Племена Калифорнии. Моно

Игнат Костян
Моно – племя индейцев, традиционно проживающее на юге горного массива Сьерра-Невада к югу от современного города Бриджпорт в штате Калифорния и на прилегающих землях Большого Бассейна. Самоназвание – «ним» – «Nim».
Моно разделялись на западных и восточных. Примерной границей между ними являлся хребет Сьерра. Восточные моно иногда объединялись с северными пайютами. Западные моно традиционно обитали на южно-центральных холмах Сьерра-Невады. Язык моно принадлежит к нумской подгруппе юто-ацтекской языковой семьи. Между 800–900 годами н.э., предки западных моно, спасаясь от засухи, переселились с плато Колорадо в указанные выше земли.
Западные моно – оседлые охотники и собиратели, ранее полностью интегрированные в окружающую среду. По изменениям в природе моно могли определять время и место охоты, сбора урожая, проведения религиозных церемоний.
Социальная организация западных моно представляла собой племенные группы, которые делились на роды, а те, в свою очередь, на кланы. Родство передавалось по отцовской линии. Дети после рождения автоматически становились членами клана. У каждого клана был свой тотем (образ животного или птицы, которому покланялись индейцы. – Авт.). У родов существовала градация. Один из них был главным, другой выполнял дипломатические, третий знахарско-шаманские функции. Глава клана решал спорные проблемы, возникавшие между членами рода или клана, оказывал консультативную помощь, заботился о бытовых нуждах каждого соплеменника. При этом он не обладал абсолютной властью и считался равным с другими. Иерархия в племени отсутствовала.
Охота  моно являлась сугубо мужским занятием. В ночь перед охотой охотники проходили обряд очищения. Сначала в вигваме-потельне, затем окунались в реку, после чего для маскировки обволакивали свои тела мокрой травой. Маскировке на охоте моно придавали большое значение, надевая на себя  шкуры животных.
В качестве охотничьего оружия выступали луки и копья. Копья моно были короткими и вставлялись в приспособление, называемое атлатль, с помощью которого увеличивалась дальность броска. Использование атлатля позволяла охотникам не подходить близко к животному, а поражать его на дальней дистанции. Наконечники копий и стрел западные моно изготавливали из обсидиана, которые выменивали на продукты охоты у восточных моно. Молодые охотники охотились, как правило, с применением ловушек. Особенностью охоты западных моно являлось сооружение водосливных плотин. Плотиной охотники моно перегораживали водоем, где обитала дичь. Как только вода уходила, всякая живность оказывалась на поверхности и охотники  без труда ее отлавливали.
Мясо диких животных моно предпочитали употреблять в обжаренном виде либо высушивали его для длительного хранения.
Собирательством у моно занимались исключительно женщины и дети. Моно брали все, что им давала природа, вплоть до жуков и личинок. Наиболее излюбленным лакомством были блюда из различного рода орехов. На втором месте пища из желудей. За каждой семьей закреплялось место сбора диких плодов. Собранный урожай до обработки моно хранили в конических амбарах, сплетенных из лозы.
Жилища моно были аналогичны их соседям йокут. Моно строили конические и полусферические вигвамы. В горной местности строились в основном вигвамы конической формы из коры деревьев.
У западных моно на протяжении долгого периода времени развивалось гончарное ремесло и корзиноплетение.    
    Мужчины моно носили набедренные повязки из оленьей кожи, женщины юбки-шорты из такого же материала. Дети надевали набедренники только с наступлением половой зрелости. В летнее время на ноги моно ничего не одевали и ходили босиком. Сандалии ими использовались только в походах. А мокасины, которые они заимствовали у восточных моно, надевали в осенне-зимний период.
Как мужчины, так и женщины носили на шее ожерелья из ракушек. В ушах серьги из кости перепела. Лица моно раскрашивали природными красителями. Каждая линия на лице имела определенное значение. Кроме раскраски, на лица моно наносили тату.
Западные моно – один из тех народов, который не подвергся испано-мексиканской ассимиляции. Но с началом оккупации в 1848–1850 годах их территории англо-американскими переселенцами и промышленниками уклад моно начал приходить в упадок. Принятые в Калифорнии законы низводили моно до низших, бесправных слоев общества. Первоначально правительство расселило моно по ранчериям, а затем лишило их земли. Лишь только в 1983 году моно добились признания на федеральном уровне и им вернули отнятые по договорам 1852 года земли ранчерий.
В настоящее время большинство индейцев моно и их потомки от смешанных браков проживают в городе Норт Форк (North Fork) в округе Мадера, штат Калифорния, и соответственно называются «нортфоркские моно». Другие представители племени проживают по всей Калифорнии, в долине Сан-Хоакин, в том числе в округе Фресно, а также в области залива Сан-Франциско, на территории ранчерий Моно и Биг-Санди.
Племя нортфоркских моно состоит из кланов Золотого Орла и Койота. До настоящего времени моно сохранили традиционный образ жизни: рыбалка, охота, сбор желудей, знахарская практика и шаманизм, изготовление корзин, традиционные игры.
 Церемонии, воспроизводящие традиционные религиозные ритуалы моно, проводятся в Музее Сьерра-Моно в Норт Форке, а также на ежегодной индейской ярмарке в первый выходной день августа.