Маленький отпуск в Италии

Надиа Сперанцкая

        Один мой итальянский друг предложил погостить у него пару дней в Бари, городок на побережье Адриатического моря на юго-востоке Италии. К тому времени я уже за семь дней объездила почти все значимые города этой удивительной страны. Добравшись до вокзала в Римини, я зашла в кафе выпить чашечку ароматного каппучино и насладится еще раз пьядиной с бризаулой.
                Присев за столиком на улице, залитым солнцем, я от наслаждения прикрыла глаза, подставив под яркие солнечные лучи свое без того загоревшее лицо. После холодной московской зимы мартовское итальянское солнце кажется ласковым и безопасным, что само по себе заблуждение. За неделю моих пристрастных хождений по историческим местам Италии, от солнца нос покраснел и вот-вот начнет шелушиться. Ну и пусть, думаю я, это солнце греет меня не только снаружи, оно проникает внутрь, наполняя теплой легкой энергией мое измученное морозами тело.
          Потягивая кофе мелкими глоточками, я наблюдаю как молодая женщина прощается с барменом, повторяя несколько раз чао-чао-чао. Вообще, я заметила как тепло итальянцы общаются со знакомыми и близкими им людьми. Если это встреча, то звонкое «Чаооооо» и непременно поцелуи в щеку и искренняя улыбка. Если прощание, то они несколько раз целуются и повторяют нежным голосочком свое «Чао-чао».
          Поглядываю на часы, через 30 минут отправляется мой Евростар, так здесь называют скоростные поезда повышенной комфортности.
          Подходя к платформе, я слышу объявление о задержке моего поезда на 10 минут. Надо сказать, что я не раз слышала от своих соотечественников, что поезда в Италии редко приходят вовремя, а вдобавок ко всему еще могут внезапно поменять платформы прибытия, так что я побрела к табло удостовериться, что стою на правильной платформе.
          Наш поезд прибыл на 20 минут позже и что меня удивило, как только люди вышли из вагонов, женщина в форме быстро шагающая вдоль состава, стала дуть в свисток, подавая сигнал машинисту об отправлении. Не добежав до своего вагона, я быстро взобралась в первый попавшийся, и к моему удивлению поезд тронулся, не простояв и двух минут на станции.
          Моим соседом оказался приятный старичок, который увидев мой багаж стал извинятся, что с радостью предложил бы мне забросить сумки наверх, но к сожалению не достаточно молод и силен. Я улыбнулась ему, махнула рукой со слова «Ниенте. Грацие», и покатила свой багаж в середину вагона к  багажной стойке.
         Эмилио, мой друг, был прав, что мне не придется скучать в поезде,  так как маршрут его проложен вдоль моря и все четыре с половиной часа я буду наблюдать прекрасный вид из окна.
         Объявили мою остановку, я по-тихоньку приготавливаюсь к выходу, мои соседи желают мне хорошего путешествия, мы обмениваемся уже привычным для меня Чао-чао, и я покидаю вагон. Эмилио встречает меня со слова: «Ты себе представить не можешь каким подарком для меня   стал твой приезд!» Мы довольные встречей идем к машине. По дороге он рассказывает о главных улицах города, мы выскакиваем на дорогу  вдоль набережной, и мчимся за город. Дом Эмилио расположен на закрытой территории, поэтому он шутит, что может не закрывать двери, т.к. посторонние тут не ходят. 
         Оставив меня отдыхать после дороги, Эмилио вернулся в город. Осматривая дом, я сделала вывод, что он сделан безо всякого намека на семью. В нем одна спальня, одна большая гостиная, две душевые, комната-джакузи, я так прозвала ее потому, что в ней стоит огромная ванна-джакузи, похожая на бассейн. Из гостиной можно попасть в сад. Сейчас март и возможности посидеть в этом красивом уютном саду не преставиться, но не смотря на это тут все цветет и зеленеет. Я вспомнила на мгновение, что покидая Москву, шел снег и мне показалось, что от моего отъезда до теперешнего момента прошли месяцы. Мне захотелось потрогать листву на деревьях и эти красивые цветочки белого и розового цветов, чтоб убедиться, что они настоящие.
         Начало смеркаться, когда вернулся Эмилио. Мы отправились в город поужинать. Какой удивительный мой Эмилио,  у него распланированы все дни моего пребывания. Он как-будто готовился заранее к моему приезду, хотя я приняла его предложение только сутки назад. Я даже и представить не могла, что мои последние дни каникул пройдут так увлекательно.
         В ресторане мы заказали все меню по списку из антипасты. Нам стали приносить тарелки с закусками, так быстро, что мы не успевали распробовать блюда, и на столе уже не было свободного места, а тарелки все несли и несли. Эмилио решил, что мне непременно надо попробовать все закуски, которые делают только в их регионе Апулья. Мне понравилось многое, но от чего-то пришлось отказаться. Когда официантка подошла с вопросом: Желаете пиццу или пасту? Я просто замахала руками.
         Итальянская еда бесподобна. Эти вкуснейшие соусы, заправки и прочее что придает простым блюдам неповторимый вкус, заставляют съедать больше, чем ты смог бы. Едят они не так как мы. Утром съедается только кусочек сладкого печенья или корнетто с кофе, потом днем около часа наступает обед, в который съедается паста как первое блюдо, затем они принимаются за основное блюда, состоящее из мяса или рыбы с гарниром, потом обязательно десерт или фрукты. После такого обеда наступает сиеста — время для отдыха и длится примерно 3 часа. За это время можно поспать или просто поваляться на диване перед телевизором. Сиеста задумана в этих странах с жарким климатом для того, чтоб в самые жаркие часы дать организму отдохнуть и не изнурять его работой под палящим солнцем. Сейчас март, и жары нет, но итальянцы не меняют своих привычек. Ужинают они поздно и съедают достаточно много, пьют вино и болтают с друзьями. Придя в ресторан невозможно увидеть скучающего итальянца, в одиночестве жующего свой кусочек пиццы. Они приходят компаниями и если, так сложилось, что пришел в одиночку, то непременно заводят непринужденную беседу с соседями.
         На следующее утро мы отправились вместе по делам Эмилио. Он адвокат и, поэтому мы объездили несколько судов, подали какие-то бумаги, забрали какие-то бумаги. Ближе к двенадцати, мы заехали в магазин за продуктами. Такого ассортимента свежих сыров я не видела даже по телевизору. А цены!  То, что в наших Азбука вкуса и Глобус Гурмэ продается по заоблачным ценам, тут стоит вполне приемлемо, чтоб покупать это на завтрак-обед-ужин. А качество! Да, это не безвкусная мацарелла, сделанная в Саратове и не Пармезан, который невозможно разрезать ножом. Только из итальянских продуктов получается настоящая итальянская еда! При всем моем желании приготовить пасту в Москве, хоть издали похожую на итальянскую, из того, что предлагают в наших магазинах, не возможно.
         По приезду домой, Эмилио стал лихо орудовать на кухне. Достал замороженные вешенки, бросил их на сковороду, засыпал рис в скороварку с какими-то приправами и добавками. Запихивая продукты в холодильник, я поинтересовалась чем могу помочь. Он глянул на меня и сказал: «Можешь помыть клубнику»,  так, как-будто толку от меня на кухне больше никакого.
         Обожаю мужчин, которые умеют и любят готовить. Мне и на этот раз повезло. Мы накрыли на стол, Эмилио стал подавать блюда - ризотто с грибами, салат из рукколы с мацареллой и помидорами черри, плеснул мне в большой бокал красного вина, наполнил бокалы водой и мы принялись вкушать обед.
         Здесь впервые я попробовала клубнику с бальзамическим соусом. Вкус непривычный, но мне понравилось. Клубника в этом случае не играет роль десерта, она скорее похожа на салат.
         Закончив с обедом, мы уселись на диван, обложившись подушками и стали обсуждать планы на вечер. Эмилио придвинул к себе мою ногу и стал массировать ступни. До чего проницательны итальянские мужчины, от наслаждения, мне захотелось замурлыкать.
         На вечер решили, что я пройдусь по старому городу, а он в это время поработает в офисе, а потом созвонимся и поужинаем в одном уютном ресторанчике, который славится биологической кухней.
         Я бродила по улочкам старого города, зашла в Базилику Николая Чудотворца. Сам храм не поразил меня богатым убранством, какие я видела в других городах на севере Италии, но спустившись по лестнице в  нижнюю крипту базилики, я почувствовала себя в России. Тут все напоминает русскую церковь. Красота, роскошные убранства все стало не важным, я села на скамью напротив тумбы, под которой располагаются мощи святого и просидела минут двадцать. Мне хотелось пропитаться этой атмосферой. Я разглядывала иконы, стены, картины, колонну, которая исцеляет людей.
         Место, куда приходят русские люди за надеждой, где человек с русской душой, обнажает ее перед богом и святыми,  сейчас для меня перестало быть объектом туризма. Я подошла к ограждению, опустила в ящик несколько монет, еще раз окинула взглядом крипту, перекрестилась у иконостаса и направилась к выходу.
         Выйдя из базилики, пройдя через ворота, я попала в сердце старого города. Узенькие улочки, дома с низкими арками, почти на каждом доме висит большой образ какого-либо святого, убранного цветами и рушниками. С каждого окна, по натянутым веревкам свисает и развевается на ветру выстиранное белье. Эмилио рассказывал, что в старом городе раньше  проживали только бедняки, но с недавних пор стоимость на жилье в этом районе выросла и стало престижно покупать здесь апартаменты. Но, по всей видимости, в значительной мере здесь все еще проживают люди без особого достатка. Можно заглянуть в окна и увидеть очень скромное убранство внутри. Обшарпанные стены домов, почти развалившиеся лестницы, ведущие на второй этаж и это белье, развешанное повсюду, выглядит так удручающе, как-будто люди живут в прошлом времени и только припаркованные  мотоциклы и мерцающие в окнах голубые экраны телевизоров напоминают, что все-таки  мы не в  средневековье.
         Стало смеркаться и меня охватило огромное желание выбраться из этих узких лабиринтов, сообразив сфотографировать карту достопримечательностей старого города со стены базилики, я попыталась найти выход. Немного побродив между церквями и музеями, я нашла дорогу к Швабскому замку. А оттуда попала на главную улицу Витторио Эмануиле. Вот ресторан, в котором мы ужинали накануне с Эмилио, я вздохнула с облегчением, здесь я хорошо ориентируюсь. Было достаточно времени, чтоб пройтись по магазинам. Свернув на пешеходную улицу с многочисленными магазинчиками, я стала заходить из одного в другой. Несмотря на все опасения Эмилио, что на улицах небезопасно и могут пристать незнакомцы, а возможно и украсть сумку, он даже оставил мне две свои визитки с адресом офиса, одну велел положить в сумку, а другую в карман плаща, чтоб в случае чего я смогла найти к нему дорогу, ничего ужасного со мной не происходило. За исключением нескольких высказываний вслед типа «Сэй бэллиссима!».
         В десять часов вечера за мной заехал мой кавалер и мы направились в ресторан, который расположен на берегу моря. К сожалению, погода не позволяла нам поужинать на террасе с видом на море, и, мы расположились на первом этаже, где было гораздо теплее. Управляющий этого небольшого ресторанчика встретил нас как долгожданных гостей. Принес нам воду в бутылке синего цвета и  пояснил, что научно доказано, что воду лучше хранить в сосудах именно синего цвета. Эмилио в очередной раз взял на себя смелость сделать заказ за обоих, я полностью полагалась на его выбор и вкус. И не ошиблась, после того, как попробовала кусочек торта ди вердура. Меня охватило желание выпытать у кухарки рецепт этого божественного яства, тающего во рту. Потом принесли пасту с соусом из томата и с добавлением каперсов. Эмилио поинтересовался у меня как мне такая паста, я ответила, что готова съесть ее вместе с вилкой, и заметила довольную улыбку на его лице. Закончив трапезу десертом, мы покинули ресторан под теплые прощальные слова управляющего.
         Я все еще никак не могу перестроится во времени и разница в три часа дает о себе знать. Под приятную музыку и нежные проглаживание моей руки Эмилио, я засыпаю в машине.
         Утром Эмилио разложил мне план действий на день. У него был заготовлен для меня с утра поход по магазинам, потом поездка в аквапарк, и вечером мы должны будем появится на закрытой вечеринке под названием «Уна фэста мольто элеганте».
         На обед мой личный шеф-повар приготовил равиоли с ореховым соусом и индейку с овощами, запеченную в духовке. За обедом он меня спросил готовят ли русские мужчины так как любят и делают это итальянцы. Я ответила, что русские мужчины не в состоянии даже разогреть уже приготовленные блюда, и будут сидеть голодными, дожидаясь жен с работы, когда те на блюде принесут еду и поставят им под нос. Он рассмеялся и сказал, что я должно быть шучу. А вот мне стало грустно и очень обидно за наших женщин, ведь в большинстве случае так оно и происходит. Такие уж у нас мужчины.
         В аквапарке я провела более двух часов, помассировала под массажными струями все части тела, проплыла раз десять по искусственному течению, и мне стало не хватать моего принца. Укутавшись в его халат я прогуливалась по аквапарку наблюдая за тем, как учат прыгать с тумб в воду малышей и без конца поглядывала на огромные настенные часы. Очень жаль, что моя поездка сюда не выпала на выходные или праздничные дни, чтобы все время проводить вместе.
         Наконец приехал за мной Эмилио, он сказал, что задержался потому, что ездил на вокзал  покупать мне обратный билет. О, боже, как время пролетело! Завтра мне надо быть в Римини, а еще через день возвращаться в Москву. Как жаль, мне хочется продлить эту сказку, хоть на денек.
         По дороге Эмилио заговорил о том, что за дни проведенные со мной у него возникло ощущение словно я всегда была в его жизни. Мне приятно слышать и я отвечаю, что чувствую тоже самое. Сложно общаться, когда еще только начинаешь говорить по-итальянски, ты все понимаешь и есть огромное желание выразить свои мысли, но ты можешь высказаться только как трехлетний ребенок, просто и иногда бессвязно отдельными словами. Но на счастье у итальянцев язык жестов и поцелуи говорят краше любых слов. Мы целуемся и он крепко сжимает мою руку.
         «Уна фэста мольто элегантэ» означало, что все должны быть одеты очень элегантно и что там соберутся только сливки общества по специальным пригласительным.
          Эмилио сам выбирал то, что будет на мне этим вечером. Итальянцы тонко чувствуют красоту и моду. Когда я стояла сегодняшним утром в ожидании Эмилио, разглядывала проходящих людей, было такое ощущение что я на показе мод.  Все люди и молодые и даже тот старик, проходили мимо меня с элегантно повязанными шарфами и в дорогой обуви. Женщины как правило днем в такую погоду одеты в пиджак, блузку, брюки и сапоги, все подобрано в тон и со вкусом, мужчины в костюмах, а если нет, то джинсы и пиджак, хорошие замшевые ботинки и шарфик. Как приятно на них смотреть.
          Эмилио выкатил свое нарядное белого цвета BMW с открытым верхом, и мы выдвинулись на фэсту. Мужчина в форме охранника жестами показал нам, что мы можем припарковаться между оливковыми деревьями. Дело в том, что эта фэста проходила в особняке, переделанном под клуб для закрытых вечеринок. Вокруг особняка был раскинут красивый сад и плантация с оливковыми деревьями. Пройдя по аллее вдоль оливковых деревьев и припаркованных между ними автомобилями возникало чувство, что меня пригласили на автомобильную выставку, такое количество дорогих Порше, Феррари, Ломбарджини я не видела в своей жизни.
         С важным видом мы направлялись ко входу, уже в очереди в гардероб к Эмилио стали подходить знакомые и справляться о делах. Мне было приятно, что он представлял меня всем знакомым, а не задвигал меня за спину или делал вид, что я невидимка. В моей блузке без рукавов оказалось прохладно, так как двери в сад были открыты, что создавало сквозняк, но я наотрез отказалась надевать плащ, видя как дамы щеголяют с открытыми декольте и спинами в вечерних платьях. Я попросила Эмилио принести мне бокал вина. Поворачиваясь ко мне с бокалом вина, перед ним и мной вдруг как стена появилась дама, выхватила у него мой бокал вина со слова «Грацие, Эмилио, мольто джентиле!», и обхватив моего кавалера рукой за шею, стала что-то нашептывать ему на ухо. От такого нахальства я остолбенела. Он улыбался натяжной улыбкой и по взгляду было понятно, что он не знает как от нее избавится, тут она пожелала ему приятного вечера и самоликвидировалась. Эмилио попросил еще бокал вина, я выпила его почти залпом, чтоб согреться, и попросила еще.  Протискиваясь через толпу, облепившую барную стойку, мы оказались в месте, откуда доносилось пение. Это играл и пел вживую квартет. Играли приятную знакомую музыку. Солистка - блондинка в теле с короткой стрижкой в черном с блестками платье, пела с невероятным надрывом на английском языке. Для меня всегда было странным, что итальянцы не очень любят свои песни, а предпочитают англоязычные.
          В зале расставлены диваны красного и белого цветов, невысокие столики между ними, на белых покрашенных стенах висят картины с обнаженными женскими фигурами, нарисованными графитным карандашом, и везде где можно стоят зажженные толстые белые свечи. По углам расставлены подставки на которых стоят картины с различными пейзажами, наверное какой-то молодой художник решил о себе заявить таким способом. Эмилио предлагает мне на пару секунд, ввиду моего не по сезону наряда, окинуть взглядом сад. Я тут же пожалела, что не взяла с собой какую-нибудь меховую накидку.  От свежего мартовский ветра меня сразу бросило в дрожь, но бежать обратно я не торопилась и с восторгом выпалила: «Какая красота! Эмилио, Я хочу приехать сюда летом, это не сад, это рай!. Тут и пальмы, и ели, и разные кустарники, и уже цветущие деревья, и фонтан, и фонари, освещающие эту красоту». «Да, - отвечает он, - летом здесь все будет по-другому».
          Эмилио пошел к бару взять мне коктейль по-крепче, а я наблюдала за парами, их тут было не много и практически все пары старше 45 лет. Роскошно одетые дамы с элегантными мужчинами, как только мы встречались взглядами, посылали мне свои улыбки. Показался Эмилио с махито в руке. Мы присели на диванчик, перед нами выросло несколько мужских фигур, которые хлопали в такт певице и пританцовывали. Я смотрела сквозь маленькие щелочки между ними на артистов. Потом Эмилио взял меня за руку и повел к месту, где раздавали пасту. Вручив мне тарелку, он спросил: «А как в России проходят такие вечеринки?» Я ответила, что все также, только больше пьют и никто пастой не кормит. Он расхохотался.
         Певица стала приглашать всех на танцпол, запела что-то популярное и заводное. Мы с Эмилио присоединились к танцующим. Нам даже посчастливилось станцевать медленный танец, после чего мой кавалер предложил покинуть особняк и поехать домой.
         По дороге он объяснил мне, что поехал туда только ради меня, он не любитель подобных вечеринок. Что там собираются люди, которым интересно только в чем ты одет, твоя машина и твоя спутница. Но само место восхитительное, сказала я, и поблагодарила его за то, что он мне его показал.
         Утром надо было готовится к отъезду. Какое грустное утро! Мне жаль расставаться, знаю, что следующая встреча будет не раньше июня.
         Эмилио приготовил для меня ланч в дорогу, упаковав все в лучшем виде, не забыв ни про салфетки, ни про воду.
         Рано утром мы выехали в город, чтоб иметь возможность до моего отправления посетить фитнес-клуб. Пока Эмилио поднимал тяжести в зале, я меняла турецкую баню на финскую сауну, потом стояла под душем-шарко, лежала в релаксирующем кресле под приятную музыку и разноцветные огоньки в теплом холле, затем переместилась в зал отдыха, мне закипятили воду для чая в электрическом самоваре. Подумать только настоящий русский самовар в СПА в Италии. Лежа на белом кожаном лежаке, повторяющем изгибы тела, в мягком махровом халате и потягивая красный чай, я совсем потерялась во времени. Тут послышались голоса, в сауну пришел народ. Девушка в белом халате объясняла и показывала им как тут что работает. Я заставила себя подняться и поплелась в раздевалку. Вот это да! У меня поезд через час! А мне казалось, что вместо двух часов я пробыла тут только минут 40. Только я успела натянуть платье, как послышался голос Эмилио. Я выбежала ему навстречу и попросила 10 минут на сборы.
        Вместе с другом-писателем, Эмилио ждал меня в коридоре. Друг его гораздо старше, на вид ему лет 55. Эмилио рядом с ним кажется молодым парнишкой. Мы вместе усаживаемся за стол в кафе выпить по чашке кофе. Делаем это быстро. Эмилио тепло прощается со своим приятелем и вот мы уже мчимся на вокзал.
        Поезд прибывает вовремя, я получаю прощальный поцелуй, еще один, и еще один, итальянцы говорят, что три поцелуя приносят удачу. Взбираюсь в вагон, прохожу на свое место. Эмилио купил место около окна, как мило! Это, чтобы мне не было скучно, буду опять смотреть на море, потом на холмистые пейзажи, и снова на море. Но мне все равно очень-очень грустно, - завтра я возвращаюсь в зиму, в надоевшие будни, в скучные выходные, и опять с нетерпением буду ждать того момента, когда я смогу вернуться в так горячо полюбившуюся мне Италию.