Племена Калифорнии. Шаста

Игнат Костян
Шаста, Shasta, Chasta – племя индейцев, проживавшее ранее на севере штата Калифорния и на юге Орегона. Говорили на языке, принадлежавшем к шастанской семье.
Исторически шаста проживали в Долине Шаста, ныне округ Сискию в Калифорнии. Их история насчитывает около 7 тыс. лет.
В племя шаста подразделялось на три племенные группы – Кономиху, шаста из Нью-Ривер и Окванучу, говорившие на четырех  диалектах шастанской языковой семьи. Доколонизационный период жизни племени характеризовать весьма сложно, так как сохранилось мало свидетельств об их прошлом. Шаста – один из тех народов, которые за короткий период подверглись довольно-таки интенсивной ассимиляции европейскими завоевателями. Их культура и обычаи на протяжении ста лет со времен колонизации были утрачены.
         Тем не менее можно констатировать, что шаста – оседлое племя, проживавшее небольшими деревнями под предводительством семейного лидера в дощатых вигвамах прямоугольной формы, аналогичных тем, которые были характерны для народов Центральной и Западной Калифорнии. Централизованное племенное руководство отсутствовало. Разделение труда в племени слабо выражено. Мужчины, как и женщины, могли не только охотится, но заниматься и собирательством, что обеспечивало повышенную выживаемость племени во времена отсутствия дичи или неурожаев продуктов собирательства.
В качестве менового средства использовали ожерелья из природного стекла. Племенные споры регулировались старейшинами племенной группы посредством выплат пострадавшей стороне теми же стеклянными ожерельями.
Рацион питания шаста составляла пища растительного происхождения, а также продукты рыбной ловли и охоты. Шаста вылавливали, а затем консервировали лосося. Кроме этого, изготавливали рыболовецкие сети и из волокон растений. Строили широкие каноэ, которые имели неуклюжий вид. На охоте, кроме луков и копий, шаста использовали свои навыки искусной установки различного рода ловушек и силков. Предметы обихода были грубыми и вырезались из дерева. Корзиноплетение у них было менее развито, но зато шаста искусно плели из стеблей растений головные уборы, в частности женские, украшенные орнаментом из игл дикобраза и стеклянными бусами. Религиозные представления и обряды шаста в некоторой степени имеют схожесть с аналогичными, характерными для народов западного побережья Калифорнии, и ее восточных территорий. Мифология шаста не так богата, как например, у народа майду.
В начале ХIХ века шаста впервые столкнулись с англоамериканцами в лице торговцев пушниной, которые постепенно вытесняли индейцев с их территории. Первый контакт зафиксирован зимой 1826–27 г. в отчете экспедиции Компании Гудзонового залива, представленном ее руководителем Питером Огденом.
Процесс исчезновения культуры и народа шаста ускорился в 60-х годах ХIХ века, с момента образования торгового и «золотого» путей из Орегона в Калифорнию. Золотоискатели, переселенцы и торговцы пушниной изгнали шаста в малопригодную для жизни горную цепь, заразив их неизлечимыми болезнями.
Племя шаста до сих пор не признано на федеральном уровне как самостоятельное племя. Шаста в штате Орегон входят в состав Конфедерации племён Гранд-Ронд. Многие бывшие члены племени шаста вошли в состав племён карок и альтурас. По данной причине численность шаста с трудом поддаётся оценке (по подсчётам, она составляет несколько тысяч человек). Язык шаста считается вымершим. Последний носитель языка шаста зарегистрирован согласно переписи в 1994 году.
Достопримечательностью, связанной с народом шаста, является гора Шаста недалеко от границы Калифорнии со штатом Орегон. Одна из самых высоких вершин Калифорнии (4317 м) покрыта снегом даже в разгар лета.
Индейцы верили, что гора – источник великой силы, дарующей мудрость и исцеление от болезней. Они поднимались на гору, чтобы очистить душу и соприкоснуться с таинственным миром духов.
Индейские предания донесли до нас истории о странных явлениях – например, о невероятно высоких людях-гигантах, которые время от времени спускались с заснеженных склонов. Именно в районе горы Шаста, со слов очевидцев-индейцев, несколько раз видели людей, не похожих на нас, выходящих из-под земли. Согласно эпическим свидетельствам индейцев шаста, в подземный мир можно попасть и через различные пещеры, расположенные неподалеку от священных вулканов. Вот туда, по мнению многих авторов эзотерических теорий, и отправился народ шаста, поддерживающий связь с таинственной протоцивилизацией, некогда населявшей эти горы.