Племена Калифорнии. Йокут

Игнат Костян
Йокут, Yokut – ранее известные как марипосан (англ. Mariposan) – индейский народ, проживающий в центральной части штата Калифорния в долине Сан-Хоакин от дельты реки Сан-Хоакин и на юг до нынешнего города Бейкерсфилд, а также на восток до предгорий Сьерра-Невады. На северо-западе области некоторые йокутские группы обитали в прибрежном горном массиве. По мнению ученых, возможно, йокут также занимали долину Карризо, так как установлено, что наскальные петроглифы в районе так называемых Расписных скал относятся к их культуре.
До прибытия европейцев йокут состояли примерно из 60 отдельных племён, говоривших на одном языке. Йокут условно делятся на йокут предгорья и йокут долины. Йокут состоят из следующих племенных групп: кассон (Casson), чоинумни (Choinumni), чукчанси (Chukchansi), тачи (Tachi), вакчумни (Wukchumni). Долина Сан-Хоакин, где проживали йокут, изобиловала рыбой, различными видами диких животных, полезными растениями и желудями.
Слово «йокутс» означает люди. Каждая племенная группа говорила на своем языке. В межплеменном общении применялся язык жестов. В качестве коммуникативного средства йокут применяли дымовые сигналы, а также отправляли гонцов-бегунов подобно часки в империи инков. По рекам и озерам йокут передвигались на каноэ из тростника, а также на плотах из дерева.               
Йокут уникальны тем, считают антропологи, что они одни из первых, начали заселять Калифорнию, т.е. их культура относится к культуре «ранних калифорнийцев».
Йокут считался дружественным и мирным народом – высокого роста, атлетически сложены, с прямым длинным, черным волосом и смуглой кожей. Рацион их питания составляли лепешки из желудевой муки, а также продукты охоты и рыболовства.
Йокут носили простую одежду. Женщины делали набедренные повязки из распущенных стеблей и широких листьев, закрепленных на талии бечёвкой из волокон растений, мужчины надевали набедренники из мягкой выделанной оленьей кожи. Дети в летнее время вообще не носили одежды.               
  В зимнее время йокут покрывали свои тела меховыми одеялами. На ноги летом одевали сандалии, сделанные из травы и стеблей растений. Зимой ноги оборачивали кусками меховой кожи. На лоб йокут повязывали полоски кожи или кожаные обручи для того, чтобы волосы не спадали на лицо. Налобная повязка йокут аналогична используемым в культурах индейцев юго-запада (зуни, навахо, пуэбло, апачи).
Из ремесел развивалось корзиноплетение. Корзины отличались разнообразием и имели различное предназначение: для приготовления пищи, сбора плодов и ягод, консервирования.
Жилища йокут отличались друг от друга в зависимости от мест обитания той или иной племенной группы. Наиболее часто встречающимся типом жилья этого племени является вигвам (тул) – сферическое строение, углубленное в землю на два фута, по периметру которого  сооружался каркас из прутьев ивы. На каркас накладывались ветки, связки травы, шкуры, кора деревьев. Все это укреплялось вязким грунтом. Современник, впервые побывавший в селении йокут, отмечал: «Индейцы выбегали из своих землянок, словно кролики из норы».
 Жилища йокут строили как для одной семьи, так и для нескольких десятков родственных. Такие дома назывались каве. Они имели продолговатую форму, устанавливались одним концом на восток другим на запад. Для каждой семьи, проживавшей в доме имелись дверные проемы. Семья имела свой очаг. Одна из сторон внутри дома отводилась под спальные места – двухъярусные полки-кровати. Другая – для размещения утвари: рыболовных снастей, корзин луков, стрел, копий и др. В одном из углов дома йокут на струнах из стеблей сушили мясо и готовили различные консервы.
Йокут предпочитали жить общиной. Только лишь в наказание провинившихся отселяли в отдельный вигвам на краю селения.
Также йокуты сооружали и вигвамы конической формы, подобные тем, которые были у индейцев Великих Равнин. Такие жилища сооружались из досок, покрывались шкурами животных, и на них наносились рисунки, характеризующие его владельца.
Указанные племенные группы до колонизации вели оживленную меновую торговлю не только между собой, но и племенем чумаш, проживавшим на побережье Центральной Калифорнии. Обмен в основном осуществлялся продуктами животного и растительного происхождения. В качестве «валюты» йокут использовали связки из бисера, раковин и камней.
Единицей измерения у йокутов служил чок – окружность веревочки с бисером, намотанной вокруг кисти руки. Кроме этого, еще одной единицей измерения, которой пользовались йокуты при счете, было расстояние от запястья до кончика пальцев рук и четыре пальца одной руки. За десять чоков, например, можно было выменять одну дубленую кожу лося или две дубленые кожи антилопы. Корзины, соль, мыльный камень йокут обменивали на обсидиан, из которого делали ножи и наконечники для стрел и копий.
С приходом в земли йокутов европейцев, жизнь их коренным образом изменилась. Дикорастущую траву вытаптывал и съедал скот переселенцев. Белые беспричинно ради забавы истребляли дичь. Привычный для индейцев уклад разрушался, сами они изгонялись с исконно занимаемых территорий и вынуждены были уходить в миссии или наниматься батраками в основанные фермерские хозяйства.
Правительство США с середины 50-х годов ХIХ века начало проводить активную политику по размещению оставшихся в живых представителей йокутов в резервации. На сокращении численности племени в целом оказали влияния многочисленные эпидемии и болезни, занесенные европейцами.
А.Кребер, изучая племя йокутов в 1925 году, оценивал их численность на 1770 год около 18 тыс. человек. Некоторые исследователи предполагали, что их число могло быть существенно выше. Антропологи Хайзер и Эльзассер говорили о численности йокут – 70000 человек. Численность предгорных йокутов снизилась более чем в 10 раз в период 1850–1900 гг. В настоящее время существуют малочисленные племена долинных йокутов, среди которых наиболее крупным племенем являются тачи. По состоянию на 1910 г. А.Кребер оценивал численность йокутов в 600 человек. Лишь немногие йокутские племена признаны на федеральном уровне. Сегодня численность йокутов составляет около 1500 человек, проживающих на территории двух резерваций и двух ранчерий.
Современные йокуты не признают за собой придуманный англоговорящими переселенцами и историками название Yokuts, предпочитая относить себя к одному из указанных выше конкретных племён.