Оценка и ценность

Нарелинн
Я улыбался, глядя на экран ноута. Сравнить, оценить, степень превосходства, степень низости, степень лучшести, степень худшести, лучше-выше, хуже-ниже… Зачем сравнивать, оценивать? Что это дает? Непонятно. Совершенно непонятно. И нет у этого человека доводов, что сравнить или оценить что-либо – это верх совершенства. Непонятно. Как можно сравнивать или оценивать знание? С чем? Где потолок у этого знания? Как можно получить какое-то знание о чем-то, если постоянно проводить ревизию и эту какую-то оценку… сравнение… Что с чем будем сравнивать и по каким критериям оценивать? Каким образом? В голове вертились одни вопросы, но ответов – не было. И не будет. Человеку не нужно отвечать. Ему нравится сам процесс болтовни ни о чем. «Где твои аргументы,  доводы, где твоя оценка? Приведи, чтоб я мог понять.» - из одного поста в другой твердил человек.
- «Вот бы установить день выслушивания чужих аргументов» - тихо пробормотал я.
-Что ты там так загадочно бормочешь? – спросил меня Семен.

Я посмотрел на удивленного соседа и улыбнулся. Говорить не хотелось. Объясняться – тоже.

- Так что там за день аргументов? – опять повторил Семен.
- Пристал. Не отлепишь. Вспомнил Кароля Ижиковского. Он сказал о том, что желательо бы устроить день выслушивания чужих аргументов. Ну, в общем, соответствует вопросам, что читаю в постах.
- Ясно. Если из тебя полезли афоризмы, значит, тебе весело. – ответил он
- Странный у тебя вывод.
- А я вообще отношусь к странным людям, которые выводы дают, а вот путь получения этих выводов – не всегда. Потому как людям чаще всего мои пути к выводам кажутся либо неубедительными, либо вообще, ненормальными. Иногда так и хочется сказать твоим Ижиковским – «Боже мой, не говорите такой чепухи, иначе я возомню себя гением!»
- Почему это Ижиковский мой?
- Да так, для связки слов. Это ведь он сказал, что к  развлекательной литературе относятся примерно так же, как к проституции: осуждают, но пользуются. И эти его слова можно применить даже к тому, что ты сейчас с таким трудом читаешь. А кстати, почему ты так долго читаешь и еще обложился всякими словарями?

Я промолчал, с остервенением пытаясь понять, что за слово «вета» - лишний пробел между от и ветой? сокращение от клевета? Или антоним к клевете?  Уверенность отлична от чего?  Что такое вета? Может быть, это звучит так – уверенность - отличные ответы? Вроде бы… вполне осмысленно и нормально.

-Заснул? – подошел ко мне Семен и заглянул через плечо в ноут. И вдруг он захохотал. Весело, заразительно и громко.
- Ты чего? – удивленно спросил я его.
- Зачем тебе нужна эта лабуда? Ты же нормальный парень, а общаешься не пойми с кем. Оно тебе надо? – сквозь смех проговорил Семен.
- Леха сказал, чтобы я с ним поговорил.
- Леха? – и снова хохот – Ты знаешь, зачем это нужно Лехе?
- Наверное, для взгляда на мир с другой стороны – пожав плечами, ответил я.
- Ага, с другой стороны. С третьей, четвертой и пятой. Ладно, - отсмеявшись сказал Семен, - в чем трудность то?
- Вот – кивнул я на экран. Не понимаю. Что такое Вета?
- Напиши ему ответ с вопросом. Даст ему боже в лоб, может он и ответит. Но особо не надейся. А вообще-то, дай-ка посмотреть его посты – и Семен потянул ноут к себе.

Я потянулся и спросил – «Кофе будешь?»
- Угу – пробормотал Семен, одновременно открывая через профиль все сообщения непонятного мне человека.

Взяв кошку под мышку, мне ничего не оставалось делать, как идти и варить Семену кофе.  Кошка возмущенно мявкнула и попыталась сбежать. Я ее отпустил и двинулся вслед за ней.  Достал витамины и протянул ей одну. Она с урчанием начала витаминку поедать. Включил кофеварку. В комнате Семен довольно похохатывал, что-то мычал, иногда хлопал ладонями по коленям себе и приговаривал: «Ах, ты Пушкин, ах ты, сукин сын!», иногда подвывал или похрюкивал, видимо, пытаясь сдержать смех. Кофеварка недовольно зафырчала и выдала порцию кофе для Семена.
- Тебе с сахаром? – спросил я его.
- Нееее, сахара мне и здесь достаточно – сквозь еле сдерживаемый хохот проговорил Смен.

Я вздохнул и понес ему кофе. Хорошо здесь, не надо преодолевать большие расстояния с кофе. Три шага и рядом с Семеном. Ленив я, что ли, стал?

- Кофе.- произнес, глядя на экран ноута и пытаясь понять, чем так веселит соседа тот человек. Вполне серьезные и достаточно обычные для него посты. Вполне в его духе. Одинаковые слова, одинаковые вопросы, одинаковые предложения с чуть изменившимися подлежащими или предметами вопросов. Все одно и то же. Меняет лишь обращение к собеседнику и существительное. Все остальное – стандарт. Как под копирку. Видимо, думает он тоже под копирку.

- Тээээкс, слушай, Дим, а ты сам все его посты читал? – оторвавшись от экрана ноута и сделав глоток кофе, спросил меня Семен.
- Все. Сразу же, как только Леха предложил мне поговорить с ним о чем-либо.
- Ничего не заметил странного в этих сообщениях?
- Одинаковые они все. А что?
- А то, что перед нами образчик начинающего манипулятора, который действует одним и тем же методом, стандартным и вполне определимым – вызвать у человека раздражение, сделать его уязвимым, заставить нервничать и самое главное, перестать отвечать на его вопросы, но при этом, перевести собеседника на другую линию, удобную ему одному. Самое главное – сделать человека уязвимым. Сыграть на его слабости, на его беззащитности. А дальше – он герой и аплодисменты. Туш, маэстро! Он – герой дня.
- Зачем это ему? – устало спросил я. – Честно говоря, устал от него. От его повторов и стандартных ходов и решений. Он копировщик. Или нет, забыл, как это, когда то, что ты видишь или читаешь, сделано копией?
- Назойливость. – мимоходом ответил Семен, продолжая читать с улыбкой на лице.

Вот он вздохнул и закрыл профиль человека.  Хитро посмотрел на меня и сказал:
- Значит, Леха сказал? Да? А ты сам что думаешь?
- Такое ощущение складывается, что он  пытается убедить в чем-то в первую очередь самого себя.
- В чем?
- Не знаю. И, кажется, не хочу знать.
- Хорошо. Какое слово чаще всего встречается в его постах? О чем он любит поговорить?
- Оценка. Он все оценивает.
- Верно. А теперь соедини и сделай вывод.

Я посмотрел в окно. Мне не хотелось соединять, не хотелось думать, не хотелось видеть. Но понимал, очень хорошо понимал, что просто так Семен от меня не отвяжется. А мне хотелось просто говорить и просто получать знания и делиться с людьми тем, что понял сам. Без оценок, без сравнений, без манипулирования людьми.

- Стандартно манипулирует, явно и грубо, пытается вывести человека на определение, оценку, сравнение, убеждает сам себя… Он неуверенный в жизни человек. И ему очень хочется, чтобы те, кто с ним общается, оценили его как лучшего, авторитетного и знающего человека. Чтобы ему улыбались и заискивали перед ним. Поклонялись?
- Нет. Он просто хочет, чтоб ему было комфортно и удобно среди людей. И понимает он этот комфорт только и только лишь тогда, когда его сравнивают с кем-либо и говорят, что он – лучше всех. Поклонение… Вряд ли. Но ему нужна уверенность в жизни. Ему нужно быть не просто как все, а лучше. А чтобы стать лучше – он не видит метода. Ему нужны доказательства его оценки. Он просто кричит всему форуму о том, чтобы его оценили, признали, увидели.
- Мне жаль его.
- Тебе трудно подарить ему уверенность в себе? - Семен рассмеялся.
- Нет.
- За чем же дело встало?
- Я не девушка, чтобы он почувствовал себя уверенным и сильным.
- Тогда, просто утопись по тексту – рассмеялся сосед. – Он будет доволен. А ты – ты останешься собой. Ведь тебе не нужно самоутверждаться за счет других, и тебе не нужна оценка тебя кем-либо. Хотя… - Семен задумался. Помолчав пару минут, он продолжил – хотя, не надо. Просто гни свою линию. Если ты дашь ему возможность самоутвердиться за твой счет, он и дальше будет манипулировать людьми, вызывая у них чувство жалости к себе, и постоянно будет отталкивать людей.
- Ладно. Мне понятно. Он желает высоких оценок его самого за счет других. Сравнение. Банальщина и стереотипное, тупое поведение. Слушай, у Лехи есть коньяк. Будешь?
- А давай. – Семен рассмеялся. – Надо эту стандартную пакость  запить чем-то покрепче.
Сосед захлопнул ноут и рассмеявшись встал.
- Идем, ребенок. Удовольствия мало видеть грубое и стандартное манипулирование для желания оценки себя любимого другими.

На кухне я достал фужеры, и мы открыли Лехин запас. Через полчаса я уже не помнил ни о манипуляторе, ни о его стандартном поведении, ни о его подсознательном желании собственной лучшей, чем есть, оценке. Да и так ли уж важна оценка, если каждый человек – просто уникален своим рождением. И когда ты перестаешь себя сравнивать с другими, когда ты принимаешь себя со всеми слабостями и своими неприятностями, когда ты перестаешь оценивать людей – ты вдруг однажды понимаешь, что рядом с тобой настоящие друзья, что ты сам, из придуманного тобой образа, становишься тем, кто ты есть на самом деле. Уникальным созданием Вселенной. Единственным и неповторимым. И люди, видя и чувствуя твою уверенность, будут сами улыбаться тебе и приходить к тебе. Прими себя, прими тех, кто рядом с тобой и твоя жизнь изменится. Тебя уже никто не будет оценивать. Тебя просто начнут ценить, ценить общение с тобой, улыбки твои, твои знания и умения.