Императоры и курфюрсты

Вячеслав Демидов
Король Фридрих I Прусский (о нем можно прочитать в моей статье "Пруссия... Откуда она взялась?") был еще и бранденбургским курфюрстом Фридрихом III Гогенцоллерном. Как курфюрст, он подчинялся сидевшему в Вене императору Священной Римской Империи Германской Нации.

А как прусский король – никому не подчинялся. Точнее, не совсем «никому». Кое в чем он зависел от короля Польши. Немного, правда, но зависел.

Очень все это странно, не так ли?

Но в тогдашней Европе отношения между правителями были непростыми. И вообще, чтобы понять и оценить характер, личность и деятельность Фридриха Великого, надо представлять себе, как он формировался, какие моральные и иные ценности были для него важными. А это значит – понять, как формировалось курфюршество Бранденбургское, как его государи стали именоваться королями Прусскими.
 
Так что отвлечемся ненадолго от берлинского праздника по поводу рождения наследника, будущего Фридриха Великого.

Зайдем в тринадцатый век. В Священную Империю, которая просуществовала буквально тысячу лет: с 800 по 1806 год.

Бывали времена, когда в ней насчитывалось до трехсот государств – больших, средних и совсем маленьких, размером с город! В каждом был либо король, либо князь (титул «фюрст» означал что-то среднее между герцогом и графом), граф, герцог или эрцгерцог. Военачальники-маркграфы владели и управляли марками – укрепленными пограничными округами. А вольные города, которые назывались также имперскими, приглашали себе на службу военачальников-бургграфов.

Несколько самых важных церковных и светских правителей назывались князьями-избирателями, курфюрстами, – они избирали императора.
 
Сначала в Аахене на голову избранника возлагали корону короля Германии. Потом новоявленный германский король отправлялся в Милан и там получал итальянскую
королевскую корону. И, наконец, третьей короной, теперь уже императорской, короновал его в Риме сам папа.

Однако к папе название Римская не имело никакого отношения. Империю назвал так Карл Великий, король франков (742-814), первый император. Он хотел показать: его империя – наследница Древнего Рима и ее императоров. А слово Священная подчеркивало божественное происхождение императорской власти.

Папа Урбан IV в 1263 году своей Золотой буллой назначил курфюрстами семерых владык: архиепископов Трира, Майнца и Кёльна, маркграфа Бранденбургского, пфальцграфа Рейнского, герцога Саксонского и короля Богемии.

Сто сорок семь лет спустя курфюрсты короновали императором Сигизмунда – сына императора Карла IV из Люксембургской ветви старинного рода Габсбургов.
 
Сигизмунд (1368-1437) был очень красив, хорошо образован, нерешителен, коварен, непостоянен и легкомысленнен. Ни на одно его слово нельзя было полагаться. Ему принадлежало самое большое в империи королевство Венгрия и маркграфство-курфюршество Бранденбург (сам город Бранденбург на реке Гафель был основан еще в середине XII века). Так что император Сигизмунд был сразу и императором, и королем, и маркграфом, и курфюрстом!

А за год торжественного события коронации поступил к нему на службу бургграф Нюрнбергский – Фридрих VI Гогенцоллерн. Уж в очень большие финансовые трудности попал он из-за неудачной войны.

Фридрих VI гордился своими предками, и вполне справедливо. Дом Гогенцоллернов считался, пожалуй, подревнее Габсбургского.

Родовой замок Высокий Цоллерн в горах Швабишен Альб был действительно высоким – стоял на высоте 855 метров. Графы Бурхард и Вецель фон Цолорины (Гогенцоллернами члены династии стали называть себя только лет через двести) погибли в одном из сражений, и печальное это событие записано под 1061 годом.

Через сто тридцать лет после гибели Бурхарда, в 1191 году, его правнук выгодно женился и стал бургграфом Нюрнбергским – Фридрихом I. Хотя как Цоллерн именовался Фридрихом III. Но таков был обычай: приобрел новое владение – начинаешь в нем новый счет государей своего имени.

Гогенцоллерны очень любили называть своих детей Фридрихами, и когда читаешь историю этого дома, голова начинает слегка кружиться...

Так вот, у бургграфа Фридриха I Нюрнбергского Цоллерна было два сына. Старшего звали... ну, конечно же, Фридрих, и от него пошла старшая, Швабская ветвь. А младшего звали Конрад, и он дал начало младшей, Франконской ветви.

Отец отдал Фридриху все старинные родовые земли и замок Высокий Цоллерн, а Конраду – только Нюрнберг. Это было в обычае: выделять старшего (в иных странах доходило до того, что младшим братьям ничего не доставалось, и становились они бедными странствующими рыцарями...).

Старшая ветвь, впрочем, ничем особенным не прославилась. Она распалась на три линии – Хехингенскую, Зигмарингенскую и Хайгерлохскую, и ее постепенно заслонило могучее дерево, разросшееся от Конрада и его потомков. Так что мы будем говорить в дальнейшем главным образом о младшей ветви.

Но между собой, насколько можно заметить по историческим хроникам, старшие и младшие Гогенцоллерны не ссорились и по мере сил поддерживали друг друга.

Потомки Конрада, три нюрнбергских Фридриха – III, IV и V – много сделали для возвеличивания рода. Фридрих III стал благодаря женитьбе маркграфом Байройтским. Фридрих IV получил от императора маркграфство Ансбах и другие земли во Франконии, южной области империи. Фридрих V новых земель не приобрел, но зато возведен был в сан имперского князя.
Хоть Фридрих VI и стал слугой императора, слово его значило немало. Сигизмунд, получив корону, щедро вознаградил за службу: сделал Фридриха своим наместником в Бранденбургской марке. Произошло это в 1411 году, а четыре года спустя император и вовсе отдал марку в лен, то есть в верховное управление.
 
Так бургграф Фридрих VI Нюрнбергский стал ленным маркграфом Фридрихом I Бранденбургским. В императорской грамоте было сказано, что ему позволено делать в Бранденбургской марке все, на что имеет право император или наследственный маркграф, – только не быть курфюрстом. Однако император, если того захочет, пожалованное может отобрать, заплативши маркграфу 400 тысяч талеров отступного, – земля-то все-таки императорская...

Рыцари и некоторые города Бранденбургской марки встретили нового маркграфа враждебно. Рыцари отказались давать присягу и подняли мятеж.

Но на сторону Фридриха Бранденбургского встали магдебургский архиепископ Гюнтер и герцог Рудольф Саксонский.

А Прекрасная Эльза, жена Фридриха, привела помощь с юга, из франконских владений Гогенцоллернов.

После трех лет борьбы наступил мир: противники Фридриха бежали.
Отношения с императором Сигизмундом оставались чрезвычайно хорошими, и он 18 апреля 1417 года без всяких разговоров о своем праве выкупа возвел маркграфа Фридриха I Бранденбургского в курфюрсты и сделал этот сан наследственным.
 
Для такого шага власти императора было, однако, недостаточно. Он должен был заручиться одобрением других курфюрстов, а также фюрстов и графов. Торжественная церемония состоялась в городе Констанц, императорской столице на берегу Боденского озера, что на юге нынешней Германии.

Новый курфюрст Бранденбургский в северной глуши не сидел. Человек придворный, по горло занятый делами империи, он появлялся в обретенных владениях редко, а потом и вовсе перестал наведываться. Правил там его старший сын Иоганн по прозвищу Алхимик.
Отец пытался сделать Иоганна курфюрстом богатой и обширной Саксонии. Императору такое возможное усиление бранденбургских курфюрстов совершенно не понравилось – отношения охладились.

Они совсем ухудшились, когда в 1420 году начались продолжавшиеся одиннадцать лет походы ревностного католика Сигизмунда против гуситов – последователей первого реформатора церкви, чешского священника Яна Гуса.
 
Сигизмунд поступил с Гусом крайне подло. Он обещал своим честным словом, что тот, ничего не опасаясь, может приехать в Констанц на церковный собор и высказать свои взгляды, которые папа Римский называл еретическими.
 
Гус приехал. Папа потребовал выдать еретика. А на вялое возражение Сигизмунда насчет императорского слова сказал, что слово, данное еретику, ничего не значит.

Для Сигизмунда этого было достаточно. Гуса взяли под стражу, осудили и сожгли на костре вместе с его другом Иеронимом Пражским.

Таких действий императора курфюрст Бранденбургский не одобрял (в чем просматривается начало протестантских взглядов всех Гогенцоллернов).

И однажды не пришел со своим войском на помощь Сигизмунду, ссылаясь на неотложные дела в своих владениях. Тот воспринял это как измену, даже хотел отобрать курфюршество (1427). Потом как-то все улеглось. А в 1437 году Сигизмунд умер.

Теперь бургграф Фридрих VI Нюрнбергский, он же маркграф Ансбах-Байройтский, он же курфюрст Фридрих I Бранденбургский попытался выдвинуть своего Иоганна не в саксонские курфюрсты – в германские императоры!

Но потерпел неудачу. Избрали другого: герцога Австрийского Альбрехта V Габсбурга, в императорстве он звался Альбрехтом II. С его восшествием на трон начался трехсотлетний непрерывный счет имен императоров Габсбургской династии.

Бог весть, как пошла бы история Европы, сумей Фридрих I Бранденбургский осуществить свои планы...

Годы его, однако, перевалили уже за шестьдесят пять, он решил поделить владения между своими четырьмя сыновьями, чтобы всё было ясно и поводов для спора не возникало. А через три года, как говорится, приказал долго жить ...