Леонид Трауберг, или один из ФЭКСсов

Евгений Михайлович Барыкин
               
          Один из старших братьев Траубергов, оставивших заметный
     след в отечественном кинематографе,  - Леонид, чье 100-летие
     пришлось на нынешний январь.
          Однако, если  говорить  об истинном кинематографическом
     братстве,  то это сразу соотносимо с тандемом - "Козинцев  и
     Трауберг". Начав свой путь в искусстве совместно с первым, а
     также с С.Юткевичем и Г.Крыжицким,  Леонид Трауберг оказыва-
     ется одним из создателей "ФЭКСов" в Ленинграде.  Актерские и
     режиссерские опыты этого периода стали классикой  и  до  сих
     тревожат воображение неофитов кинематографа.
          Творческое содружество  в  кино  с Григорием Козинцевым
     заявило о себе "Похождениями  Октябрины"  (1924  г.),  стало
     тенденцией в  "Мишках против Юденича" (1925) и "Чертовом ко-
     лесе" (1926).  "Шинель" по Гоголю,  созданная в том же году,
     влечет за собой устойчивую ассоциацию,  что все мы вышли  из
     "этой "Шинели",  но,  как ни лестно было бы подобное сравне-
     ние,  приходится его сузить до пределов Ленфильма  и  связки
     "Трауберг и Козинцев".  Два мастера, блистательно владея ки-
     ноформой (особенно это явственно смотрится в  нынешнее  вре-
     мя), дали отечественному кинематографу настоящие киношедевры
     - "С.В.Д." (1927),  "Новый Вавилон" (1929), "Одна" (1931). а
     за  трилогию "Юность Максима" (1934),  "Возвращение Максима"
     (1937) и "Выборгскую сторону" (1938) создатели  этих  картин
     удостоены Сталинской премии 1941 года.
          Работа художников порознь не дала  возможности  Леониду
     Траубергу подняться  до  высот  упомянутых  шедевров.  Но он
     всегда оставался  "истым киношником" и в предлагаемой на се-
     годняшнем кинофестивале ленте "Шли солдаты" (1958), проница-
     тельный зритель,  возможно, разглядит на одном из персонажей
     ту самую "Шинель"...

                (Статья из каталога кинофестиваля
                "Белые Столбы - 2002")