Мужчины и женщины в фильмах Райзмана

Евгений Михайлович Барыкин
    
     В картинах  Райзмана  никогда не снимались одни и те же
актеры. И это не последняя закономерность его киновселенной.
Например,  режиссёрский  язык  Райзмана  не  приемлет  слово
"кинозвезда". И действительно -  разве  может  соседствовать
подобный  /г/астрономический феномен с планетами Евгения
Урбанского и Валентины Караваевой?..  За ними космос - 
гибнущий, зарождающийся, одухотворенный, таящий мрак и свет
- всё то, что на земле прорастает Историей.
    Можно, замирая, восторгаться чечёткой Любови Орловой  и
её "эмэриканским" акцентом,  но соединял свою судьбу зритель
с такими, как Машенька, с девушкой не громкой, с нежным и
лучистым взглядом и - вечной верностью /ибо в народной
памяти актриса Караваева осталась фактически исполнительницей
единственной роли/.
     Если же затронуть такое сомнительное (до недавнего
времени) для отечественного кинематографа понятие  как 
"мужчина-звезда",  то  и  здесь герой Райзмана - Василий
Губанов - опережает персонажей Николая Крючкова, Бориса    
Андреева и противоположных им - Черкасова и Кадочникова.
     Достаточно сказать - "Урбанский" - и сразу многие 
брутальные  имена  уходят  в  тень,  а с ними давние и
недавние инопланетяне: Ален Делон, Бельмондо, Харрисон
Форд, Шон Коннери /и он!  и он!/. Василий Губанов - это
уже вспышка материи и духа, и редкое в российском
кинематографе тех  времён (да и  нынешних) проникновение 
 - не то чтобы в сердцевину идеологического фанатизма, но
 - постижение жертвенности и одновременно жизнестойкости
русского характера.
     Остальные мужчины в фильмах  Райзмана  не  взмывали 
до трагических высот судьбы Губанова. Они не представимы
ни в комедиях, ни в приключенческих лентах - да, конечно.
     Но это и не маски - "рабочего",  "красноармейца",
"учёного".  Мужчины райзмановских кинолент более, чем
узнаваемы, они - друзья-соседи: по дому, по работе,
по вагонному купе.
     Они любимы, они мужья, они - будничны.  И как раз 
будничность,  а точнее - сиюминутность происходящего
с ними и становится,  похоже,  главным для режиссера, 
который стремится сгладить  необходимый пафос своих
предвоенных и послевоенных кинолент - "Летчики"   
(1935), "Последняя ночь" (1936), "Поезд  идет на
восток" (1947)...
     Но тема - Мужчина и Женщина - претерпевает
в творчестве режиссёра печальную метаморфозу: надлом
обозначился в фильме "А если это  любовь?" (1961). 
Не  спасает  это  чувство  и "Странная женщина" (1977)
- орбиты героя и героини расходятся всё далее. Теперь
оба несут порознь свою боль, даже если и живут  под 
одной крышей.  Такое происходит в картине 1982 года
"Частная жизнь" - высокопоставленный чиновник
Абрикосов (его  играет  Михаил Ульянов) неожиданно
оказывается на пенсии, и - не чувствует вкуса жизни,
ибо давно запрограммирован лишь на бюрократическое
бытие.
     Фильм оказался симптоматичным (ура!  - уходит
номенклатура!), недаром его оценили коллеги - Главный
приз XVI Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1983). 
Но с  еще  большим  энтузиазмом  картину восприняли
за рубежом:  Специальная премия за художественный
профессионализм на МКФ в Венеции (1982) и - не столь 
частая для советского кино - номинация на премию
"Оскар" (1983).
     Замкнувший биографию  художника  фильм  "Время
желаний" (1984) - рассказ о женщине, которая, как теперь
стало понятно, была одной из первых в чреде "новых
русских". Фильм также не  прошел  незамеченным - за него
Юлий Райзман в 7-й раз стал лауреатом Госпремии (на сей
раз премии РСФСР  им. братьев Васильевых).
     В заключение отметим,  что наиболее постоянными
сотворцами  Райзмана были кинодраматурги Евгений Габрилович
и Анатолий Гребнев.
     А еще Юлий Яковлевич первым ввел в большой кинематограф
великих  композиторов ХХ века - Георгия Свиридова ("Поднятая
целина",  1939 г.) и Родиона Щедрина ("Коммунист").  Иногда,
правда, в  его фильме вообще не звучала музыка ("Твой совре-
менник",  1967),  или же облик героини, "как лёгкий звук иль
дуновенье", обвивала  мелодическая кантилена Александра
Глазунова. Угадайте - о каком фильме речь?  Всё о ней - 
всё о "Машеньке"...

                (Статья в каталоге кинофестиваля
                "Белые Столбы - 2003")