайших десятилетий десятки миллионов тонн нефти и нефтепродуктов;

2.Множество приморских стран мира (в том числе Россия) пострадало от аварий танкеров или нефтедобывающих платформ. При этом ущерб от этих аварий в первую очередь для рыбной отрасли оценивается миллиардами долларов. В России ущерб будет гораздо серьёзнее, так как моря более холодные и закрытые;

3.В большинстве стран ввозящих, или вывозящих нефть по морям имеются специальные законы, регулирующие такую деятельность. Пионером в данной области законотворчества можно считать федеральный закон США «Oil Pollution Act» (1990 г.);

4.По инициативе депутатов Государственной Думы РФ и экологических неправительственных организаций был разработан проект закона, в котором отражены следующие основные  обязательные положения:
- создание национального фонда охраны морской среды от нефтяного загрязнения;
- учёт особенностей предупреждения и ликвидации аварий в различных морях Российской Федерации, особенно в Арктической зоне;
- механизм участия гражданского общества в принятии решений по вопросам разработки нефтяных месторождений на шельфе и в территориальном море РФ и обеспечения экологической безопасности такой деятельности.

Правительство РФ пошло по пути внесения некоторых изменений в существующее законодательство без учёта мнения общественности и международного опыта (проект закона №572971-5).
Предлагается вернуться к варианту полноценного закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения», разработанного по заданию Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы ФС РФ.   
 
Виталий Константинович Горохов
Исполнительный директор РОО Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис»


И МЫ СПРОСИЛИ ТЕХ РЕБЯТ, А КАК ЖЕ РЫБА И ВОДА В НАШИХ РЕКАХ

К данному тексту закона, обоим его вариантам, и зависимо-коррупционному депутатскому, и от независимых экспертов, есть весьма существенные претензии:

1.Закон изначально не ставит целью решение заявленной проблемы, так как искусственно ограничивает ее только морем, в то время как  большая часть нефтяных загрязнений поступает через водные экосистемы со всего водосбора впадающих рек. По многолетним наблюдениям на основе официальных публикаций природоохранных органов содержание нефтепродкутов в  стоке рек в их устьях превышает ПДК в десятки и сотни раз. Это приводит к превышению нормативной фоновой величине ПДК по нефтезягрязнениям не только во внутренних (Азов, Каспий), но и во внешних морях РФ по всему периметру границ.

2.Закон не учитывает и деформации перераспределения водного стока внутренних водоемов, а следовательно и сопровождающих эксплуатационных и аварийных рисков нефтезагрязнений, от водного и трубопроводного транспорта нефти. К примеру, Цимлянское водохранилище при коррупционном приоритете его эксплуатации под интересы нефтетранспортных владельцев было опорожнено до недопустимой  величины в 42% от среднегодового запаса к 2012 году, что вызвало перебои с водоснабжением населения и опасности техногенных и экологических катастроф на Нижнем Дону.

3.Так как рыба является областью национальных интересов не только в море, но и в реках, где проводит ключевую часть жизни идя на нерест в верховья рек, то исключение этого обьекта из сферы защиты планируемым законом выхолащивает саму суть принимаемого закона: без рыбы как коренного населения моря оно не представляет никакого национального интереса.

Поэтому планируемый закон не может разделять единый водный комплекс река-море вместе с рыбой и биологическими ресурсами на части от нефтяного загрязнения от деятельности нефтепромышленников. Отсюда следует, что акцент должен быть сделан не на защиту водной среды как таковой, а на подавление источников возможных выбросов нефтяных загрязнений: скважины, хранилища, транспорт трубопроводный, танкеры, заводы по переработке, автомашины и энергетические системы.

Д.т.н., профессор Лагутов Владимир Викторович
Исполнительный директор ЭАНО “Зеленый Дон”


А КАК ДУМАЕТЕ, ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ В ПРИНЯТИИ ДАННОГО ЗАКОНА?
С трех раз любой человек, способный в реальному восприятию мира, ответит, что никакого такого закона ограничивающего алчность олигархов не будет принято, пока из Евразии не вывезут последнюю бочку нефти. Или как вариант, примут в нужной редакции, как только в ту нефтяную бочку не запечатают последнего олигарха.