Еврейская доля

Борис Резун
Мы русские, должны жить дружно

  Люди сторонятся друг друга по глупости, как сказал один из персонажей в спектакле Александра Зыкова «Поминальная молитва», и действительно, порой люди выдумывают несуществующие барьеры, и всё ради того, чтобы как можно меньше общаться друг с другом. И порой неважно, что встанет между ними, в виде чего будет это препятствие: в виде расстояния, в виде культуры, традиций, привычек, быта, в конце концов Бога, правда, Бог всё равно один, и он не знает разделения на хохлов, русских, евреев, это мы придумали, чтобы легче было жить. Но в самый тяжёлый час, как заведено, все границы вдруг стираются, все препятствия испаряются в воздухе, сердце побеждает ум, и тогда мы не видим друг в друге иудеев или православных христиан, евреев или русских, мы видим друг в друге просто людей.

  Небольшая деревня, евреи и русские, все вместе, но каждый живёт по-своему. Каждый день одни и те же проблемы, одни и те же заботы. Это не деревня, это отдельный мир, даже мирок, где время, как будто остановилось. Её жители не знают Конституции, зато знают Священное Писание. Девушки отдельно от юношей, у одних раввин, у других поп, а урядник всего один. Так и живут, не зная войн, революций, мятежей, да что там, они даже не знают, что в Киеве творится.

  Тевье – отец большого семейства: жена, пять дочерей, три старших, две младших. Семья вечно суетится, сегодня нужно съездить в другой конец деревни, завтра не забыть помолиться, послезавтра подготовиться к субботе, встретить гостей, повоспитывать дочерей, ещё с местным урядником поболтать, пока тот не совсем пьяный. Жизнь кипит, в доме Тевье постоянно что-то происходит, постоянно кто-то заходит, кто-то выходит, прям не дом а проходной двор, сам он работает за четверых, и ещё за лошадь. Но всё резко меняется, когда приходит время отдавать дочерей замуж. Сначала вроде бы и ничего, даже богатый жених тут как тут, но Тевье не до него, голова полна и без женитьбы. Через силу разобравшись с бытовыми хитросплетениями в собственном сознании, отец-иудей уже и не против отдать дочь за старика-еврея, или немца, собственно не в этом суть. А суть в следующем: неожиданно находится другой жених, молодой, влюблённый, но, к сожалению бедный. Вот так незадача для пожилого отца! И виновата в этом вовсе не покойная бабушка, а давно устаревшие традиции и лично Тевье, всячески потакающий данным традициям.

  Пока дочь ревёт в сарае, а её папа расхаживает в пьяном бреду по дому, мы ловим себя на мысли, что первый звоночек уже просигналил: что-то в этой семье пошло не так. А дальше только хуже, новоиспечённый учитель французского оказывается промозглым большевиком, и как это было с некоторыми революционерами того времени, попадает под суд, а дальше совсем нелицеприятная перспектива: Сибирь, рудники, кандалы, каторга и сорокаградусный мороз. Шанс встретить нормального человека среди уголовщины и власти неугодных практически равен нулю, про еврейского священника я вообще молчу. А пока вторая дочь рвёт и мечет, в надежде уехать с любимым в тайгу, третья уже подыскала себе суженого, им оказался Фёдор, парень в принципе хороший, только русский, да ещё и православный христианин, двойная беда.

  Бог один, а дороги к нему разные, произносит Тевье, на что получает усмешку со стороны батюшки, да нет голубчик, дорога одна, просто нужно её найти, а не бродить по дебрям с Лукавым. Все несчастья, которые сваливаются на голову главного героя, подаются нам как спонтанные, хотя если быть более внимательными, можно увидеть, что все несчастья являются результатом тех или иных действий главы семейства. Где-то упустил, где-то просмотрел, а где-то вообще, сам сделал выбор и далеко не самый верный. Да, могу согласиться, выселить евреев решили губернии, а точнее чиновники, получившие приказ свыше от больного на всю голову царя. Здесь Тевье действительно ни при чём, здесь никто ни при чём, но они могли остаться в своих домах, на своих землях, где жили их отцы, деды и прадеды. Армия!? Армия в лице еле держащегося на ногах, единственного в деревне урядника, вот оказывается, кто олицетворяет всю мощь Священной Российской Империи, какой-то пьяный урядник?

  И может всё к лучшему. Нет смысла заниматься селекцией, в Анатевке все русские. И наплевать какого ты происхождения, какой ты веры, сам Тевье про себя говорит, что он русский человек, и этого достаточно. А почему я говорю, что всё к лучшему, потому что многие евреи, выбравшись впоследствии за пределы России, не увидят Гражданскую войну, не увидят, как брат будет резать брата, сестра сестру, отец сына, а сын отца, они не увидят, как будет изнутри разлагаться, некогда величайшее государство на планете Земля, они не увидят, как отправятся на тот свет сотни тысяч не евреев. Наверное, хорошо, что их проклятие – никогда не знать своей Родины, ведь русские свою прекрасно знают, но они хлебнули на ней столько горя, что евреям даже и не снилось.