Эраст Гарин

Евгений Михайлович Барыкин
                ШУТ, КОРОЛЬ ИЛИ ВОЛШЕБНИК?

         Человек, впервые узнавший, что Эраст Гарин родился
в Рязани, пожалуй рассмеётся,  не поверив сначала  тому 
обстоятельству (всё-таки Эраст Павлович, явно из других
сказочных краёв), но, подумав, скажет: "Так ведь и Мейерхольд
из Пензы." А влияние последнего на Гарина до конца дней
оставалось существенным.  Конечно,  повзрослев (это  Гарин-то?), 
Эраст Павлович со временем благосклонно отнёсся и к системе
Станиславского, и к поискам Вахтангова.
         Кинематограф - игровой и анимационный - не мог 
обойтись без него, кинозритель рвался на кинокомедии с его
участием. Гарин был одним из редких актёров, сыгравших 
отрицательную роль /Тараканов в фильме "Музыкальная история"
(1941)/ и получивших за неё Сталинскую премию (подобной
чести удостоился и И.Ильинский, тоже, кстати,
"мейерхольдовец").
         В режиссуру Гарина призвал Гоголь, "Женитьбу" которого
Эраст Павлович экранизировал в 1937 году. Однако фильм был
смят /это не опечатка,  а интонация/ с экрана. Киночиновники
не могли потерпеть того, что в одном из ракурсов гоголевского
лика "проступал" профиль опального Мейерхольда...  С той поры
роман художника с кинорежиссурой хоть и казался устойчивым
(через два-три года - новая картина), но оставался несколько
холодноватым. Куда счастливее был брак с Хесей Локшиной,
постоянным сопостановщиком картин Гарина. Одна из последних
их совместных работ - "Обыкновенное чудо" (1964 г.) - та самая
история, поведанная Евгением Шварцем, которая, как выяснилось,
вечна для отечественного кинематографа...
         За Эрастом Павловичем было и остается  счастливое 
право "ребёнка и шута": сильным мира сего "...истину
с улыбкой говорить..."

                Статья из каталога кинофестиваля
                "Белые Столбы - 2002")