129. ВИ. Агошков. Стан. Колодезь. Покровский храм2

Василий Иванович Агошков
129. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.

Покровский храм

часть 2

И далее – продолжение.
При сей церкви имеется церковная летопись, заведённая с 1870 года при местном благочинном Петре Горохове. Из этой летописи видно, что село Становой Колодезь было хутором, а церковь в село переведена из села Дурневка Мценского уезда, в коем была освящена во имя апостола и евангелиста Иоанна Бо-гослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Это ут-верждают, по сообщениям летописи, старики, перевозившие сей храм из села Дурневки в свой хутор Становой Колодезь.

Храм этот, говорится в летописи, был деревянный, куплен с разрешения Смарагда за дешёвую цену у помещика Карпова, тысячу рублей ассигнациями, со всею утварью, кроме богослу-жебных книг. Карпов выстроил в Дурневке каменный храм.

Храм сей переименован и освящён по имя Покрова Пре-святой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь являлся приходом церкви села Большая Куликовка. Прихожане не поже-лали оставить праздника, справлявшегося их предками. В с. Становой Колодезь храм построен в 1849г с благословения Смарагда. До 1859г храм не был обстроен.

Потом на место священника Тихомирова перешёл из села С(т)ретенского свя-щенник Евсей Косьминский. В 1863г храм был распространён в боковые стороны на 10 аршин, на что употреблено 480 руб., со-бранных с прихожан строителем Максимом Александровичем и церковым старостою Фомой Григорьевичем Тиняковыми? В 1864г поставлен новый иконостас, стены оштукатурены, на что истрачено 315 руб. церковных и 635 руб 82 коп., доброхотно данных прихожанами. Оставлены 4 древние иконы из старого иконостаса. В 1865г церковь расписана иконами и священны-ми картинами. В 1866г куплена плащаница, а в 1867г для пла-щаницы сделана гробница.

Два подсвечника стоят перед иконами – Воскресение Гос-поднее и Балыкинской Божьей Матери, пожертвованы строите-лем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1879г куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов, на что жителями Станово-го Колодезя пожертвовано 450 руб: получены за песок, взятый с их земли, для железной дороги.
И сделан сбор с прихода на 610 руб.

В Становом Колодезе бывает крестный ход в день Вознесения Господня. Время его возникновения неизвестно, но о благочестивом обычае предков здесь помнят. Кладбище открыто в 1849г вне селения. Причта было положено 3: священник, дьячок и пономарь. Училище при церкви открыто в 1861г священником Евсеем Косьминским.

Приход получил своё название по древнему урочищу – Становой Колодезь, в котором было удобно поить пригоняемый из Малороссии скот и останавливаться при нём, когда оный не был ещё загорожен поселением, так как находится при большой Курской дороге. Прихожане племени чисто русского.

Настоящее местожительство занимают не более 150 лет. До 1859г приход состоял из одного села Станового Колодезя, а в означенный год из Сретенского прихода сюда были причислены хутора: Лупленых и Герасимовских, Пятницкого общества Лав-ровской волости. Прихожане все – государственные крестьяне.

Достопамятное лицо – Тихон Лаврентиевич Тиняков убедил всех прихожан Станового Колодезя к покупке и построению храма. В помощь ему избраны два строителя из гос. крестьян: Василий Косьмин Верижников и Александр Васильевич Нево-ров. Неворов вскоре заболел и скончался, а Тиняков и Вериж-ников показали усердие при построении храма на месте: двое своими руками, без мастеров, обложили каменный фундамент под стены и подготовили его полностью для деревянной церкви. По освящению храма Верижников избран был церковным ста-ростою и проходил сию должность с великим усердием, за что получил Похвальный лист.

Жители Станового Колодезя выстроили храм без посто-ронней помощи, не испрашивали даже и книги для возведения церкви. Священник Евсей Трофимович Косьминский – с 1859г, диакон – Илья Феодорович Бунин, с 1863г., обучался в Ливен-ском училище. Причётник – Василий Харал? Строков (или Стра-хов?-В.А.), с 1859г. Церковный староста – Фома Григорьевич Тиняков, гос. крестьянин, с 1863г.

Раскольников нет.
К церковному богослужению, говению, исповеди и при-частию святых тайн, слушанию бесед и поучений прихожане не имеют полного усердия. А к поминовению усопших имеют усер-дие полное и совершенное. Расположение к христианской об-щительности и взаимному вспоможению в прихожанах недоста-точное и неполное, потому что умственно и нравственно их раз-витие до сего времени было грубо по их безграмотности. (?)

Да и грамотность не оказывает до сих пор среди них за-метных, а тем более выдающихся успехов, так как расположе-ние к ней у них недостаточное. К тому же они имеют предубеж-дение против нея, грамотности. «Старики грамоте не учились, а хлеба имели много и жили лучше, нежели в настоящее время!»

Из исповедавшихся и причастившихся в 1870г значатся 1199 лиц. Непричастившихся по упущению и нерадению – 30. В 1871г соответственно 1167 и 118. В 1872г – 1236 и 63 челове-ка, в 1873г – исповедались и причастились – все, кроме мало-летних и находящихся в отлучке. В 1872г было северное сияние, видимое в пределах прихода.
 см 3