Она стучит...

Николай Островский
Она стучит. Мне не нужно вставать и открывать дверь,она и так войдёт - через стену. Стук лишь сигнал прихода монстра.Больше ко мне некому прийти вообще-то... Я жду. И она появляется передо мною,грозная старуха-Вечность.Ей мало космоса в целом.Ей нужно ещё питаться атомами умов и сердец конкретных людей.Она молча требует свою дань и я безропотно отдаю ей часть себя,своей души.И чувствую пустоту.Я гляжу в её страшные глаза - две полуогненные бездны без зрачков.В них бурлят смерчи,а свет и тьма настолько едины,что теряет всякий смысл их обычное название.

"Что тебе надо,Вечность? Оставь меня! Дай мне пожить по человечески!"
"А ты человек?"
Я прислушиваюсь к себе и понимаю, что,по существу,я давно уже не человек. Нужно было долго жить с людьми,чтобы перестать быть человеком.
"Ты - Бог?"Нет,я не Бог. Я выражение слабости,а не мощи. Чем мощнее моё духовное,мои идеи и надежды,тем слабее они в недрах внешнего мира,тем менее осуществимы,тем более странны для мира и неуместны как и духовность,похожая на бесполезный призрак ирреального бытия.Те вселенные,что я творю в уме,чувстве,деле быстро разрушаются и вопросы бегут толпою дьяволят за каждым ответом.
"Ты раб?"
Нет,не раб.Мой внутренний мир,как бы не был он физически слаб,даёт мне свободу от всего внешнего, - на путях духа я могу летать даже падая. Свобода - моя грёза и моё достоинство,последнее,чем я дорожу.
"Так ты свободен?"
Нет,не свободен.Физически я лишён свободы,это точно. Но я несвободен и от себя.Мои привычки,принципы,убеждения,достоинства и недостатки... Порою мне кажется,что я состою при них,а не наоборот. Я из визирь и прислужник. Что там! Как часто я всего лишь марионетка жизни,толпы,обстоятельств. Свобода - мой идеал,но идеал оттого и идеал,что никогда не реализуется в реальности,по крайней мере до конца.
"Кто ты?" - Настойчиво допытывается Вечность,как будто это важно для неё!
"А кто ты? - Парирую я. - Существует ли Вечность?"
"Не существует!" - Убеждённо отвечает Вечность и смеётся своим беззубым клыкастым ртом.
И исчезает.
"Кто я? Кто я? Кто? Есть ли я вообще?!.

   ...
Тут в палату психиатрической больницы на Светлянской входит медсестра. "Тюлечкин!Больной!.. Пора принимать лекарства!.."