Фарисеи

Петр Елагин
                П е р в ы й  с о л д а т.  Какой шум! Что за дикие звери ревут там?
                В т о р о й  с о л д а т.  Иудеи. Они всегда так. Спорят о своей вере.
                П е р в ы й с о л д а т.  Почему они спорят о своей вере?
                В т о р о й  с о л д а т. Не  знаю. Они всегда так. Фарисеи   утверждают, например, что есть ангелы, а саддукеи говорят, что ангелов не существует.
                П е р в ы й с о л д а т.  Я нахожу, что смешно спорить о таких вещах.
                Оскар Уайлд. Саломея



Иисус предостерегал своих учеников: «Берегитесь закваски фарисейской». Что же такое эта закваска и что такое сами фарисеи?

«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе», - так сказано в Ветхом Завете о тяжелой судьбе евреев, которые томились в вавилонском плену и плача вспоминали родину.

Томились и плакали они недолго и скоро прекрасно там обосновались, устроили свои мастерские, винные лавочки, трактиры, публичные дома и даже первый в мире банк. Когда Кир взял Вавилон и на радостях отпустил евреев обратно в Палестину, немногие из них покинули "прекраснейший из городов" и вернулось в Иудею, просто незначительное количество. К этому времени древнееврейский этнос уже совершенно разложился. Евреи были в Ктезифоне и в Экбатанах, были они и в Ширазе и даже на западе, в Риме было много евреев.


Рассеянным между другими народами, малочисленным евреям угрожала опасность раствориться в них, исчезнуть вместе со своей верой. Тогда-то в еврействе родилось новое направление, основателем которого стал Ездра. Он решил - спасти народ может только строгое исполнение Моисеева закона. Исполнять закон чего бы то ни стоило и баста!

И все бы ничего, но закон Моисея, рассчитанный  на  изоляцию еврейского народа от древних, давно исчезнувших ханаанских народов, оказался недостаточным для изоляции его от новых народов – сначала персов, потом эллинов, с которыми ему приходилось сталкиваться.

В том, что касается персов это было жизненно важно, поскольку дуализм Зороастра по духовной сущности был гораздо ближе к монотеизму евреев  чем семитические культы Ваала и Астарты, и следовательно опасность слияния была больше.

И все же наиболее серьезной угрозой еврейской религии стало появление греков на Востоке. Тут дело было не в сходстве мировоззрения, а в просто феноменальной привлекательности жизнерадостного эллинизма.

К тому же с воцарением Маккавеев и вступлением еврейского народа на путь политической жизни открылась глубокая пропасть между жизнью и древним законом.

Многочисленные  и сложные правила ритуальной чистоты, давно уже потерявшие свое первоначальное гигиеническое значение, оказались крайне стеснительными. Они связывали еврея по руками и ногам, заставляя его быть вечно на страже, так как каждый шаг его, каждое его движение, угрожало ему каким-нибудь нарушением закона. Освобождение страны от власти язычников не прекращало сношений с ними, особенно в городах с преобладающим языческим населением.

С указанными законами связано было еще одно зло, прямо угрожающее целостности и единству еврейского народа; они могли быть соблюдаемы лишь высшим, более обеспеченным классом. У простого народа не хватало ни досуга, ни специальных знаний для их соблюдения.

Высшие классы стали чуждаться всех, кто принадлежал к низким сословиям, не ели вместе с ними, не входили в дома их.

Таким образом, законы, имевшие целью изоляцию евреев от язычников, стали изолировать одних евреев от других.

Эти противоречия между буквой древнего закона и жизнью послужили отправной точкой для образования трех древнееврейских сект – саддукеев, фарисеев и ессеев.

По сути дела произошел раскол еврейского народа на три части. Чем он мог быть вызван, кроме уже названных причин? Думаю, исследовать этот вопрос нужно в общем контексте этногенеза евреев. По Л.Н. Гумилеву  этногенез этот выглядит следующим образом:

Было несколько разных этносов с этнонимом евреи. Первый этнос был еще со времен Авраама, Исаака и Иакова. Они были шумеры, выходцы из Ура Халдейского и  представляли собой конец определенного этнического витка и исчезли вместе с гиксосами, слились с ними, когда вошли в Египет. Вслед за этим появился новый этнос, созданный Моисеем.

Как раз это время в Египте был пассионарный толчок и тогда же создалось Новое царство с знаменитыми царями Тутмосами, царицей Хатшепсут и Нефертити. Разумеется, этот толчок не мог не коснуться и семитов. После этот еврейский этнос продолжал существовать до вавилонского пленения.

И вот Храм разрушен, иудеи стали пленниками. На новом месте они забыли свой язык и стали говорить на арамейском. Все изменилось: быт, уклад жизни на ином природном ландшафте, стереотип поведения, мировоззрение, система ценностей. Это был уже другой народ, другие люди, другой этнос.

Большинство утратило всякую связь с  прежней Родиной и только немногие, самые пассионарные захотели вернуться  и среди этнических руин и пассионарного пепла возродить Иудею и восстановить Храм.

Стало быть, пассионарии возвращаются, и начинается славная эпоха Маккавеев - борьба за независимость, восстановление Храма, попытки во, что бы то ни стало отстоять национальное единство. Однако раскол народа на саддукеев, фарисеев и ессеев  – объективная реальность.

 Пассионарный перегрев почти всегда приводит к усложнению  структуры этноса. В Европе это приняло форму раскола европейских этносов на католиков и протестантов. Нечто подобное было в и Великороссии в XIV – XVII веках, когда выделились такие субэтнические образования как поморы, казаки и старообрядцы.

Итак, еврейский народ раскололся на три субэтноса – саддукеев, ессеев и фарисеев. Линию раскола определило отношение этих групп к требованиям строгого исполнения Моисеева закона.

Строго говоря, были еще и четвертые – сикарии (кинжальщики), или зилоты, то есть ревностные. Они имели очень большой вес, потому, что организовывались в террористические группы и убивали всех кого хотели. Убивать они умели прекрасно, секретами конспирации овладели в совершенстве, и потому на всех наводили ужас, однако  их было очень мало, и говорить о них как об субэтносе нельзя.

Саддукеи, к которым принадлежала  почти вся родовая и денежная аристократия, считали закон Моисеев неизменяемым и настаивали на исполнении его во всей его первобытной строгости. При этом сами они стригли бороды, ходили в хитонах, причесывались по эллинскому образцу, дома говорили по-гречески, имена детям давали тоже греческие, такие как Аристомах или Диомид, но никак не еврейские. Саддукеев  было не много, однако именно они оставались  самыми приближенными к власти.

Ессеи также считали закон неизменяемым, но так как условия жизни в стране перестали отвечать древнему закону, то они предпочитали удаляться от этой жизни в пустыню, где ничто не мешало им соблюдать закон с крайней щепетильностью. Они часто собирались в пещерах Палестинских гор, около Ливана и читали друг другу пророчества, ждали пришествия Спасителя. Христос пришел к ним, но "свои его не признали". Не только не признали, но и возненавидели.

Причина столь резкого неприятия, и ненависти была очевидной. Иудеи, почитавшие себя потомками Авраама, и к тому же «сыновьями божьими», подразумевая только своего этнического бога, и помыслить не могли, что кто-то позволяет себе знать что-то, чего они не знают. В ответ на это Иисус говорил им: «Если бы Бог был отец ваш, то вы любили бы меня, потому, что Я от Бога исшел и пришел, ибо Я не сам от себя пришел, но Он послал Меня… Ваш отец диавол, и вы  хотите исполнить похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины, когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн  8,  42-44)

Третью, самую многочисленную секту образовали фарисеи. Они занимались торговлей, носили длинные волосы, прекрасные ухоженные бороды, золотой обруч на голове, длинные одежды, изучали Тору и читали Библию. Во время правления Ирода уже насчитывалось более шести тысяч фарисеев. Они подобно саддукеям, признавали неизменяемость Моисеева закона. Признавать-то признавали, но давали ему такое толкование, при котором он не вступал в противоречие с условиями жизни. Фарисейское толкование зачастую было фиктивным.

Вот пример фарисейского толкования закона посредством введения фикции.
По Моисееву закону каждый 7-ой год называется субботним годом: поля и виноградники не обрабатываются, а то, что земля приносит самопроизвольно, считается общим достоянием, которым все могут пользоваться наравне с хозяином. Кроме того с наступлением субботнего года уничтожаются все долговые обязательства, что установлено было с целью предупредить порабощение неимущих за долги.

Фарисеи придумали хитрый ход, ( по крайней мере им так казалось) с помощью которого можно обойти закон.

Кредитор в конце 6-го года подавал в судебное место письменное заявление, в котором  он фиктивно передает следуемую ему сумму судебному месту, а так как по закону субботним годом уничтожаются  только долги частным лицам, но не долги общественным учреждениям, то кредитор получает возможность взыскать свои деньги  по окончанию субботнего года.

Такие же фикции были придуманы фарисеями в сфере религиозных обрядов, в соблюдении законов субботнего покоя и в особенности законов ритуальной чистоты.

Однако, законы ритуальной чистоты, исполнение которых было под силу лишь высшей аристократии, продолжали служить главной причиной презрительного отношения  высших классов к бедной приниженной массе.

По учению Христа «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст».

У фарисеев не хватило новаторской смелости открыто и прямо признать, отмененными устаревшие положения Моисеева закона.

Это было то, что Христос назвал «приставлением заплаты на ветхой одежде» или «вливанием молодого вина в мехи ветхие»

По этой же причине Христос обвинял фарисеев в лицемерии.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды».

Именно с книжниками и фарисеями спорил Иисус Христос в храме в Галилее, потому, что "иудеи искали убить Его" (Иоанн 7, 11.)

Не случайно, понятие «фарисейство» в христианстве и современном обществе употребляется как синоним лицемерия.