Спокойной ночи!

Вячеслав Лагунов 2
1.НАТ. УТРО.УЛИЦА.
Лика стоит на тротуаре и ждет, когда в сплошной стене высоких кузовов железных (ободранных, с грубо приваренными для жесткости арматурными ребрами) и деревянных (покрытых сантиметровым слоем смешанной с машинным маслом грязи)появится просвет. Грузовики, без конца идут мимо.Наконец грузовики останавливаются и Лика ныряет в образовавшийся просвет.
Лика смотрит направо . На нее на полной скорости летит грузовик.Лика зажмуривается.Экран погружается в темноту.Раздается визг тормозов и глухой удар упавшего тела.
Появляются начальные титры фильма.

2.ИНТ.ВЕЧЕР.КВАРТИРА НИКИТЫ.
Большая кухня с высокими потолками.
ГОЛОС НИКИТЫ
(за кадром)
Вся эта история началась перед новогодними праздниками.Дело было в том, что с некоторых  пор  со мной стало  твориться   непонятное.               

За кухонным столом сидят двое, высокая крашеная блондинка(Лика) и лысоватый мужчине лет сорока(это Никита).Ужинают.

ЛИКА
Занимаешься чепухой.Ну что это за хобби для мужика, бабочки. Выброшу всех этих капустниц к чертовой матери. Ты бы еще вышиванием занялся. Я не хочу, что бы моего мужа считали блаженным идиотом.

НИКИТА
А никто и не считает! Кроме того, это не капустницы, а редкие виды...

ЛИКА
(перебивая)
Считают ,еще как считают.Фирсов, например..

НИКИТА
Ты с ним по прежнему дружна?

ЛИКА
О,господи...Нет...так,по работе.Он как-никак мой непосредственный начальник.
Беда,что ты веришь только энциклопедиям …И сплетням.
А мне проза жизни остается…Деньги опять у Белашевой занимала, что бы кредит погасить. А все ради чего…
               
НИКИТА
Ты не представляешь как это интересно. - Про бабочек столько легенд  и мифов сложено. В Древней Бирме, например, полагали, что бабочки появляются, когда человек засыпает.

ЛИКА
Нет, ты все- таки блаженный.
Я ему про Фому,а он про Ярему. И плохо, что это переносится на всю нашу семью.

Никита, наливает себе чай.

НИКИТА
Поэтому нельзя будить человека внезапно: бабочка не успеет вернуться в свое тело.

В кухню входит девочка лет пяти. Лицо у нее заспанное, в руках она держит куклу, сшитую из нескольких лоскутов ткани.
 
ДЕВОЧКА
(приговаривая)
Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой.

ЛИКА
(строго)
Аннушка, сейчас же спать!И зачем ты взяла это!

Женщина пытается вырвать куклу из рук девочки, но та держит ее крепко.
Никита ставит чашку на расписную разделочную дошечку.На дощечке изображен мужчина, выражением лица чем – то напоминающий лошадь. Человеколошадь ест с рук Президента овес.По краям доски написано:Слезятся маленькие глазки у жеребеночка без ласки. 
Лика продолжает вырывать куклу.
Никита с тоской смотрит в свою чашку. Чай остыл, и на маслянистой поверхности… сидит бабочка.          
 НИКИТА
(удивленно)
Махаон...

Никита, медленно, что бы ни спугнуть бабочку,подходит к зеркалу.В зеркале отражается лицо молодого человека лет двадцати.В деревянную рамку зеркала воткнута булавка с зеленой горошиной на конце.Никита берет булавку.
Жена, замечает булавку, перестает воевать с девочкой за куклу и, повернувшись к Никите, хватает его за запястье.
            
ЛИКА
Не делай этого!

Никита пытается вырваться.

НИКИТА
(сквозь зубы)
Это же очень редкий экземпляр.У меня нет такой в коллекции.   
Лика продолжает выкручивать мужу руку с зажатой булавкой.

ЛИКА
Ты меня очень любишь?

НИКИТА
У Фирсова спроси!
(вскрикивая от боли)
Пусти! Я …Ой, больно, пусти!
(Лика и не думает отпускать его руку)
 
ЛИКА
Я бы предпочла, чтобы ты не просыпался!

Никита наконец  освобождает запястье от цепкой хватки, но при этом так резко отводит руку, что цепляет локтем чашку с остывшим чаем. Чашка падает на кафельный пол, Никита зажмуривается и в это время…

3.ИНТ. УТРО. КВАРТИРА РОДИТЕЛЕЙ НИКИТЫ.
…звонит телефон.
 Никита просыпается, поворачивается на бок , протягивает руку и снимает трубку.

НИКИТА
Алло, я внимательно слушаю.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС(Лика)
(в трубке,скороговоркой)
Никита, мне плохо слышно, здесь музыка слишком громко играет. Приходи!!! Мы тебя ждем, тебе здесь тоже понравится.
 
НИКИТА
(бормочет)
Не сомневаюсь.Вы кто?

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС(ЛИКА)
Разве ты не слыхал?Весь город гудит. Ждем тебя на площади.Сегодня митинг за здоровый сон.

В трубке раздаются короткие гудки.
На ночном столике лежит раскрытая книга. Никита смотрит на обложку. Энциклопедия. Никита в недоумении,он  не помнит, что бы  читал перед сном энциклопедию. Том раскрыт на странице со статьей - « Обрядовые куклы».
 
НИКИТА
(читает вслух)
Кукла Бессонница,обрядовая кукла, которая оберегала сон ребенка. Магическую Бессонницу делали из квадратных лоскутов ткани и набивали успокаивающими травами. В процессе изготовления приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой».

На секунду Никите кажется, что в проеме двери стоит девочка.

НИКИТА
(продолжает читать)
Бессонницу клали в колыбель когда ребенок плакал, чтобы отвести злых духов и успокоить сон. Да и не только детям эта кукла помогала справиться с плохим сном – взрослые тоже частенько спят плохо, а такая куколка надежно убережет их сон!
 
Никита прерывает чтение и с тоской смотрит на часы. Часы оказываются без стрелок. Он поднимает глаза и видит в проеме двери призрачную фигуру. Фигура  вытворяет какие- то странные вещи-подпрыгивает на месте, размахивает руками. Никита зажмуривается и…

ГОЛОС НИКИТЫ
(за кадром)
Если раньше я рывками перемещался от  полной  отключенности  до  перепуганного бодрствования, то теперь эти два состояния соединились - я заснул, но не окончательно, не до черноты.    То,  что  со мной  происходило,  напоминало утреннюю дрему, когда любая мысль  без  труда  превращается  в  движущуюся цветную картинку, следя за которой, можно одновременно  дожидаться  звонка переведенного на час вперед будильника.

4.НАТ.ДЕНЬ. У ПОДЬЕЗДА и ПЛОЩАДЬ.
Никита выходит из подъезда. Щурится от яркого солнца.
Когда Никита приходит на площадь, митинг уже в самом разгаре.В толпе Никита замечает девушку. Она стоит совсем близко от трибуны и  улыбается. Девушка (у нее светлые длинные волосы, завязаные в хвост)кажется ему знакомой, и он решает подойти к ней поближе.Но в это время видит,как какой-то солидный мужчина манит его властной рукой с другой стороны площади.Никита пытается протиснуться сквозь толпу,но его зажимают.К тому же он больше не видит девушки.
               
На трибуну взбирается очередной оратор.

ОРАТОР
В связи с сложившимся положением, в условиях все большего и большего доверия мы требуем признать независимость Внутренней Монголии.

Солидный мужчина не дождавщись,когда Никита соизволит подойти,подходит сам.
 
НИКИТА
(мужчине)
Вы не знаете,причем здесь Монголия? И где я ее мог видеть?

МУЖЧИНА
(удивленно)
Кого?

НИКИТА
(неуверенно)
Девушку,которая только что была здесь.У нее светлые длинные волосы, завязаные в хвост.

МУЖЧИНА
Не понимаю,это ведь ваша жена ,Лика...

Мужчина достает платок,высмаркивается.

НИКИТА
Вы что-то путаете.Я не женат.

Мужчина берет Никиту под локоть и отводит в сторону.
На трибуну выползает новый оратор- маленький   ушастый человечик,   похожий на одолеваемого кощунственными мыслями попика.
Его Никита узнает сразу.

НИКИТА
(удивленно)
Это же наш  преп... по психологии... Апполинарий Марксенович.

Апполинарий  взбирается на табурет, чтобы его было видно из-за трибуны. 

АППОЛИНАРИЙ
(голосом диктора центрального телевидения Владимира Балашова)
А сейчас  предлагаем  вашему  вниманию  концерт мастеров  искусств,  являющийся   как   бы   заключительным   аккордом в торжественной симфонии, посвященной трехсотлетию первой русской балалайки!

Мужчина поворачивается к Никите и внимательно смотрит на него.

МУЖЧИНА
Все не так просто Никита Всеволодович.
(с опаской оглядывается по сторонам)
Дело в том,что мы давно к вам присматриваемся.Вы давно научились просыпаться самостоятельно,без помощи булавки?

Не понимая к чему он клонит Никита изображает на лице внимание.

НИКИТА
Кто это МЫ?
МУЖЧИНА
 Инсомниты!

НИКИТА
Не морочте мне голову!Какой еще булавки?

В этот момент толпа приходит в движение и начинает двигаться от площади к метро.Через шеренги идущих к ним продирается Лика.
НИКИТА
Так вот же она!

Плотно сомкнутые шеренги оттирают девушку от Никиты.От толпы отделяются два колоритных молодых человека.Один-тощий,стянутый джинсами ,длинноволосый.Другой- невысокий крепыш бритый наголо.Это Сергей Фирсов,сокурсник Никиты.Тощий несет транспорант «За спокойный сон».Подходят.

ТОЩИЙ
Что за хмырь? Он вроде раньше в наших мероприятиях не участвовал.

НИКИТА

Сильный мира сего!

МУЖЧИНА
Сильные мира сего как правило общаются со мной во время глубокого сна, о котором они потом ничего не помнят.А я просто-Михал Михалыч Неуспокоев.
          
ФИРСОВ
Что-то этот хмырь мне не нравится.Ну что,Никита, сваливаем отсюда.

НЕУСПОКОЕВ
Давай-давай,мужики ,шевелите конечностями.А нам поговорить надо.

ТОЩИЙ
Фирсов,а тебе не кажется,что он нам дерзит.Может проучим?

НИКИТА
Он из секты..

ФИРСОВ
И что же это за секта?

Никита не успевает ответить,часть толпы идет в их сторону и ручьем вливается между ними.Неуспокоев хватает Никиту за руку.
НЕУСПОКОЕВ
Вы ничего не понимаете! Подождите! С ними нельзя разговаривать на эту тему.

Никита вырывает руку, разворачивается и идет по направлению к переулку.Неуспокоев догоняет его и протягивает булавку с зеленой горошиной на конце.

НЕУСПОКОЕВ
Вот.Возьмите хотя бы это.

Никита берет булавку и втыкает ее в лацкан пиджака.
И тотчас же сводный хор балалаечников грянул первые аккорды песни «Спи, моя радость, усни…» .

5.НАТ.ДЕНЬ.ПЕРЕУЛОК.
Никита понуро бредет по переулку.

6.ИНТ. ДЕНЬ.СТОЛОВАЯ.
Никита входит в столовую.Становится в очередь, снова видит девушку(Лику). Секунду поколебавшись, Никита подходит к девушке и робко дотрагивается до ее плеча.

ЛИКА
А это ты.Становись, я предупредила, что ты подойдешь. Сегодня опять Пожарские котлеты. И рассольник.(пауза) Ты меня очень любишь?

Никита озирается по сторонам, как будто опасаясь, что их кто- нибудь может подслушивать.
У буфетной стойки стоит Фирсов, перед ним красуются 11 кружек пива. Фирсов, поднимает кружку, салютует   очереди, пьет,берет вторую кружку, пристально смотрит на Никиту.

ФИРСОВ
(Никите)
А тебя ведь все    психом считали, но теперь я вижу,  что  ты вполне свой.
(очереди)
Мировой атракцион! Сейчас ваш покорный слуга ,будуший чемпион мира Сергей Фирсов,выпьет одиннадцать кружек пива!
 
Фирсов хочет добавить что-то еще, но у него заплетается язык,  и он неожиданно начинает говорить  скрипучим голосом старой граммофонной пластинки.

ФИРСОВ
А шансы в Кубке у Зенита предпочтительнее, чем у Спартака.
 
НИКИТА
(Лике)
         Что это с ним?

ЛИКА
Откуда я знаю?!Хватанул лишнего ,наверное.
(пристально смотрит на Никиту)
Ты не забыл-завтра у меня День рождения. Ты приглашен.

НИКИТА
А он тоже?
(кивает в сторону Фирсова)

 ЛИКА
Ты меня очень любишь?

 
НИКИТА
Я бы предпочел не просыпаться.
 
 ЛИКА
(хрипло)
Хорошо, не буду спорить.  Ты меня обрадовал!

К очереди подходит какая-то тетка в вязаной кофте и пристраивается за Никитой.
Очередь возмущенно шумит.
 
ТЕТКА
(огрызаясь)
Я занимала.Вот и молодой человек подтвердит.

Никита догадавшись, что молодой человек-это он,  оборачивается.Перед ним возникает видение. У подъезда на скамейке сидит старушка и вяжет бесконечный шарф.Он проходит мимо старушки ,здоровается.

Никита
Добрый день,Вера Павловна!

Старушка
Господь,благословит вас,молодой человек.

Видение исчезает.
Из очереди продолжают доносится возмущенные крики.
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ
Куда прешь!
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ
Имейте совесть, все есть хотят!
ТРЕТИЙ ПАРЕНЬ
Обнаглели!

Не обращая внимания на выкрики тетка достает из авоськи вязание и, как ни в чем небывало,  принимается сосредоточенно выплетать какой-то сложный узор.

Подходит их очередь. Никита ставит на поднос тарелки и поворачивается.
Спица впивается ему в запястье. .И как сквозь пелену, которая бывает перед пробуждением, когда ты еще не совсем проснулся, видит свою комнату и себя спящего на диване и жену, которая подкладывала ему под подушку куклу-бессонницу, приговаривая:

ЛИКА
Сонница-бессонница, не играй с моим мужем, а играй этой куклой!

Видение исчезает. Никита идет за Ликой,которая направляется к  свободному столику в углу столовой. Они садятся и начинают сосредоточенно есть.
За этим занятием они не замечают как к столику подходит тощий,похожий на музыканта Мика Джаггера человек.

«МИК ДЖАГГЕР»
Привет,Лика. Рад тебя видеть.

Девушка поднимает глаза.

ЛИКА
А, это ты.

«МИК ДЖАГЕР»
Ты прости меня,ладно,погуляли тогда. Я же не знал ,что все так серьезно.

ЛИКА
Что серьезно?

«МИК ДЖАГЕР»
Если бы не мое рацпредложение и ты тогда не спешила бы на работу..И этот грузовик чертов не полетел на красный свет.

ЛИКА
Я еще не в чем не уверена.

К столику пошатываясь подходит Фирсов.

«МИК ДЖАГЕР»
(Фирсову)
Тебе чего надо?

ФИРСОВ
(глупо улыбается)
Спокойной ночи!

Неожиданно размахивается и ударяет «Мика Джагера» по лицу.
У соседнего столика ,испугавшись и чуть было не уронив поднос ,вскрикивает какая-то девушка.
Фирсов размахивается другой рукой и бьет Никиту в глаз. На него сзади наваливаются какие-то люди,пытаются скрутить.
Еще несколько человек наваливаются на Никиту,тот падает.

7.ИНТ.УТРО. КВАРТИРА РОДИТЕЛЕЙ НИКИТЫ.
Когда он приходит в сознание,то слышит за спиной голос матери.Никита оборачивается на голос и оказывается сидящим за столом на кухне перед уже почти остывшей тарелкой супа.

МАТЬ
Ты будешь есть или нет? Я на педсовет опаздываю.
            
НИКИТА
А? Что?

МАТЬ
Спишь на ходу. Тебе в институт сегодня, что  не надо?

НИКИТА
Что не надо!

МАТЬ
Не груби!

Никита молча встает из- за стола, берет под мышку портфель и выходит на улицу.

8.НАТ.ДЕНЬ.УЛИЦА и ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД.

Никита проходит пару кварталов, неожиданно остановливается и прислушивается. Из подземного перехода доносится знакомая  мелодия. Никита спускается в подземный переход и остановливается рядом с девушкой(Это Лика), которая закрыв глаза, выводила на баяне мелодию песни - «Спи, моя радость, усни…». Никита молча стоит рядом, потом,улыбнувшись, кладет к ногам девушки десять рублей и только тогда замечает, что девушка спит.
Метрах в пяти от них стоят двое  с  повязками на рукавах.

Никита
(трясет Лику за плечо)
Лика,проснись!Ты что тут в переходе делаешь?В институт не идешь?

Лика
Приезд к нам в институт  товарища  Луначарского...

Никита
Кого приезд?Луначарского?Того самого?

Двое с повязками медленно приближаются.Старший,громила с неприятным, помятым, будто спросонья лицом,кашляет в кулак.Второй дружинник держится позади него.Он ниже Никиты на целую голову и носит темные очки.
 
ПЕРВЫЙ ДРУЖИННИК
(представляясь)
Сержант Жербунов.
(пауза)
Гуляешь?

ВТОРОЙ ДРУЖИННИК
(представляясь)
Сержант Барболин.
(пауза)
Прогуливаешь?Или к девушке пристаешь?

ЛИКА
Он не пристает.

НИКИТА
Я музыку слушаю.

БАРБОЛИН
(осмелев)
А ты не огрызайся!

НИКИТА
Я не огрызаюсь, я музыку слушаю.
(кивает в сторону девушки).
Она, что спит?

ЛИКА
(тихо)
Я бы предпочла, чтобы и ты не просыпался!

БАРБОЛИН
(неопределенно)
Все спят! И тебе советую.

НИКИТА
У меня бессонница.

ЖЕРБУНОВ
Шутишь?

БАРБОЛИН
Мы ее давно победили.

ЖЕРБУНОВ
Если что, можем помочь. Кстати, мне лицо твое почему-то знакомо. Не в ориентировках ли я тебя видел.

НИКИТА
В каких таких  ориентировках?

ЖЕРБУНОВ
Как? Ты ничего не знаешь?
(обращается к Барболину)
Он ничего не знает!

БАРБОЛИН
Может, отведем его в участок?Там его мигом усыпят.

ЛИКА
Не надо его в участок.

ЖЕРБУНОВ
К вам девушка притензий нет.Не вмешивайтесь.

Барболин уставился на булавку, воткнутую у Никиты  в лацкан пиджака.

БАРБОЛИН
               А это что?
(пытается вытащить булавку).

В это время,кто-то с силой толкает дружинника в спину и тот падает.Этим кем-то оказывается недавний знакомый Никиты, Неуспокоев.

НЕУСПОКОЕВ
(хватает Никиту за руку и тянет за собой)
Бежим!

НИКИТА
А как же Лика?

НЕУСПОКОЕВ
За нее не беспокойся.Ей пока ничего не угрожает.Скоро поймешь почему.

ЖЕРБУНОВ
(поднимаясь)
Стой!..Куда?

9.НАТ.ДЕНЬ.ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ и ДВОР.
Неуспокоев и Никита выбегают на проезжую часть.
Раздается сигнал автомобиля, звук резкого торможения. Никита отпрыгивает и смотрит в сторону звуков.Автобус, полный людей в камуфляжной форме,останавливается в метре от них и начинает сигналить.

НЕУСПОКОЕВ
(продолжая бежать)
Воспользуйся булавкой!

НИКИТА
(кричит)
Я ничего не слышу!!!
(забегают в подворотню)
 
Неуспокоев и Никита пересекают двор и вбегают в подъезд.

10.ИНТ.ДЕНЬ.ПОДЬЕЗД.

Запирают за собой дверь.

НЕУСПОКОЕВ
Я уйду через черный ход.А вы домой и не кому не открывайте.

НИКИТА
Но у нас нет черного хода.

В дверь начинают барабанить.
Дверь вылетает с пятого или с шестого удара,  как  раз  когда  Никита поворачивается к ней спиной, после чего он падает в совершенно пустую комнату, на  полу  которой  расползается  большая  лужа.Поднявшись Никита видит перед собой длинный коридор,по обе стороны которого тянется череда бесконечных дверей. Никита входит в коридор.Заглядывает в первую комнату справа.На бревенчатых стенах висят рукописные  плакаты  со  стихами,призывавшими беречь хлеб.В комнате находятся две кряжистые русоволосые бабы со ржавыми  шайками в руках ,одетые в короткие балетные юбочки из перьев.Никита захлопывает дверь и идет дальше.Во второй комнате Хор старушек  поет «Надежды маленький оркестрик под управлением любви».

Кто -то хватает его за руку. Это Неуспокоев.Он тащит Никиту по коридору.

НЕУСПОКОЕВ
Только не оглядывайтесь. Я вас прошу:не оглядывайтесь.Вам никогда не казалось ,что вы-среди спящих?

НИКИТА
(неуверенно)
Казалось.

НЕУСПОКОЕВ
(приоткрывая одну из дверей)
Тогда смотри.

Достает булавку с зеленой горошиной на конце и колет Никиту в бедро.

11.ИНТ.ВЕЧЕР.КВАРТИРА НИКИТЫ.
В комнате на диване под одеялом лежит Никита,каким мы видели его в начале фильма.Откуда-то справа появляется женщина в бигудях, в руке она держит кофейную чашку. С большим трудом в ней можно узнать Лику.
             
ЛИКА
(скороговоркой)
Сегодня   заберешь Аннушку  из  садика, мне надо к  онкологу.
 
            
НИКИТА
(в комнате)
Я не могу.Меня вызвали в  контору. Потом попрошу у Германа Парменыча отгул на полдня за сегодняшний выход.
(с тревогой в голосе)
Зачем тебе к онкологу?

             
ЛИКА
(обиженно)
Вечно одно и то же.Ты же знаешь,раз в год необходимо проходить всех врачей.Работа у меня такая. А ты...

            
НИКИТА
(грубо перебивая)
 
Не начинай!Зачем инженеру по рацианализации так часто проходить медосмотры?У меня голова болит,лучше дай таблетку Элениума.
 
Лика выходит из комнаты и тут же возвращается, швыряет поверх одеяла упаковку таблеток.

ЛИКА
Держи! Димедрол. Элениум закончился, между прочим, по твоей вине. Не можешь, как все нормальные люди, спать.

12.ИНТ .ДЕНЬ.ПОДЬЕЗД

Никита закрывает дверь и поворачивается к Неуспокоеву.
            
НИКИТА
Кто это?

НЕУСПОКОЕВ
Ты.И твоя жена.

НИКИТА
В будушем? Вы гипнотизер?

НЕУСПОКОЕВ
Это ты- настоящий. Сегодня и сейчас.

НИКИТА
(Сжимая ладонями виски)
У меня раздвоение личности?Я-это не я?Я болен,а вы доктор?

НЕУСПОКОЕВ
Зачем столько вопросов! Не все сразу. Да, я в каком-то смысле доктор.

НИКИТА
(борясь с приступами паники)
Я ...ухожу.

НЕУСПОКОЕВ
Куда? Там нет выхода.Тебе сюда.

Никита поднимает глаза и видит перед собой дверь своей квартиры.

НИКИТА
Как мне найти вас?
НЕУСПОКОЕВ
Мы сами тебя найдем.

13.НАТ.УТРО.УЛИЦА.
К остановке подьезжает троллейбус битком набитый людьми.Двери троллейбуса довольно долго не открываются,когда же одна из створок со скрипом отворяется, троллейбус трогается и Лика(высокая крашеная блондинка)прыгает прямо в жидкую кашу подтаявшего снега и так неудачно, что забрызгивает холодной слякотью полу своего пальто и сапоги.
Лика выбирается на узкий тротуар и  оказывается между двумя текущими навстречу друг другу потоками огромных грузовых машин, ревущих и брызжущих смесью грязи с песком и снегом.
Впереди желтеет длинный забор троллейбусного парка, разделенный широкими черными воротами.Одна
створка ворот открыта. Лика решительно направляется к створке ворот.Путь ей преграждает баба в оранжевой безрукавке, с ломом в руках,существо неопределенного возраста и совершенно бесполое.

БАБА
Куда идешь-то!Не знаешь - опоздавшим вход через проходную!Азраиль Мефодьевич велел.

Лика пытается ее не заметить, но баба проворно перемещается в самый центр прохода.

БАБА
Не пущу тебя,не пущу. Приходи вовремя.

ЛИКА
(жалобно)
Ну Вера Павловна,можно..

ВЕРА ПАВЛОВНА
Нет.

Лика поворачивается  и идет к проходной.

14.ИНТ.УТРО.КОРИДОР.
В коридоре, между доской почета и стендом с фотографиями побывавших в вытрезвителе сотрудников, висит зеркало. Лика на секунду останавливается привести себя в порядок, улыбается своему отражению и тянет на себя дверь с табличкой "Директор".

15.ИНТ.УТРО.КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА.
За столом сидит директор парка Азраиль Мефодьевич. В руках у него маленький пестрый флажок. На столе горы папок с надписями «Дело№» и «Совершенно секретно» и древняя китайская ваза с торчашими из нее ручками и карандашами.
 АЗРАИЛЬ
(галантно)
Здрасьте,Анжелика Григорьевна!Задерживаетесь?

ЛИКА.
Троллейбуса долго не было.

АЗРАИЛЬ
Ну я же не говорю - опаздываете. Я говорю — задерживаетесь.

Азраиль встает из-за стола,подходит к Лике.
Неожиданно наваливается на нее,прижимает к столу.

ЛИКА
(отбиваясь)
Пустите ...У меня муж...любимый..Да пустите я вам говорю!  Задушите....

Азраиль отпускает Лику. Поправляет съехавший на бок галстук с попугаями.

АЗРАИЛЬ
Сегодня обойдете все цеха и сообщите мне завтра утром о ваших успехах. Советую, чтобы они были.

ЛИКА
Я все цеха обойти не успею.Мне к четырем к онкологу.
(пауза)
Азраиль Мефодьевич,а ночью вам ничего такого не снилось?

АЗРАИЛЬ
А что?
ЛИКА
Да нет,я просто спросила.

16.НАТ.ДЕНЬ.РЫНОК.
Никита проходит по ряду, где торгуют цветами.   Выбирает букет. Расплачивается. Берет его под мышку. Достает мобильник. Набирает номер, прикладывает трубку к уху.

НИКИТА
Алло, это я! Все уже собрались?А,понятно.Но я уже рядом.Не бродить же мне под твоими окнами целый час. Помогу салаты нарезать.

Никита прячет телефон, быстро идет по улице.

17.ИНТ.ДЕНЬ.КВАРТИРА ФИРСОВА.
Фирсов стоит в комнате перед зеркалом и пытается завязать  галстук. Смотрит в свое отражение.На носу у него ссадина.
Напротив,перед монитором компьютера, с задумчивым видом сидит человек лет сорока,на его лице полностью отсутствует какая либо растительность,даже бровей нет.Это уже знакомый нам Азраиль Мефодьевич, отец Фирсова. Щелкает клавиатурой.  На мониторе сменяют друг друга изображения жутких типов .Ударяет по клавишам,изображение застывает. На  мониторе Неуспокоев и Никита на демонстрации.
Фирсов подходит к Отцу.Из-за плеча смотрит в монитор.

ФИРСОВ
О,Это же Никита...там где то рядом и я должен быть.

АЗРАИЛЬ МЕФОДЬЕВИЧ
Это массоны.Лучше обходи их стороной.А ты куда собрался?

ФИРСОВ
На день рождение.К Лике.

АЗРАИЛЬ МЕФОДЬЕВИЧ
Тогда у меня есть к тебе маленькое ,но ответственное поручение.
В общем..ты должен дефлорировать Лику.

ФИРСОВ
Что сделать?

Азраиль Мефодьевич шелкает по клавишам .На мониторе появляется статья из ВИКИПЕДИИ.Дефлора;ция (лат. de — удаление, устранение + flos, floris — цветок, молодость,девственность) — нарушение целостности девственной плевы.

АЗРАИЛЬ МЕФОДЬЕВИЧ
Сорви этот цветок.

ФИРСОВ
Но там будут ребята с нашего курса.И Никита.Он опять разобьет мне лицо.

АЗРАИЛЬ МЕФОДЬЕВИЧ
Это твой долг перед Родиной.
(целует сына в лоб)
А что бы он не набил тебе морду,изими у него булавку с зеленой горошиной на конце. Она у него в куртке.
Иди!
(Фирсов уходит)

Азраиль Мефодьевич продолжает щелкать клавиатурой.

АЗРАИЛЬ МЕФОДЬЕВИЧ
Раз у меня не получилось...   

На мониторе сменяют друг друга фотографии Неуспокоева: Неуспокоев и академик Сахаров,Неуспокоев и Солженицын,Неуспокоев и Че Гевара.

18.ИНТ.ДЕНЬ.ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА.
Никита звонит в дверной звонок.Дверь открывается.
Никита заходит в квартиру.

19.ИНТ.ДЕНЬ.ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА.
На лестничной площадке стоит Фирсов и звонит в дверной звонок.В правой руке у него спортивная сумка с надписью СПАРТАК.Дверь приоткрывается.На пороге стоит Лика.
Фирсов пытается зайти в квартиру,но она преграждает ему путь облокотясь о косяк двери.

ФИРСОВ
Лика,надеюсь я приглашен на твой день рождения?У меня и подарок есть.

ЛИКА
(поворачиваясь спиной)
Ладно,заходи.

20.ИНТ.ДЕНЬ.КВАРТИРА ЛИКИ.
Фирсов останавливается в прихожей, швыряет на пол сумку ,  открывает  шкаф  и начинает шарить по карманам всех висящих на вешалке курток.
В гостиной за низким столом придвинутом к дивану сидят человек семь молодых людей(среди них и Никита) и две девицы.На столе  бутылки с вином, нарезка,салаты.Входит Лика.

ЛИКА
Я же говорила вам ,что он придет.

НИКИТА
Кто?

ЛИКА
(Никите)
Обещай ,что не будешь драться.
(пауза)
Фирсов.

НИКИТА
(деловито -холодно)
Выгнать его что ли?

ЛИКА
Нет...Не надо.

НИКИТА
Ты что, будешь с ним, после всего что случилось, разговаривать?

ЛИКА
Ты что не знаешь,кто у него Отец.(подражая Фирсову-ст.) «Лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме».Лучше с ним не ссориться.

Входит Фирсов. В комнате мгновенно воцаряется пауза.Фирсов отодвигает свободный стул,садится.

Фирсов
Попрошу-ка я штрафную!

Никита наливает Фирсову полный бокал.

Фирсов поднимает бокал.
Салютует.
          
ФИРСОВ
(с иронией)
Спокойной ночи!
(пьет)
               
Ставит бокал на стол.Вожделенно смотрит на Лику.

ФИРСОВ
Я прошу прощения.Я должен сказать имениннице несколько слов наедине.Лика,выйдем на секунду.
 
Фирсов встает из-за стола и выходит в коридор.Лика пожимает плечами и тоже выходит.

21.ИНТ.ВЕЧЕР.КУХНЯ.
Лика сидит на краю стола.Рядом с ней стоит ,слегка пошатываясь ,Фирсов.

ФИРСОВ
Тебе никогда не предсказывали будущее?

ЛИКА
Кто?Ванга?

ФИРСОВ
Ну почему Ванга.Цыгане, например.

ЛИКА
Нет,а что? Ты зачем меня позвал, не из-за этого же.

ФИРСОВ
Ты не понимаешь.Этот твой Никита вступил в тайное общество.

ЛИКА
(насмешливо)
Да, и тебе удалось выяснить, что это за тайное общество.

ФИРСОВ
( брезгливо улыбаясь)
Содомиты!

ЛИКА
Почему ты так решил?

ФИРСОВ
(пожимая плечами)
Да по опыту знаю, что за тайными обществами не стоит обыкновенно никакой другой тайны, кроме этой. Зачем им иначе тихариться?

Фирсов зловеще подмигивает правым глазом.И с размаху закрывает кухонную дверь.Лика тянется к ручке.

ЛИКА
Открой дверь!
(Фирсов, перехватывает ликину руку)

ФИРСОВ
Сиди!Тише,тише!!

ЛИКА
Пусти...пусти

Фирсов вдруг наваливается на нее,прижимает к столу.

ЛИКА
Пусти ...Задушишь....

ФИРСОВ
Ты знаешь кто мой отец?Я должен ... сорвать цветок твоей девственности.Это мой долг перед Родиной.

Дверь на кухню открывается.Входит Никита.

22.ИНТ.ДЕНЬ.ОПЕРАЦИОННАЯ.
Перед его глазами возникает видение.Кухня исчезает.Кухонный стол превращается в операционный. Вокруг стола стоят несколько человек в белых халатах-хирург и его ассистенты.На столе лежит Лика.Хирург зашивает разрез у нее на груди.

ХИРУРГ
Бесполезно,травмы не совместимые с жизнью ...слишком поздно.

Видение исчезает.

23.ИНТ.ВЕЧЕР.КУХНЯ.
Фирсов отпускает Лику. Поворачивается к Никите.

ФИРСОВ
Опять бить будешь?

НИКИТА
Всенеприменно!




24.ИНТ.ДЕНЬ. КВАРТИРА РОДИТЕЛЕЙ НИКИТЫ.КУХНЯ. 
Никита стоит, опершись лбом в стекло окна, ведущего во двор.
За столом сидит солидный мужчина, пьет кофе из позолоченной чашки. Читает газету.Это отец Никиты.Через кухню с тазом полным  постиранного белья  проходит мать Никиты,  выходит на балкон.
Никита вздыхает, подходит к столу, садится. Отец откладывает газету.

ОТЕЦ
(задумчиво)
Да уж, этот мир определенно катится в пропасть… вот почитай.

НИКИТА
(читает)
Они призывают нас проснуться. Но к чему это приведет?Еще классик сказал Жизнь есть сон.Так не будем спорить с классиком.,широким фронтом выступим

(откладывает в сторону газету)

МАТЬ
(кричит с балкона)
Никита,сходи за свеклой,мне надо борщ варить.

ОТЕЦ
И собаку выгуляй
 
25.НАТ.ДЕНЬ.РЫНОК.
Покупателей немного.Никита с таксой на поводке идет вдоль прилавков.

ГОЛОС ПРОДАВЩИЦЫ
Носки брать будете?

Никита щурится и в темноте прилавка различает женщину лет  тридцати  в  темной  куртке.Совершенно  ясно,  что  женщина спит - время  от  времени  она  поправляет  у  головы  невидимую  подушку,  притворяясь, что приводит в порядок свои пегие волосы.

ПРОДАВЩИЦА
Заходи
(ногой отодвигает ящик ,закрывающий вход за прилавок)

НИКИТА
Да меня ,собственно, мама за свеклой послала.

ПРОДАВЩИЦА
(машет рукой в сторону)
Свекла это там ,у выхода.А здесь вещевой рынок.

НИКИТА
(неуверенно)
Ну я пойду?

ПРОДАВЩИЦА
(Шепотом)
А ты не мог бы сказать своей собаке «ФАС».

Откуда-то из за угла выворачивает женщина с тележкой, полной термосов.

ЖЕНЩИНА
(призывно)
Чай, кофе!  Пирожки с рисом, с картошкой, с мясом!

НИКИТА
(женщине)
Как тут к выходу пройти?

ЖЕНЩИНА
К  какому?

НИКИТА
  Там, где свеклу купить можно.

ЖЕНЩИНА
(машет рукой)
Туда.Пройдите вдоль двадцатого ряда, у семьдесят девятого места сверните направо, дойдете до туалета и там...почти рядом

НИКИТА
Спасибо.

ПРОДАВЩИЦА
(обидчиво)
Дурачок,зря не хочешь зайти
,но мне все равно не такие нравятся.

НИКИТА
А какие?

ПРОДАВЩИЦА
С овчарками, глупыш. С большими овчарками.

Никита разворачивается и  решительно шагает,почти бежит, по напровлению ,указанному торговкой пирожками.Такса волочится за ним на поводке.
 
26.ИНТ.ДЕНЬ.ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТУАЛЕТ.
Никита подходит к солидному кирпичному зданию с двумя входами.Это туалет.Никита привязывает таксу у входа и заходит внутрь.В туалете моет полы уборщица ,существо неопределенного возраста и совершенно бесполое.Это та самая баба   ,что не пускала Лику через ворота.Вера Павловна. Когда Никита подходит к писсуару,она роняет тряпку в ведро с темной мыльной водой и издает вздох.

ВЕРА ПАВЛОВНА 
Ах...

НИКИТА
(оборачиваясь)
Это вы мне?

ВЕРА ПАВЛОВНА
Нет.Это мне в голову мысль пришла-дело оказывается не в смысле,а тайне..

НИКИТА
(с опаской)
 У вас тут на рынке все такие,одна просит собаку спустить...

ВЕРА ПАВЛОВНА 
А, это местная юродивая. Ее  в детстве два пограничника изнасиловали, прямо в кинотеатре, во время фильма "Ко мне Мухтар". С  тех  пор  она  и  тронулась.

НИКИТА
Как же она продавцом работает?

ВЕРА ПАВЛОВНА 
А вот так и работает.Каждый вечер в милицию  звонит,  жалуется,что ее изнасиловать хотят, а сама к собачникам пристает, хочет,  чтоб  на  нее овчарку спустили...

НИКИТА
Но это неправильно

ВЕРА ПАВЛОВНА
Здесь есть одно правило.Вы слышали о Викторе Браунере, который в 1925 году нарисовал себя с вытекшим глазом, а через восемь лет ему этот глаз действительно выбили.Вы знаете Тайну жизни?


НИКИТА
И кто-же знает эту тайну?

ВЕРА ПАВЛОВНА 
Если кому-то известна эта тайна и вы о ней спрашиваете,вам обязаны ее открыть.

НИКИТА
Почему же ее тогда никто не знает?

ВЕРА ПАВЛОВНА
Ну почему. Кое-кто знает, а остальным, видно, не приходит в голову спросить.Вот вы, например, кого-нибудь когда-нибудь спрашивали?

НИКИТА
(быстро)
Считайте, что я вас спрашиваю.

ВЕРА ПАВЛОВНА
Все мы в этой жизни дремлем. А просыпаемся лишь с ее концом
Вот, например, сегодня. Включаю телевизор, а там... Не знаю, что страшнее — зал или президиум. Целый час смотрела, и ничего  нового  не  увидела  -  только, может, пара незнакомых поз. Один в тракторе спит, другой - на  орбитальной станции, третий во сне про спорт рассказывает, а эти, которые с  трамплина прыгают, тоже все спят. И выходит, что поговорить мне не с кем...

В уборную заходят несколько демонстрантов с большим количеством идеологического оружия — транспорантами на длинных  шестах и трехцветными флагами. Справив нужду, они ставят двуцветные копья к  стене, заслоняют писсуары своими промокшими транспарантами - на верхнем непонятная надпись «солипсизм совпадает с чистым реализмом, если он строго продуман» и устраиваются на небольшой пикник в узком пространстве перед зеркалами и умывальниками.
 Сначала доносится смех и разговоры; потом вдруг становится тихо и строгий мужской голос спрашивает:

ГОЛОС НЕУСПОКОЕВА
Ну почему вы не воспользовались булавкой.

Никита резко поворачивается
Неуспокоев и Старик  с  несколькими  разноцветными  значками  на  ветхом коричневом пиджаке,стоят у писсуаров,  рядом.Шумная компания исчезла.Возле писсуара-тележка с привязанной к ручке сумкой,полной разделочных досок с живописными картинками.

НИКИТА
Я ее потерял.

СТАРИК
Это зря.

НЕУСПОКОЕВ 
Молодость,беспечность.

СТАРИК
(Неуспокоеву)
Я ведь тоже в университете учился.

НЕУСПОКОЕВ
Да что ты!Ну ты Букашкин даешь!И как же это у тебя получалось. Ты же тогда еще спал ,как все.
(Никите)
Да,разрешите вам представить- Народный Старик России Б.У.Кашкин.
(декламирует)
Старик Букашкин нас заметил и в гроб сходя благославил.

СТАРИК БУКАШКИН
В какой еще гроб!? Я вполне себе еще живой!
Первый раз ответить во сне  получилось  у   меня неожиданно  и  без всякой подготовки - просто я краем сознания  заметил,  что  пересказываю какие-то "основные  направления"  и  одновременно  нахожусь  на  верхней площадке высокой колокольни.Я получил пятерку и с тех пор  даже  конспекты первоисточников вел, не просыпаясь  и  приходя  в  бодрствующее  состояние только для того, чтобы  выйти  из  читального  зала. Мало-помалу мое мастерство росло, и к концу второго курса я уже засыпал,  входя  утром  в метро, а просыпался, выходя с той же станции вечером.И что самое важное- Меня начали замечать! Я вдруг стал всем важен… я понимал что сплю. Но в этом состоянии было так хорошо…

Двери,одна ведушая в подсобное помещение,другая в женский туалет,слетают с петел одновременно. За считанные секунды туалет заполняется людьми с бритыми затылками и в камуфляжной форме.
Из проема соединяющего мужской и женский туалеты шагает Азраиль Мефодьевич Фирсов. Остановливается посреди комнаты.

АЗРАИЛЬ
(вежливо наклоняя голову)
Добрый день,Никита Валентинович.Меня зовут Азраиль Мефодьевич...

ВЕРА ПАВЛОВНА
Вы не имеете права. В конце концов мы могли бы обсудить.

АЗРАИЛЬ
Я не собираюсь с вами ничего обсуждать,Вера Павловна

СТАРИК БУКАШКИН
Вы могли бы обсудить это со мной ,мадам.Вот вы работаете в сортире,а это как нельзя лучше подходит к выработанной мной «теории помойки».
(смотрит на Азраиля)
Согласно ей ,любой Мусор может рассматриваться как художественное произведение, получившееся наиболее естественным путем.Как и дерьмо.

ВЕРА ПАВЛОВНА
Это как раз понятно.Дело в том, что вы знаете тайну жизни, поэтому способны видеть метафизическую функцию предметов. Но поскольку вы не знаете ее смысла, вы не в состоянии различить их метафизической сути.

НИКИТА
Вы прямо как на лекции по философии.

ВЕРА ПАВЛОВНА
Какая уж тут философия.Вот смотрю я на ваши ботинки,а мне кажется что это дерьмо.

Старик Букашкин
В каком смысле?

ВЕРА ПАВЛОВНА
 В самом что ни наесть прямом.Галлюцинация такая.


НИКИТА
Вы пытались объяснить это сами?


ВЕРА ПАВЛОВНА
Нет.Очень трудно понять. Наверно, что-то такое превращает вещи в говно. Некоторые превращает, а некоторые нет… А-а-а… Поняла, кажется. Сами-то по себе они не говно, эти вещи. Это когда они сюда попадают, они им становятся… Или даже нет – то говно, в котором мы живем, становится заметным, когда попадает на них…

Старик Букашкин медленно опускает руку в карман брюк.

АЗРАИЛЬ
Попрошу не оскорблять!Не советую.Вы еще не знаете всех наших возможностей.У нас почти столетняя практика...с 1917 года.

НИКИТА
Я не понимаю...Какие возможности? Практика в чем?

АЗРАИЛЬ
(старику)
Что вы успели ему рассказать?

СТАРИК БУКАШКИН
Ничего особенного.Что он-это не он.

АЗРАИЛЬ
Не пойму как вам удалось проснуться?

НЕУСПОКОЕВ
Уколите себя...Вот этим
(протягивает булавку)

АЗРАЕЛЬ
Чушь! Я имею ввиду совсем проснуться.Существовать наяву,так сказать.

ВЕРА ПАВЛОВНА
 Могу я вас спросить , а в чем цель существования?

АЗРАЭЛЬ
( ухмыляясь)
Существование, сударыня моя, это не выстрел из пушки. С чего вы взяли, что у него есть цель?
(грубо берет Веру Павловну за локоть)
Шли бы вы отсюда,пока не поздно.

НИКИТА
Не трогайте старушку!

СТАРИК БУКАШКИН
Я тоже поддерживаю...

Азраиль заходится в смехе.

АЗРАИЛЬ
Старушку?!!!Ха-ха-ха.
(Букашкину)
Ты бы Народный дворник помолчал.

Он хватается за живот и складывается пополам.Воспользовавшись секундным замешательством,уборщица бьет Азраиля промеж ног.

ВЕРА ПАВЛОВНА
Это моя территория,сам убирайся.
(поворачивается к Никите)
Я топором тебя хочу
(вытаскивает из-под халата топор с гвоздодерным выростом на обухе)
прямо по волосам, как у Федора Михайловича.
НИКИТА
ВЫ, конечно, можете это сделать,но...

Вера Павловна с силой обрушивает топор на Никитину голову.
Раздались звон и грохот, и Никита теряет сознание.
Спецназовцы начинают беспорядочно стрелять.Старик Букашкин размахивается разделочной доской и бьет ей по голове поднимающегося с пола Азраиля Мефодьевича.

СТАРИК БУКАШКИН
Хрясь!
На досочке нарисована лубочная картинка с сидящим на стуле молодым человеком,подозрительно напоминающем Никиту. Человек пьет воду из стакана,рядом стоит трехлитровая банка с опущенным в нее кипятильником. Корявая надпись гласит:Если служишь ты народу-кипяченую пей воду.

27.ИНТ.ДЕНЬ. УНИВЕРСИТЕТ.ЛЕКЦИОННАЯ АУДИТОРИЯ.
 Когда Никита открывает глаза, никаких спецназовцев нет и в помине. А сам он сидит за партой в аудитории университета. Ручка в  Никитиных пальцах забралась по диагонали в  самый  верх лежавшего перед ним  листа,  оставив  за  собой загадочную надпись: Я уколов не боюсь.

НИКИТА
(шепотом)
Кажется, это Агния Барто.- Или все- таки Сергей Михалков?
На парте перед Никитой лежит томик Достоевского- «Преступление и наказание».

Никита с опаской смотрит по сторонам, не слышит ли его кто-нибудь. 

НИКИТА
(шепчет)
А то примут еще за идиота.

Никто его не слышит - все спят, уперев  лбы  в  раскрытые  ладони,  так,  что  лица  оказывались спрятанными. Кисть правой руки при  этом  скрывается  за  локтем  левой, и разобрать, пишет сидящий или нет, невозможно.Справа от Никиты сидит Лика и пишет в общей тетради.

НИКИТА
(Лике)
А Фирсов не пришел?

ЛИКА
Кто?А... Фирсов.

НИКИТА
Ну да,Фирсов.Он еще к тебе приставал...на дне рождении.

ЛИКА
(удивленно)
Никто ко мне  не приставал.К тому же день рождения у меня летом.

НИКИТА
(неуверенно)
Да,летом...Странно.Мне казалось...

ЛИКА
Ты в последнее время какой-то странный стал.Кажется ему что-то!   

Никита пристально смотрит на говорящего преподавателя.Это уже знакомый нам Апполинарий Марксенович. Он стоит, уперев локоть в трибуну. Глаза его закрыты. Но речь твердая, словно он все еще читает свой конспект.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
После  того  как сеанс заканчивается,  возникает эффект  отдачи  - совместный  выход  участников из состояния, только что переживавшегося ими как реальность. Это,  если хотите,
использование свойственного  человеку стадного чувства в  медицинских целях.
Те, кто участвует в сеансе вместе с вами, могут проникнуться вашими идеями и настроениями  на  некоторое  время,  но,  как  только  сеанс кончается,  они возвращаются к своим собственным маниям, оставляя вас в одиночестве.

Никита, пытается конспектировать за преподавателем, но голова его наклоняется все ниже и ниже. Почти касается парты. Никита вздрагивает, резко поднимает голову, глаза бессмысленно оглядывают пространство.Никита медленно встает. Старается не шуметь идет к трибуне.Останавливается перед преподавателем.Достает булавку.

ЛИКА
Не вижу смысла.

НИКИТА
(ладонью проводит у преподователя перед глазами)
Что?

Преподаватель никак не реагирует, он также продолжает читать свою лекцию.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
И в эту секунду  -  если  удается  достичь
катарсического  выхода   патологического психоматериала на  поверхность - пациент может сам  ощутить  относительность
своих  болезненных представлений и перестать отождествляться  с ними.

В аудиторию входит Фирсов.

ФИРСОВ
(Никите)
Эй ты,придурок сядь на место!

Никита недоуменно поворачивается на голос.Фирсов сидит за первой партой и трет ладони о крышку стола, будто вытирая выступивший пот, а потом вдруг убирает их под стол. Взглянув на Никиту он внезапно впадает в ступор. На его лице отражается отчаяние.

ЛИКА
(Фирсову)
А что если ему просто сниться, будто  он  колет  булавкой?

ФИРСОВ
(Лике)
Это, конечно,интересно.И хорошо, что ты доверяешь мне. Я думаю, мы это уладим… Уладим, уладим… Сейчас звякну Азраилю Мефодьевичу…
(Никите)
Руки на голову!

Фирсов кладет на парту дуло маузера. Затем вынимает из нагрудного кармана пенсне и цепляет его на нос.

ФИРСОВ
Руки на голову!

НИКИТА
(поднимая руки)
Ты что,Сергей?

Фирсов
Нет!

НИКИТА
Что «нет»?

ФИРСОВ
Оружие...то есть я хотел сказать..булавку на стол, вот что.

НИКИТА
Как же я положу ее на стол,  если у меня руки на голове?

Фирсов взводит курок  пистолета.

ФИРСОВ
Господи, знал бы ты, сколько раз я слышал именно эту фразу.

НИКИТА
Какой ты удивительный подлец,Фирсов. Впрочем, я это с детства знал. Зачем тебе все это? Орден дадут?

Фирсов улыбается.

Фирсов
(поправляя пенсне на носу)
Какой я тебе Фирсов.

ЛИКА
У тебя,Фирсов,  почти  получилось убедить всех.Только в самом конце ты сбился и заговорил о мазуте Днепропетровска вместо маузера Дзержинского.

ФИРСОВ
Какой на хрен мазут!Я ничего такого не говорил!Все по своим местам!

Никита возвращается на свое место,принимает прежнее положение и мгновенно...

28.ИНТ.ДЕНЬ.ВАГОН МЕТРО.
...оказывается в вагоне метро. Напротив него сидит Лика и что- то записывает в толстую тетрадь. Глаза  у нее полуприкрыты, она как будто находится в дреме. Так выглядят лунатики.
Никита подходит к дверям  и  смотрит  на  свое усталое   лицо  в  стекле. Затем возвращается на скамейку и продолжает наблюдать за Ликой. Девушка вдруг дергает головой, закладывает проездным раскрытую   тетрадь, закрывает глаза и погружается в  неподвижное оцепенение;  через  некоторое время вагон сильно трясет,  она еще раз дергает головой,  шевелится- раскрывает свою тетрадь, прячет проездной в карман и засыпает опять. При этом рука ее продолжает писать  что- то в тетрадке. Никита встает  и пересаживается рядом с Ликой. Та, не поднимая век, ныряет рукой в карман куртки и протягивает Никите упаковку таблеток.

ЛИКА
            
Держи!
НИКИТА
(удивленно)
Что это?

ЛИКА
Элениум. Помогает от бессонницы. Ты же вчера просил.

Никита вскрывает упаковку,достает таблетку и  отправляет ее в рот.
Смотрит в окно. Поезд остановился на станции. На платформе стоит влюбленная парочка и целуются. Вдруг парень отстраняет от себя девушку и  толкает ее в открытые двери подошедшего вагона. Девушка, так и не проснувшись, проходит в конец вагона, и устало опускается на сиденье.В последнюю секунду перед отправлением,придержав двери, в вагон впрыгивает Неуспокоев.

НЕУСПОКОЕВ
(подсаживаясь к засыпающему Никите)
Вы знаете,что происходит с людьми, которые засыпают в поездах и пропускают конечную станцию?

НИКИТА
Понятия не имею

НЕУСПОКОЕВ
Когда поезд въезжает в метро, людей будят, вытаскивают из вагонов и сажают на цепь. После этого они проводят долгие годы под землей, работая и ремонтируя механизмы, которые приводят огромный организм метро в движение. Все это время они находятся как-бы в трансе,вот как ты сейчас. Когда они стареют и уже не могут работать, они в один прекрасный день просыпаются в переполненном вагон, посреди людей, едущих на работу. Они ничего не помнят о своей жизни под землей, просто им становится ясно, что еще вчера они были молоды и полны надежд, а сегодня старики. Их жизнь окончена, и они совершенно не понимают, что же произошло между вчера и сегодня.

Тоннель кончается, и поезд  влетает на  мост  над замерзшей рекой. От неожиданно яркого света зимнего солнца Никита зажмуривается.
Через секунду поезд опять  ныряет  в  тоннель,  и  в  стекле  возникает отражение работающего телевизора. Передают новости с проспекта Сахарова, где проходит очередной митинг. Понять, кто и против чего митингует  невозможно.

ГОЛОС ОТЦА
Умнеешь, только непонятно, кто тебе эту чушь наплел насчет масонских шапочек.

29.ИНТ.ВЕЧЕР.КВАРТИРА РОДИТЕЛЕЙ НИКИТЫ.
Никита открывает глаза. Он сидит в кресле напротив работающего телевизора. На диване в своей полосатой серой пижаме, откинув голову, спит отец. Внезапно, словно увидев кошмар, он,замахав руками,вопит, вскакивает и на секунду проснувшись, пересаживается в кресло, ближе  к мерцающему синим цветом телевизору.

НИКИТА
(продолжая)
Масоны или вольные каменщики носили еще такие длинные фартуки.   

Из кухни с тарелкой  в  руке  появляется  мать.

МАТЬ
Что это вы смотрите? Сейчас же по пятому начнется «На сон грядущий».
 
Мать, устраивается на диване поудобнее, прикрывает ноги пледом и погружается в полудрему.
 Полуприкрытые  глаза ее завороженно поворачиваются за плывущей по экрану заставкой передачи.
Никита  посапывает  рядом  с  родителями.

ДИКТОР ТЕЛЕВИДЕНИЯ
(с экрана)
По сообщению агентства «Дейли телеграф» визит монгольского хана продлиться до Нового года по восточному календарю. Целью визита хана в Россию является сохранение популяции «белоленточников».   Белая лента, как известно, символ евразийства. Также хан подведет итоги конкурса на лучшую листовку и лозунг. К другим новостям. Наш специальный корреспондент побывал вчера в больнице им. Кащенко.

30.ИНТ. ВЕЧЕР.БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА.
На экране появляется больничная палата.На пороге стоят дружинники Жербунов и Барболин . На них  белые халаты, а  у Барболина из  кармана  торчит стетоскоп.На больничной койке сидит Неуспокоев в смирительной рубашке.Рукава рубашки связаны за спиной толстым узлом.Неуспокоев смотрит с экрана прямо на Никиту.

НИКИТА
Кто вы на самом деле?

НЕУСПОКОЕВ
Вы задаете мне этот  вопрос уже второй  раз  за  сегодняшний  день,молодой человек.Я уже ответил, что моя фамилия Неуспокоев. Пока это все, что я могу вам сказать.  Не  торопите события.  Кстати, в  наших  приватных беседах  вы можете звать меня  Михалом Михалычем. 

ГОЛОС СТАРИКА БУКАШКИНА
Михал Михалыч-человечище!Мы с ним в одной палате лежали.

31.НАТ. НОЧЬ. БУЛЬВАР.   
Никита приоткрывает глаза. Он сидит на скамейке на бульваре под луной и ест яблоко. Рядом стоит уже знакомый ему Старик Букашкин  с  несколькими  разноцветными  значками  на  ветхом коричневом пиджаке и протягивает разделочную доску.
На доске изображен мужчина, выражением лица чем – то напоминающий лошадь. Человеколошадь ест с рук Президента овес.По краям доски написано:Слезятся маленькие глазки у жеребеночка без ласки.
Никита прикрывает веки.

32.ИНТ.ВЕЧЕР.КВАРТИРА РОДИТЕЛЕЙ НИКИТЫ.

ГОЛОС НЕУСПОКОЕВА
(с экрана телевизора)
Вы знаете,молодой человек что такое групповая  терапия
по профессору Фирсову?

Отец, поежившись в кресле, вздыхает.
Никита приоткрывает один глаз.

33.НАТ. НОЧЬ. БУЛЬВАР.   
Старик,  присев на краешек скамьи, все еще протягивает ему  разделочную доску с воткнутой в край булавкой с зеленой горошиной на конце.
 Никита зажмуривается.

34.ИНТ.ВЕЧЕР.КВАРТИРА РОДИТЕЛЕЙ НИКИТЫ.
На экране телевизора Барболин и Жербунов подхватывают Неуспокоева под  руки, легко  ставят   на ноги и выволакивают в пустой полутемный коридор.Неуспокоев не сопротивляется.
Они втолкнули его  в  просторную  комнату,  усаживают     на табурет  у стены, между двумя высокими окнами, на которые  спущены пыльные портьеры и исчезают за дверью.

ОТЕЦ
(сквозь сон)
Вот она, правда-то...

35.НАТ. НОЧЬ. БУЛЬВАР.   
 Никита открывает оба глаза.

СТАРИК БУКАШКИН
Я уже давно ношу с собой булавочку. Как только становится невмоготу, я периодически колю себя в бедро.

(достает булавку)

Никита протягивает руку и берет булавку.

НИКИТА
(закрывая лицо ладонями)
Но почему? Почему я должен вам верить.

36.ИНТ.ВЕЧЕР.КВАРТИРА РОДИТЕЛЕЙ НИКИТЫ.

МАТЬ
(в полусне)
У тебя прямо какое-то возрождение к жизни!

На экране телевизора большой  письменный  стол,   заваленный множеством  папок  конторского вида.  За  столом сидит Азраиль Мефодьевич в  белом  халате,  таком  же, как  на  Жербунове  и  Барболине,  и внимательно  слушает черную эбонитовую трубку телефонного  аппарата, прижимая ее  к уху плечом. Его руки  механически перебирают фотографии :Неуспокоев и Че Гевара,Неуспокоев и Сахаров ; время от времени он кивает головой, но вслух  ничего не говорит. На Неуспокоева он не обращает ни  малейшего внимания. 

НЕУСПОКОЕВ
(пытаясь обратить на себя внимание)
Я много  думал о том, почему  одни люди  оказываются  в  силах  начать новую жизнь,а другие...

АЗРАИЛЬ
(поднимает глаза на Неуспокоева)
Деградируете,мой дорогой. Раньше вы беседовали с Че Геварой,Солженицыным. А сейчас на ампиловцев переключились. Ну что интересного вы нашли в этом инженеришке Бессонове,что бы его пробуждать.

НЕУСПОКОЕВ
С чего вы это  взяли?

АЗРАИЛЬ
Так вот же  ваше  дело!
(поднимает со стола толстую папку)
Как раз его перелистывал.

Бросает папку назад, наклоняется над телефоном и нажимает какую-то кнопку.

АЗРАИЛЬ
(в трубку)
Сонечка, пожалуйста, четыре кубика, как обычно. Прямо у меня, пока он в рубашке. Да, а потом сразу в палату...

37.ИНТ.ВЕЧЕР.БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА.
Жербунов и Барбулин вносят в палату Неуспокоева. На одной из краватей сидит Никита.   
 
НИКИТА
Как же все-таки одинок человек! Ведь я  даже  не  знаю,  что  снится  моим  родителям,  или прохожим на улицах, или  вот этому старику  Букашкину. Хоть бы с кем поговорить!

38.НАТ. НОЧЬ. БУЛЬВАР.
 
СТАРИК БУКАШКИН
А мне ничего не снится! Как на фронте контузию получил, так и не снится. На фронте мы сутками не спали.…Потому фашиста и победили.

39.ИНТ.ВЕЧЕР.КВАРТИРА РОДИТЕЛЕЙ НИКИТЫ.

МАТЬ
(сквозь сон,зло)
Достали.
 
По телевизору, между тем, показывают интервью со стоящим возле полок с морской капустой Стариком Букашкиным.
 
40.ИНТ. ВЕЧЕР. СУПЕРМАРКЕТ.
Старик Букашкин говорит в микрофон, который держит неведомо кому принадлежащая рука.

СТАРИК БУКАШКИН
Именно  морская капуста позволяет осуществить мечту Гиппократа: «чтобы наша пища была лекарством, а лекарство – пищей».Ведь состав ламинарии уникален: аминокислоты, альгинаты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, макро- и микроэлементы. По сравнению с обычной капустой в морской вдвое больше фосфора, в 11 раз – магния, в 16 – железа, в 40 раз – натрия.

41.НАТ. НОЧЬ. БУЛЬВАР и УЛИЦЫ.
Старик Букашкин, замурлыкав себе под нос ,встает и   нетвердой походкой идет через улицу.

СТАРИК БУКАШКИН
Вставай страна огромная...
(глаза старика гаснут) Ну до чего же хорошо! И жизнь прожил, и жив ешо!
Улица пуста. Горят  фонари, испускающие  слабое  фиолетовое  сияние.

НИКИТА
(вскакивая)
Я должен ей рассказать!

Никита бежит.Навстречу  время  от  времени  попадаются  компании  -  сначала   какие-то легкомысленные девочки, одна из  которых  подмигивает  Никите,  потом  пара явных уголовников.А потом из-за угла  появляются двое дружинников из перехода-Жербунов и Барболин.

ЖЕРБУНОВ
(берет Никиту под правую руку)
Ты же обещал,что все останется между нами.

БАРБОЛИН
(берет Никиту под левую руку)
Ты ее не найдешь.У нас четкие инструкции.

ЖЕРБУНОВ
А мы тебе поверили...Ладно идем с нами.

НИКИТА
(пытаясь освободиться от провожатых)
Никуда я с вами не пойду,не имеете право.

БАРБОЛИН
Здесь недалеко.

Рядом с ними визжа тормозами притормаживает
машина.Неуспокоев сидит за рулем серебристого «Мерседеса» .Задняя дверца приоткрывается и Никита запрыгивает в автомобиль. Машина срывается с места.

42.ИНТ.ВЕЧЕР.САЛОН «МЕРСЕДЕСА».

НЕУСПОКОЕВ
С тобой всегда все сложно.

НИКИТА
А что сложного -то?Я не понимаю за что только мне все эти мытарства.

НЕУСПОКОЕВ
Ты говоришь о воздушных мытарствах?

НИКИТА
Каких?

НЕУСПОКОЕВ
Я имею ввиду сорокадневное путешествие душ по слоям, населенным различными демонами, разрывающими пораженное грехом сознание на части.

НИКИТА
Я что умер?

НЕУСПОКОЕВ
Если сон является смертью -то да.Современная наука установила, что сущностью греха является забвение Бога, а сущностью воздушных мытарств является бесконечное движение по суживающейся спирали к точке подлинной смерти. Ведь умереть не так просто, как это кажется кое-кому... Вот ты,например. Ты ведь думаешь, что после смерти все кончается, верно?

НИКИТА
Верно.Я Атеист.Меня так воспитали.

НЕУСПОКОЕВ
Воспользуйся булавкой и все поймешь. Только не сейчас,дай остановиться. Никогда не знаешь,где ты сейчас находишься в реальности. И что может произойти.

Никита ,как будто не услышав последних слов,колет себе в бедро булавкой.

43.НАТ.ВЕЧЕР.УЛИЦА.
Серебристая машина Неуспокоева и милицейский газик проезжают мимо опорного пункта. Совершив маневр, «мерседес» резко тормозит, и газик врезается в него. Барболин выскакивает из машины,подбегает к мерседесу и открывает дверцу. На него в упор смотрит улыбающийся Никита. В руках он держит булавку.Колет ей себе в бедро.

И моментально картина меняется.Никита  стоит возле опорного пункта,поддерживаемый под руки с двух сторон Барболиным и Жербуновым.

44.ИНТ. НОЧЬ. ОПОРНЫЙ ПУНКТ.
Дружинники заводят Никиту в опорный пункт. За окошком спит дежурный. Жербунов нарочито громко кашляет.Дежурный просыпается и вскакивает. Увидев всего лишь дружинников ,вновь опускается на стул.

ДЕЖУРНЫЙ
Это вы. А все уже разошлись. Можно было возврашатся еще час назад.

ЖЕРБУНОВ
Тогда прими задержанного и мы пойдем.

ДЕЖУРНЫЙ
Опять бодрствующий?

БАРБОЛИН
Он самый.

ДЕЖУРНЫЙ
По поводу неспящих новая инструкция поступила,пока вы дежурили. Приказано обыскивать и отпускать. Ими теперь другие службы занимаются.

ЖЕРБУНОВ
Какие еще службы?

ДЕЖУРНЫЙ
Отдел пропоганды и промывки мозгов.Им там колют так  называемый сульфазиновый крест, то  есть четыре инъекции в жопу.(ржет)

ЖЕРБУНОВ
Мы его уже обыскали.

ДЕЖУРНЫЙ
Что нибудь нашли?

БАРБОЛИН
Только вот это.

Разжимает ладонь. На ладони-булавка.

ЖЕРБУНОВ
 Что,можно отпускать?

ДЕЖУРНЫЙ
Ну...я же сказал новые инструкции...
(Никите)
Как твоя фамилия?

НИКИТА
Бессонов. А вам зачем?

ДЕЖУРНЫЙ
(листает канцелярскую книгу)
А вот вас Азраиль Мефодьевич отпускать не велел.Сейчас вызову санитаров.

Дежурный наклоняется над телефоном и нажимает какую-то кнопку.

Никита озирается по сторонам. Барболин все еще держит булавку на раскрытой лодони. Никита хватает булавку и пытается вонзить ее себе в ногу.Барболин и Жербунов наваливаются на него и ...одевают смирительную рубашку.

45.ИНТ.ВЕЧЕР. КОРИДОР ПСИХБОЛЬНИЦЫ.
Жербунов и Барболин(оба в белых халатах) волокут по коридору Никиту в смирительной рубашке.

ЖЕРБУНОВ
(Барболину)
Вот торкнуло человека.

БАРБОЛИН
Что он вчера выдавал, это да. А какие стихи читал!
(Никите)
Ты хоть что-нибудь помнишь?

НИКИТА
У меня превосходная память.Отпустите меня.Не имеете права.

ЖЕРБУНОВ
Да что ты с этим мудаком разговариваешь.Пускай Мефодьевич разбирается, ему за это деньги платят.

Навстречу им бодрым шагом идет Азраиль Мефодьевич.Поровнявшись с ним все трое останавливаются. Азраиль почти по отечески взьерошивает Никите волосы.

АЗРАИЛЬ
И кто у нас опять сбежал?

НИКИТА
Нельзя ли развязать мне руки?

АЗРАИЛЬ
А ты больше не будешь бросаться на людей?

ЖЕРБУНОВ
Куда его?

АЗРАИЛЬ
Как куда.Туда же, к Неуспокоеву, или вы забыли мой метод терапии.(пауза) Да.И развяжите ему руки.

46.ИНТ.ВЕЧЕР.БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА.
Жербунов и Барболин заводят в палату Никиту,развязывают рукова смирительной рубашки,сажают его на кровать у окна забранного решеткой. Уходят. Никита сидит неподвижно.


НЕУСПОКОЕВ
Никита ,ты что там сидишь?

Никита встает и пересаживается на кровать рядом  с Неуспокоевым.. Неуспокоев хватает его за плечи.

НЕУСПОКОЕВ
Пробуждение означает бесследное исчезновение. а оно и  есть главное условие вечности. Но это , так сказать, метафизический аспект сна.  Закрой глаза. А теперь открой.

Комната, где они теперь находятся, напоминает номер в недорогой провинциальной гостинице – столик, два полумягких кресла, умывальник на стене и лампа под абажуром.

НЕУСПОКОЕВ
Вот и все.Этого мира больше нет.

НИКИТА
(в волнении)
Стойте, а Букашкин ? Он что, тоже исчез?

НЕУСПОКОЕВ
Поскольку его никогда не существовало, на этот вопрос довольно сложно ответить. Но если тебя по-человечески волнует его судьба, то не тревожься. Уверяю тебя, что Букашкин, точно так же, как ты и я, в силах создать свою собственную вселенную.

НИКИТА
А мы в ней будем присутствовать?

НЕУСПОКОЕВ
Интересный вопрос.Мне бы такой никогда не пришел в голову. Возможно, что и будем, но в каком качестве – не берусь судить. Откуда мне знать, какой мир создаст Букашкин в своей голове.   
Поворачивается  и идет к окну.В его руке появляется револьвер.

НЕУСПОКОЕВ
Придется снова прибегнуть к практике «русской рулетки». 

НИКИТА
А что мне делать,что бы проснуться?Снова использовать булавку?

НЕУСПОКОЕВ
Ничего, потому что сон, от которого требуется проснуться, есть  ты сам.

НИКИТА
А я буду опять собой?

НЕУСПОКОЕВ
Ну как ты можешь не быть собой, когда ты и есть абсолютно все, что только может быть?
(приставляет дуло револьвера к виску)
 
НИКИТА
(испуганно)
Подождите. Вы не можете так меня бросить. Вы должны хотя бы объяснить…
 
НЕУСПОКОЕВ
Больше всего мы боимся  проснуться.Хотя, если вдуматься, этот страх  лишен всяких оснований. 

Нажимает на курок.Никита закрывает глаза.
Появляется аллея,занесенная снегом.Раздается выстрел.
В небе расцветает цветок фейерверка.

47.НАТ. НОЧЬ. АЛЛЕЯ.
Никита решительно направляется вниз по аллее. Куда идти он не имеет ни малейшего представления, поэтому  устремляется к ближайшему супермаркету, манящему к себе освещенной витриной.

48.ИНТ. НОЧЬ. СУПЕРМАРКЕТ.
В магазине стоит очередь за водкой. Внимание! Акция! Водка «Спи», - читает Никита на косом листке, прикрепленном булавкой с зеленой головкой  у кассы. - Крепко спящим скидка 70%.   
Никита рассматривает бутылку.
На  зеленой этикетке  изображен стилизованный земной шар  с крупными буквами "СПИ".

В это время в противоположном углу магазина девушка с микрофоном берет интервью у Старика Букашкина.

СТАРИК БУКАШКИН
Именно  морская капуста позволяет осуществить мечту Гиппократа: «чтобы наша пища была лекарством, а лекарство – пищей».Кстати,
(достает из подполы расписную разделочную досочку)
на моей досочке очень удобно эту капусту разделывать.
 
 Никита берет бутылку и встает в очередь.За кассой сидит Лика. У кассы он долго шарит по карманам в поисках кошелька, пока кто-то из очереди не кричит ему.

МУЖСКОЙ ГОЛОС
Побыстрее нельзя! Хватит спать!
Наконец Никита находит кошелек.

НИКИТА
(Лике)
Что ты тут делаешь?
(расплачивается)

ЛИКА
(тихо)
Я по ночам подрабатываю кассиром.
Подожди меня, на выходе. Я скоро.

49.НАТ.ВЕЧЕР.ПЕРЕД СУПЕРМАРКЕТОМ.
Никита выходит на улицу.В недоумении смотрит на бутылку водки . Бросает бутылку в урну.
Через минуту выходит и девушка. Обнимает его за шею. Они  целуются.

ЛИКА
(требовательно)
Закрой глаза!  Если у обоих целующихся глаза открыты, то они будут смотреть друг на друга под странным углом, что не имеет смысла. Ответь мне. Только честно. Почему ты не хочешь остаться.

(Никите становится страшно) 
 
НИКИТА
Ты не знаешь … Я знаю то, чего не знал раньше. Вернее догадывался.

ЛИКА
Я не понимаю, о чем ты говоришь, Но если тебе здесь плохо, давай уйдем.

НИКИТА
Куда? В соседний сон?

 

НИКИТА
(отстраняя Лику)
Прости,можно задать тебе один личный вопрос?

ЛИКА
(низким голосом)
Вопрос? Можно.

НИКИТА
Скажи, что тебе сейчас снится?


50.ИНТ.ВЕЧЕР.АГИТАЦИОННАЯ КОМНАТА.
В агитационной комнате на стенах висят рукописные плакаты со стихами,призывавшими беречь хлеб.
В комнату входят Азраиль Мефодьевич,Вера Павловна,Лика,несколько пожилых рабочих в засаленной спецодежде, человек пять молодых людей,среди них Фирсов-мл.,Жербунов и Барболин .Все начинают рассаживаться.Жербунов,Барболин и Азраиль Мефодьевич занимают места в маленьком президиуме, молодежь по привычке усаживается подальше, возле книжных стеллажей.Начинается собрание.
Азраиль Мефодьевич встает, потирает ладони и уже собирается что-то сказать, когда открывается дверь, и входит перепачканный маслом тощий,похожий на музыканта Мика Джаггера человек. В руках у него зубило с приваренной к нему длинной поперечиной.

«МИК ДЖАГЕР»
Надо включить радио.

Азраиль смотрит на него с хмурым недоумением, а потом его лицо проясняется.

АЗРАИЛЬ
Верно,надо включить радио.

Азраиль выходит из-за стола,подходит к стене и поворачивает  черный кружок на боку маленького приемника с олимпийской эмблемой.

ГОЛОС ДИКТОРА
Сейчас, друзья, как раз завершается первый день ваших воздушных мытарств. По славной традиции он проводится на земле.

ВЕРА ПАВЛОВНА
(кричит в ужасе)
Что делать? Что делать?! Что делать?!

В зале кто-то тихо вскрикивает.Лика поворачивается, чтобы посмотреть, кто это. Азраиль Мефодьевич пытается заткнуть колпачком от авторучки пулевую дырку в виске.Фирсов-мл.вправить кости своего проломленного черепа.Жербунов и Барболин делают друг другу искусственное дыхание.Чтобы не закричать в полный голос Лика начинает обеими руками оттирать след протектора с обвисающей на раздавленной груди белой кофточки

ГОЛОС ДИКТОРА
Не спешите уверить себя, что ничего не произошло!Вы ведь и первую догадку о том, что с вами случилось, примите за идиотский рассказ по радио! О ужас советской смерти! В такие странные игры играют, погибая, люди! Никогда не знавшие ничего, кроме жизни во сне,вы принимаете за жизнь смерть.

Лика вскакивает. Фирсов, качаясь, кидается к окну, Жербунов и Барболин  лезут под стол, сообразительный Азраиль  уже тянет руку к черной кнопке радио, намереваясь выключить его и посмотреть, что это даст.
Лика с трудом переставляя ноги,ковыляет к двери. Неожиданно гаснет свет, и пока она наощупь ищет  ручку, на нее сзади наваливаются несколько человек. Лика зажмуривается.

51.НАТ.ВЕЧЕР.ПЕРЕД СУПЕРМАРКЕТОМ.
Лика плачет,уткнувщись носом в плечо Никиты.

ЛИКА
Ты так ничего и не понял.
(плачет  с закрытыми глазами)

НИКИТА
(взволнованно)
Понимаешь,  я  знаю,  что  об  этом нормальные люди не говорят. Может, я ненормальный?   Слушай, давай  я тебя булавкой уколю! И ты все сама увидишь.   Как я не догадался...  Хочешь?

ЛИКА
Не хочу.Я все знаю.Я устала бороться.Там я уже наверно умерла... Ты спрашиваешь ,что мне снится? Так вот я не уверена,что все это
(делает жест рукой,как бы описывая круг)
не сон.



НИКИТА
(вздрагивает)
Ой! Что-то в ногу кольнуло.

Достает  из  кармана неизвестно как там оказавшуюся булавку с зеленой горошиной на конце, кидает ее в сугроб и поднимает глаза. Он стоил перед витриной магазина.И прижимает к груди плачущую девушку. В мутноватом стекле отражается лицо немолодого человека, с характерными морщинами.

ЛИКА
(сквозь слезы)
Ты так ничего и не понял.Зачем просыпаться, стань как все. И пусть наше
завтра будет таким же, как сегодня, до мгновения, когда над тем, что кто-то
из нас принимает за свой университет, кто-то — за супермаркет, кто-то - за
троллейбусный парк, и так дальше,разольется задумчивая мелодия «Спи моя радость ,усни..».Вот видишь
(делает жест рукой,  показывая куда- то в сторону супермаркета)
они получили свой кусок счастья. И те люди на митинге. И все, все, все.…

Никита прижимает Лику к груди.Целует ее заплаканные глаза.

НИКИТА
Я понял!Нам не нужна никакая булавка,мы просто проснемся.Открой глаза.Просто открой глаза.Вся жизнь существует один миг. Вот именно тот, который происходит сейчас. Это и есть бесценное сокровище.

Из-за угла магазина неожиданно появился Азраиль Мефодьевич.Как полицейский из фильма приседает,жестко расставив ноги,направляет на них черное дуло пистолета.

АЗРАИЛЬ
Стой! Не двигатся. Закрыть глаза.

Два выстрела сливаются в один.
 На мгновение перед глазами Никиты темнеет и затем, как из розового тумана, отчетливо проявляется комната.

52.ИНТ.ВЕЧЕР.КВАРТИРА НИКИТЫ.

В комнате на диване под одеялом лежит Никита,каким мы видели его в начале фильма.Откуда-то справа появляется женщина в бигудях, в руке она держит кофейную чашку. С большим трудом в ней можно узнать Лику.
 
ЛИКА
(скороговоркой)
Сегодня   заберешь Аннушку  из  садика.Я буду поздно.У нас один умник предложил новшество
(достает из кармана халата сложенный вчетверо листок ,разворачивает,читает)

"...заключается в том, что штанга металлорежущих ножниц комплектуется
набором сменных грузов, что позволяет в результате несложной операции
регулировать величину удельного момента...
 
НИКИТА
Ну хватит.Я не могу.Меня вызвали в  контору. Потом попрошу у Германа Парменыча отгул на полдня за сегодняшний выход.

ЛИКА
(обиженно)
Вечно одно и то же.

НИКИТА
(ласково)
Не обижайся!У меня голова болит,лучше дай таблетку аспирина.
 
Лика выходит из комнаты и тут же возвращается со стаканом воды и таблеткой.

ЛИКА
Держи! по твоей вине мы теперь не можем, как все нормальные люди, спать.
 
Никита встает, в трусах проходит на кухню.Смотрит на себя в запотевшее зеркало, висевшее над умывальником. В зеркале отражается лысина и его усталое морщинистое  лицо.


НИКИТА
(отражению)
С добрым утром!Как  же я все- таки люблю жизнь!   Лучи весеннего солнца, свежесть ветра с залива, яркость и манящее влечение звёзд на небосклоне, загадочное сияние проказницы луны, людей, близких моему сердцу...  Надо жить! С добрым утром!





                КОНЕЦ