Леонид Трауберг, или один из ФЭКСсов
Один из старших братьев Траубергов, оставивших заметный
след в отечественном кинематографе, - Леонид, чье 100-летие
пришлось на нынешний январь.
Однако, если говорить об истинном кинематографическом
братстве, то это сразу соотносимо с тандемом - "Козинцев и
Трауберг". Начав свой путь в искусстве совместно с первым, а
также с С.Юткевичем и Г.Крыжицким, Леонид Трауберг оказыва-
ется одним из создателей "ФЭКСов" в Ленинграде. Актерские и
режиссерские опыты этого периода стали классикой и до сих
тревожат воображение неофитов кинематографа.
Творческое содружество в кино с Григорием Козинцевым
заявило о себе "Похождениями Октябрины" (1924 г.), стало
тенденцией в "Мишках против Юденича" (1925) и "Чертовом ко-
лесе" (1926). "Шинель" по Гоголю, созданная в том же году,
влечет за собой устойчивую ассоциацию, что все мы вышли из
"этой "Шинели", но, как ни лестно было бы подобное сравне-
ние, приходится его сузить до пределов Ленфильма и связки
"Трауберг и Козинцев". Два мастера, блистательно владея ки-
ноформой (особенно это явственно смотрится в нынешнее вре-
мя), дали отечественному кинематографу настоящие киношедевры
- "С.В.Д." (1927), "Новый Вавилон" (1929), "Одна" (1931). а
за трилогию "Юность Максима" (1934), "Возвращение Максима"
(1937) и "Выборгскую сторону" (1938) создатели этих картин
удостоены Сталинской премии 1941 года.
Работа художников порознь не дала возможности Леониду
Траубергу подняться до высот упомянутых шедевров. Но он
всегда оставался "истым киношником" и в предлагаемой на се-
годняшнем кинофестивале ленте "Шли солдаты" (1958), проница-
тельный зритель, возможно, разглядит на одном из персонажей
ту самую "Шинель"...
(Статья из каталога кинофестиваля
"Белые Столбы - 2002")