Племена Калифорнии. Помо

Игнат Костян
Помо, Pomo – индейский народ на северо-западе Центральной Калифорнии. Самоназвание kashaya (кашая) – «быстрый», «проворный». Название «помо» происходит от «pomo-poma» – «те, кто живет у дыры с красной землёй», название деревни у северных помо, вероятно, по разработкам ископаемых.
Делятся на 7 групп: южные помо, юго-западные помо, центральные помо, северные помо, северо-восточные помо, восточные помо, юго-восточные помо.
Традиционная культура типична для индейцев Калифорнии: собирательство, охота и рыболовство.
Предположительно, в древности помо проживали в районе озера Клир-Лейк, откуда западная группа помо (предки кашая, южных, центральных и северных помо) мигрировала в бассейн реки Русской и к Тихому океану.
До контактов с европейцами численность помо составляла от 8–21 тыс. человек. Помо населяли пояс густых лесов секвойи на тихоокеанском побережье от мыса Дункан (к югу от устья реки Русской) до района современного города Форт-Брагг, бассейн реки Русской и на востоке (район озера Клир-Лейк). Северо-восточные помо обитали на изолированной компактной территории в верховьях реки Стоуни. Несмотря на этнолингвистические различия, все помо сознавали свою культурную общность.
В.М.Головин, побывав в этих местах, вспоминал о них: «Индейцы эти вообще смирны, миролюбивы и незлобны. На свободе живущие, кроме повязки по поясу, никакой одежды не употребляют, зимою только в холодное время накидывают на себя кожу какого-нибудь животного: оленью, волчью и проч. Наряд же их состоит в головном уборе, из перьев сделанном, и в повязках из травы и цветов. Копья и стрелы составляют их оружие. О возделывании земли для своего пропитания они не заботятся, пользуясь добровольными дарами природы; притом в выборе пищи они весьма неразборчивы: едят без малейшего отвращения мясо всех животных, какие только им попадутся, всех родов раковины и рыбу, даже самых гадов, кроме ядовитых змей. Из растений главную их пищу составляют дубовые желуди, кои они и на зиму запасают, и зерна дикой ржи, которая здесь растет в большом изобилии. Для сбора зерен сих употребляют они весьма легкий, впрочем, странный способ: они зажигают всё поле; трава и колосья, будучи весьма сухи, скоро сгорят, зерен же огонь истребить не успеет, а только опалит. После индейцы сбирают оные и едят без всякого  приготовления. Растение сие по большой части индейцы сжигают ночью, а потому, подходя к здешним берегам, всегда можно знать, где расположились их станы. Из животных, кроме рыбы и раковин, чаще всего добывают они диких оленей, ибо способ их убивать весьма легок и прост. Индеец привязывает к своей голове голову оленя и покрывается оленьею кожею; в таком одеянии подкрадывается он к стаду сих животных, которым в движениях и прыжках народ сей весьма искусно умеет подражать. Будучи же в стаде, ему нетрудно стрелами убить столько оленей, сколько хочет».
Прибрежные помо (кашая, часть северных и центральных помо) добывали соль из морской воды. Северо-восточные помо – минеральную соль (кристаллы на поверхности почвы). Разрабатывали месторождения обсидиана, красной глины и магнезита (район озера Клир-Лейк). Прибрежные помо жили в односемейных конических постройках из коры секвойи постоянными селениями, вдали от побережья. У океана разбивали сезонные лагеря, делали плоты из выброшенных бревен. Южные, восточные, юго-восточные, часть центральных и северных помо проживали в многосемейных жилищах, крытых хворостом, травой или тростником. У каждой семьи был свой очаг и отдельный вход. Юго-восточные помо, расселявшиеся у рек и на островах  озера Клир-Лейк, делали лодки из связок тростника.  В качестве жилища строили круглые полуземлянки, мужские дома-парильни и дома собраний. До начала колонизационного периода одежду помо изготавливали из коры, тростника и шкур. Как и у всех калифорнийских племен, у помо было высоко развито плетение корзин, украшенных перьями.
Социальная организации помо представляла собой билинейные большесемейные или состоящие из малых семей локально-родственные группы во главе с вождём, который имел вождей помощников. Преобладал билокальный брак.
Основная потестарная единица – трайблет. Помо делились на 34 трайблета во главе с советами из вождей родственных групп, входивших в трайблет. Один из них был, как правило, главным вождём – выборным или наследственным, от дяди к племяннику по женской линии. Существовали также церемониальные вожди – вожди-женщины, которые наряду с мужчинами-вождями, их сёстрами или дочерями, готовили пищу для церемоний. Некоторые трайблеты объединялись в конфедерации во главе с выборными военными вождями.
В трайблетах существовала стратификация (индивидуальная и семейная собственность на отдельные деревья (дубы и др.), места собирательства и рыбной ловли. – Авт.) по родству, богатству, заслугам. В  качестве менового эквивалента в межплеменной торговле выступали цилиндры из магнезита и связки раковинных дисков.
При относительно высокой плотности населения у помо практиковалось ограничение рождаемости (инфантицид, аборты и др.).
Мировоззрение помо было представлено традиционными культами, в частности ритуальным шаманизмом, поклонением силам природы и культом куксу. Для помо характерна церемония первых плодов. Существовали ритуальные мужские союзы, в том числе тайные, связанные с культом куксу.
Постоянные контакты с европейцами (испанцами, русскими) у южных групп помо зафиксированы с 1810 года. Южные и юго-восточные помо в период испанского правления содержались в католических миссиях. С образованием Мексиканской Республики бандиты и дельцы продавали индейцев помо в качестве рабов на мексиканские ранчо. На территории помо-кашая с 1812 по 1841 гг. располагалось русское селение Форт-Росс.
«Крепость сия основана в 1812 году с добровольного  согласия природных жителей, которые здесь суть индейцы того же рода, что и в Калифорнии, но непримиримые враги испанцев, которых без всякой пощады умерщвляют они, где только встретят и смогут. А притом старшина независимых индейцев, при здешнем заливе живущих, приезжал ко мне с переводчиком, объяснил весьма важные дела касательно несправедливого  притязания испанцев на сию страну и просил меня, чтоб русские приняли их в свое покровительство и поселились между ими», – писал В.Головин.
Жители Росса (эскимосы, креолы, русские) контактировали с кашая, южными и центральными помо, вступали в брак с индеанками, которые в своем большинстве принимали православие. «Русские промышленники по одному и по два ходят стрелять в леса диких коз, часто ночуют у индейцев и возвращаются, не получив от них ни вреда, ни обиды. Напротив того, испанцы в малом числе и без оружия показаться между ими не смеют, иначе все будут убиты. Индейцы сии охотно отдают дочерей своих в замужество за русских…».
На сегодняшний день в языке кашая около 30 заимствованных из русского языка слов.
Численность помо сократилась в XIX веке из-за болезней. Приток белых мигрантов в 1830–40-х гг. привёл к вытеснению помо с их земель.
К концу XIX века помо проживали в небольших поселениях-ранчериях на землях белых и использовались в качестве дешевой сезонной рабочей силы, сохраняя традиционные занятия в зимнее время. Многие ранчерии получили статус резерваций и помо стали собственниками земли, но к концу 1960-х годов значительная часть ранчерий была ликвидирована, а земли разделены между членами племени.
Помо говорили на 7 языках (названия которых соответствуют названиям племенных групп) группы помо макросемьи хока. Языки северо-восточных и северных помо исчезли, на языке кашая говорят около 60 человек, на остальных по 2-5 человек. Распространён английский язык.
Большинство современных помо проживает дисперсно. Одна часть кашая – в районе городов Санта-Роса и Себастопол. Другая, в ранчериях, численностью около 200–300 человек – в резервации Стюарт-Пойнт. Третья часть кашая, около 80 человек, к северу от Форт-Росса. Центральные помо проживают в резервации Манчестер – Пойнт-Арена (около 85 человек). Северные помо в районе города Юкайа и верхнем течении реки Русской. Южные – в среднем течении реки Русской. Восточные и юго-восточные помо в районе озера Клир-Лейк (в том числе в резервации Салфэ-Бэнк, около 45 человек).
Кашая из всех помо по-прежнему хранят элементы традиционной культуры. Помо в значительной мере ассимилированы, частично метисированы или смешаны с другими индейскими народами.
Для ряда современных общин помо характерен фракционализм. На территории функционируемых ранчерий помо проживают большими семьями. Из занятий традиционно профилируют охоту и собирательство. Наряду с христианским мировоззрением преобладает шаманизм и традиционное отправление культов, присущих аборигенной культуре.
Кроме традиционных занятий, помо задействованы в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, в социальной инфраструктуре. Многие помо живут на пособие. 
Общая численность в 1990 году – 4900 человек. Общая численность на сегодняшний день около 2 тыс. человек,  включая метисов.