ШУТ, КОРОЛЬ ИЛИ ВОЛШЕБНИК?
Человек, впервые узнавший, что Эраст Гарин родился
в Рязани, пожалуй рассмеётся, не поверив сначала тому
обстоятельству (всё-таки Эраст Павлович, явно из других
сказочных краёв), но, подумав, скажет: "Так ведь и Мейерхольд
из Пензы." А влияние последнего на Гарина до конца дней
оставалось существенным. Конечно, повзрослев (это Гарин-то?),
Эраст Павлович со временем благосклонно отнёсся и к системе
Станиславского, и к поискам Вахтангова.
Кинематограф - игровой и анимационный - не мог
обойтись без него, кинозритель рвался на кинокомедии с его
участием. Гарин был одним из редких актёров, сыгравших
отрицательную роль /Тараканов в фильме "Музыкальная история"
(1941)/ и получивших за неё Сталинскую премию (подобной
чести удостоился и И.Ильинский, тоже, кстати,
"мейерхольдовец").
В режиссуру Гарина призвал Гоголь, "Женитьбу" которого
Эраст Павлович экранизировал в 1937 году. Однако фильм был
смят /это не опечатка, а интонация/ с экрана. Киночиновники
не могли потерпеть того, что в одном из ракурсов гоголевского
лика "проступал" профиль опального Мейерхольда... С той поры
роман художника с кинорежиссурой хоть и казался устойчивым
(через два-три года - новая картина), но оставался несколько
холодноватым. Куда счастливее был брак с Хесей Локшиной,
постоянным сопостановщиком картин Гарина. Одна из последних
их совместных работ - "Обыкновенное чудо" (1964 г.) - та самая
история, поведанная Евгением Шварцем, которая, как выяснилось,
вечна для отечественного кинематографа...
За Эрастом Павловичем было и остается счастливое
право "ребёнка и шута": сильным мира сего "...истину
с улыбкой говорить..."
Статья из каталога кинофестиваля
"Белые Столбы - 2002")