О культуре

Кира Велигина
     Эта статья написана для газеты, поэтому прошу у читателя прощения за «неразвернутость» темы. Хотелось бы написать больше и лучше; возможно это в будущем.

               
    Сложно говорить о положении культуры на севере нашей страны, когда культура в России вообще побирается и прозябает. Ее очаги подобны действующим вулканам, которые вот-вот потухнут.
     Например, театры. Многие из них, не поддерживаемые финансированием «сверху», приходят в упадок и доживают последние дни, как говорится «живут по доверенности» в слабой надежде, что, может быть, их еще не завтра превратят в рынки. Ибо многие кинотеатры уже постигла эта участь. Люди постепенно отходят от культуры; да и как держаться за нее, если основная проблема на сегодняшний день – выжить? Залы театров уже не наполняются, как в прежние, доперестроечные времена, ибо зрители работают на нескольких работах, дабы продержаться на плаву в эпоху мнимого капитализма. К тому же цены на билеты так высоки (а иначе сейчас и быть не может), что далеко не каждому по карману пойти в театр или в кино, когда и на проезд в общественном транспорте денег порой не хватает.
     Немногим лучше обстоит дело с музеями; туда могут попасть практически все жители города и области, но музеи, опять же, не уверены в своей долговечности. В мире, где нет стабильного положения, не может быть стабильной и культура, особенно культура, пришедшая в основательный упадок.
     Об этом упадке можно судить по телевизионным передачам и шоу, уровень которых опущен просто недопустимо. Сериалы никуда не годятся; их лепят на скорую руку, и в ответ на все реплики актеров Станиславский, если был бы жив, имел бы полное право сказать: НЕ ВЕРЮ – так фальшиво они звучат. Звучать иначе они не могут, так как система Станиславского забыта. Ей предпочли пустые, неубедительные диалоги, просто изничтожающие всякого здравомыслящего зрителя. Добавьте к этому еще сюжеты, показывающие полное отсутствие таланта, фантазии и решительно всего, что относится к понятию «настоящее искусство». Жизнь героев так мелка и ничтожна, что вызывает интерес разве что у самого нетребовательного обывателя, не знающего, чем убить время. Слово культура к телевизионным передачам сейчас вообще неприменимо.
     Другая творческая братия – художники, архитекторы, скульпторы – тоже неважно себя чувствует. Либо работы нет, либо приходится работать ниже собственного духовного уровня, на потребу богатого заказчика, зачастую страдающего полным отсутствием вкуса. Чтобы творческому человеку сделать свою выставку, приходится действовать самыми хитроумными способами. И даже когда выставка удается, зал вовсе не ломится от посетителей. Придет горстка относительно свободных «культурных потребителей», а затем – тишина, загадочная и томящая.
     Музыканты обречены на ту же участь. Поймав знакомых «нежданно за полу», они тащат их на свои концерты, где знакомые сидят, подергиваясь, одолеваемые не столько впечатлениями от концерта, сколько мыслью о хлебе насущном, о будущем своей семьи. У музыкантов тоже семьи, но как люди, поглощенные творческим процессом более прочих творцов, они научились абстрагироваться и временно отвлекаться от неприглядной, далеко не музыкальной действительности.
     С писателями и поэтами немного полегче: пишут «в стол», несмотря ни на что (те, кто еще способен, конечно). Ведь издаться сейчас можно лишь за собственные деньги, которых у пишущих людей, как правило, мало. Гонорары выплачиваются, в основном,  только в Москве и то при соответствующей «раскрутке» индивидуума. Остальные, в том числе и северяне, этого лишены. Хочешь издаться – плати; давно известная и, увы, не утешительная аксиома. И, даже если ты, наконец, издался, только часть твоих книг разойдется «по людям»: остальными экземплярами можешь растопить печь на даче, если еще остались дача и печь. Если же их уже нет, можно использовать вышедшую книгу на оклейку стен вместо обоев. Очень мало сейчас читающих людей – гораздо меньше, чем пишущих. Говорят: не осталось у нас талантов. Всё осталось. Просто кто эти таланты видит, и кому они нужны? Культура сейчас не в моде. Напротив, модно не быть культурным, а жить неувядающей реальностью: деньгами, офисами, машинами, ресторанами, пьянством, казино. Вот она, культура наша, навязанная нам неизвестно кем и неведомо зачем. То есть, всё ведомо, но к чему говорить о том, что все знают. Не будем о грустном. Нас хотят превратить в народ без культуры, в народ с сомнительной историей, в безликих россиян без роду и племени. Ведь что такое народ без культуры? Это народ, которым легко управлять. Если раньше поэты, писатели, музыканты собирали стадионы, то теперь едва ли кто повернет голову в их сторону. Слово «культура», суть его, уже непонятна новым поколениям, хотя в природе человека тосковать о возвышенном. Нехватка культуры, жажда ее и протест против всеобщей бездуховности выражается у молодежи в рэпе, а у людей постарше – в перечитывании старых книг, в пересмотре старых фильмов и т.д..
     Сильным звеном сегодняшней культуры является православная церковь. Здесь культура держалась веками и не приходила в упадок. В Божьем доме хранятся традиции русского народа, ибо в первую очередь наш народ всегда держался верой, стоял ею и стоит до сих пор.  Но церковь – это больше, чем культура, больше, нежели духовность нации; это мать кормящая и мать врачующая. В миру же нам пока что нечего искать культуры. Если она не нужна нашему правительству, как она будет нужна народу? Нам указали «новый путь» и мы следуем по нему, по этому тоннелю, видя некое мерцание в его конце. Но кто возьмется утверждать, что это именно свет духовный, а не просто чертик с фонариком, потешающийся над обманутыми людьми, или что-нибудь еще похуже?
    А каково положение культуры в столичных городах, таково оно и в провинции. О великом судят по малому. Впрочем, в данном случае, и судить не о чем: на нет суда нет.